Формирование умений словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактической игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 19:06, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Отечественные лингвисты, психологи и психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования. Нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной, а затем и в письменной речи. Поэтому проблема нарушений процессов словообразования у дошкольников с ОНР является актуальной. Кроме того, предполагается, что в игре ребенок примеряет на себя совсем иные роли и ему легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности.

Содержание

Введение

Глава 1. Научно-методические основы формирования умений словообразования у детей дошкольного возраста

.1 Онтогенез словообразования

.2 Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Глава 2. Экспериментальное исследование

.1 Методики констатирующего эксперимента

.2 Анализ результатов экспериментального исследования

Глава 3. Игровая деятельность, как средство формирования навыка словообразования

.1 Возможности игровой деятельности, как средства коррекционно-педагогической работы

.2 Использование дидактических игр в развитии умения словообразования

Заключение

Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование умений словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактической игры.docx

— 61.24 Кб (Скачать файл)

 

Глаголы от других частей речи образуются или посредством суффиксов, или посредством суффиксов и  приставок.

 

Прилагательное появляется очень поздно. До двух лет А.В. Гвоздевым  лишь три примера прилагательных, тогда как к этому времени  в большом количестве усвоены  существительные и глаголы, у  которых уже сформировались некоторые  грамматические категории. Даже наречия  появились раньше прилагательных: от 1, 11 до 2 лет уже отмечено несколько  наречий, имеющих одинаковую основу с прилагательными [5, с. 15].

 

Первыми в онтогенезе словообразования прилагательных появляются суффиксы ласкательности и уменьшительности. А.Н. Гвоздев отмечает их появление в 2,1. Суффиксы увеличительности (-ущ-, -ищ-) встречаются в единичных случаях в три года. Суффиксы принадлежности и отношений к предметам (-ин-, -ов-, -ев-) встречаются часто начиная с 2,3. Позднее, в 7,10 лет появляется сложный суффикс -инов-. Примерно в это же время появляются суффиксы, обозначающий склонность к действию (-уч-, -ач-). При словообразовании прилагательных позже 5 лет не наблюдается каких-либо изменений в основах слов [5, с.15].

 

1.2 Особенности словообразования  у детей старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи

 

 

Развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается  в тесной связи с изучением  словотворчества детей, анализом детских  словообразовательных неологизмов (К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович и др.). Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования [21; 25; 26; 27].

 

Лексические средства из-за своей ограниченности не всегда могут  выразить новые представления ребенка  об окружающей действительности, поэтому  он прибегает к словообразовательным средствам.

 

Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова указывают, если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае, если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребенка [10].

 

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя сложнейшими  процессами, которые являются определяющими  для дальнейшего развития словообразовательного  уровня языковой деятельности: процессами вычленения и семантического синтеза. Эти процессы отражают уровень знаний ребенка об окружающем мире, структурированность  и детализацию тех элементов  действительности, которые были выделены в процессе коммуникации и которыми ребенок овладел в ходе деятельности.

 

По данным Т.Б. Уваровой, дети дошкольного возраста в основном используют морфемный способ образования. Наиболее интенсивное формирование словообразовательных умений и навыков происходит в 4-5 лет, когда ребенок с нормальным речевым развитием практически овладевает основными законами морфологии и словообразования [20, с. 50].

 

Как показывают экспериментальные  материалы, полученные в исследованиях  Э. А. Федеравичене и А. Г. Тамбовцевой, детское словообразование имеет свои особенности в различные периоды дошкольного детства. Так, как показывают материалы, полученные Э. А. Федеравичене, ребенок трех лет, пытаясь объяснить значения слов на основе их состава, почти не использует словообразовательные средства для создания производных слов, к пятилетнему возрасту у него резко возрастает способность не только объяснять значения слов по составляющим их частям, но и способность создавать новые слова. К шести годам ребенок достигает того уровня речевого развития, который возможен при стихийном владении языком. А. Г. Тамбовцевой было выявлено три типа словотворческих процессов у детей: речевые ошибки, собственно словотворчество, ориентировочные действия [22,с. 16.].

 

Многие ученые (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская), изучавшие вербальное и невербальное развитие детей с  общим недоразвитием речи, неоднократно указывали на их трудности в овладении  словообразовательными процессами [7; 11; 3; 23; 24].

 

Общее недоразвитие речи (ОНР) - это различные, сложные речевые  расстройства, при которых у детей  нарушено формирование всех компонентов  речевой системы, относящихся к  ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [4].

 

Анализируя состояние  речи у детей с ОНР, Т.В. Туманова констатирует у них недостаточность  словообразовательных навыков уже  в дошкольном возрасте. В устной речи эта недостаточность проявляется  в неполноте использования разных частей речи, множественных заменах  и смешениях слов, отсутствии в  словаре ребенка многих слов и  т.д., вследствие чего в речи употребляются  в основном существительные и  глаголы, реже используются прилагательные, местоимения, наречия [17, с. 38.].

 

Нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в  структуре такого сложного дефекта, как общее недоразвитие речи. Вследствие этого недостатки словообразовательных операций отмечаются у дошкольников с ОНР на разных этапах восприятия и порождения речевого высказывания [17, 40.].

 

Так, Р.Е. Левина, указывая на различные речевые возможности  детей с ОНР, отмечала полную недоступность  словообразовательных действий детям  с первым и вторым уровнями речевого развития [11].

 

Т.Б. Филичева, выделяя дополнительный, четвертый, уровень ОНР, отмечает у  этих детей существенные затруднения  при образовании сложных слов, прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоционально - волевое состояние  живых объектов, при образовании  существительных со значением единичности [24.].

 

У детей с общим недоразвитием  речи часто оказываются несформированными  навыки практического словообразования: относительных прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами («деревко», «ведречко»), сравнительной степени прилагательных и т.п. Ярко проявляются неточное знание и употребление многих слов; в активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, действия, признаки, состояния предметов, затруднен подбор однокоренных слов [22].

 

В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень невелико (-ик, -очек, -чик, -енок, -ок, -ят, -к) [20, с.52].

 

Т.В. Тумановой представлена типология словообразовательных ошибок, которая демонстрирует трудности, возникающие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на этапе восприятия речи и на этапах внутреннего программирования [19, с.75.]:

 

ошибки в выборе производящей основы для будущего слова, в результате чего образуются детские неологизмы («белёвая» - машинка для стирки белья, «еденая» - машина, которая едет);

 

преимущественная ориентация на корневое значение слова, приводящая к ошибочному называнию (например, к  словам «ключник», «ключ», «ключик» подбирается  одна и та же картинка с изображением ключа);

 

недифференцированное понимание  значений аффиксальных словообразовательных элементов (например, одна и та же картинка подбирается к глаголам «пришел», «подошел», «перешел»);

 

нарушение операций выбора в  долговременной памяти словообразовательного  аффикса, соответствующего заданной модели слова. Это часто проявляется  в «переборе» возможных вариантов  морфем, например, при ответе на вопрос: Как называется того, кто точит  ножи?», ребенок отвечает: «точилкин, нет, точилка… а может, точинник?» и т.п.;

 

смешение слов с многозначными  аффиксами (например, для картинки «цветник»  ребенок признает правильными такие  варианты слов, как «цветик», «цветочница»);

 

несоблюдение формальных условий при образовании нового слова: его звуковой, слоговой структуры, ударности и пр. Например, вместо «нарисовал» ребенок говорит  «санаявал»;

 

замещение словообразования на аграмматичное ситуативное высказывание (например, вместо «муравейник» - куча, для муравьев которая).

 

Представленная типология  ошибок свидетельствует об ограниченных возможностях усвоения дошкольниками  с недоразвитием речи морфем как  языковых знаков и овладения операциями с ними.

 

Таким образом, Т.В. Тумановой  были сделаны важные выводы, свидетельствующие  о слабой готовности дошкольников с  общим недоразвитием речи 3 уровня к выполнению базовых словообразовательных операций; а именно [18, с. 58.]:

 

дети с ОНР значительно  отстают от сверстников с нормально  развитой речью даже при проведении простейших операций выделения словообразовательных морфем из состава слова;

 

у детей с ОНР отмечен  низкий уровень сформированности предпосылочных для развития словообразования условий. Причем наблюдается недостаточность как речевых условий (скудость первичного словаря мотивированной лексики, ограниченность использования производных форм в активном и пассивном плане), так и условий когнитивных (слабость мотивационной сферы, недостаточность объема зрительной и слуховой памяти, памяти на линейный вербальный ряд, неточность спецификации ситуации и т.д.). Значительно нарушены все компоненты интегративных операций и правила их проведения: выбор мотивирующей основы, нахождение в долговременной памяти нужной словообразовательной морфемы и синтезирование ее с производящей основой [18, с. 58.].

 

О.М. Вершининой было проведено исследование о самостоятельном образовании производных имен прилагательных от существительных при помощи суффиксации. По результатам как у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, так и у детей с нормальным речевым развитием наблюдались следующие ошибки [2, с. 40]:

 

) Замена суффиксов. Дети получали неологизмы при помощи различных нормативных суффиксов. Для окказионализмов они часто использовали суффиксы «и» и «ов», имеющие высокую активность в этой модели. В ряде случаев испытуемые употребляли суффикс «и» там, где требовался «ов», и наоборот, вместо «н» использовали «ов» («грибной» - «грибовый», «березовый» - «березный», «фарфоровый» - «фарфорный»);

 

) Наложение суффиксов. Например, «черничный джем» - «чернивный», «грибной суп» - «грибиновый». Возникновение этой ошибки объясняется тем, что ребенок здесь как бы усиливает качественную оценку предмета, объекта или явления, либо, напротив, подчеркивает лишь частичную ее выраженность;

 

) Отсутствие суффикса. Например, «сосновая шишка» - «сосная», «вишневое варенье» - «вишное», «ножницы из металла» - «металые»;

 

) Отказы от выполнения  задания.

 

Следующие особенности, как  отмечает О.М. Вершинина, характерны только для детей с ОНР:

 

) Образование неологизмов  при помощи ненормативных суффиксов. Например, крыша «из соломы» - «соломта», занавеска «из ситца» - «сическая», «сичная», ножницы «из металла» - «металовичи»;

 

) Лексические замены. Наблюдались замены слов как близкие по семантике («пуховая подушка» - «пушистая»), так и далекие («металлические ножницы» - «меховые»);

 

) Использование приставки. Например, «грушевое варенье» - «игрушеновое варенье»;

 

) Словоизменение. Дети правильно образовывали словоформу, но при этом могли допускать нарушения согласования и воспроизводить ее в косвенном падеже. Например, «черничный джем» - «черничная джем», «вишневое варенье» - «вишневая варенье»;

 

). Неправильный выбор основы  мотивирующего слова. Например, «шишка ели» - «шишковая» [2, с. 40].

 

У детей с ОНР выбор  морфем очень ограничен. Кроме того, на речевое поведение дошкольника, даже нормально говорящего, существенно  влияет предыдущий способ словообразования, наблюдается как бы «застревание» на нем. Для создания новых слов дети пользовались наиболее часто употребляемыми суффиксами. [2, с. 40].

 

Таким образом, овладение  способами словообразования является одним из главных показателей  нормального речевого развития. Словообразование рассматривают как основной путь и средство пополнения словарного состава  языка новыми словами, механизм создания производных слов. Процесс развития словообразования у детей в норме  начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже  в младшем школьном возрасте. Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их функцией в структуре языка. Поэтому вначале  появляются семантически простые, зрительно  воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Нарушение  процессов словообразования является стойким проявлением в структуре  общего недоразвития речи. Недоразвитие процессов словообразования проявляется  в стойких и специфических  ошибках устной речи.

 

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование

 

 

.1 Методики констатирующего  эксперимента

 

 

Экспериментальное исследование проводилось в апреле 2012 года на базе ДДУ №561 в группах для  детей с тяжёлыми нарушениями  речи. В исследовании приняло участие 20 человек. Средний возраст испытуемых составил 6,5 лет. У всех детей экспериментальной  группы в заключении стоит ОНР (III ур.), у 12 человек ОНР осложнено стёртой дизартрией.

 

Основной целью эксперимента явилось изучение особенностей словообразования у детей старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи.

 

Для реализации поставленной цели нами были определены задачи экспериментального исследования:

 

) выявить особенности  словообразования старших дошкольников  с общим недоразвитием речи;

 

) обработать данные, полученные  в ходе эксперимента и отобразить  их в диаграммах;

Информация о работе Формирование умений словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактической игры