Формирование умений словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактической игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 19:06, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Отечественные лингвисты, психологи и психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования. Нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной, а затем и в письменной речи. Поэтому проблема нарушений процессов словообразования у дошкольников с ОНР является актуальной. Кроме того, предполагается, что в игре ребенок примеряет на себя совсем иные роли и ему легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности.

Содержание

Введение

Глава 1. Научно-методические основы формирования умений словообразования у детей дошкольного возраста

.1 Онтогенез словообразования

.2 Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Глава 2. Экспериментальное исследование

.1 Методики констатирующего эксперимента

.2 Анализ результатов экспериментального исследования

Глава 3. Игровая деятельность, как средство формирования навыка словообразования

.1 Возможности игровой деятельности, как средства коррекционно-педагогической работы

.2 Использование дидактических игр в развитии умения словообразования

Заключение

Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование умений словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактической игры.docx

— 61.24 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, Е.И. Тихеева  делает вывод, как важно в интересах  стимулирования деятельности детей  и развития их языка, продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять  им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и развивать их язык. Отмечая большую роль взрослых в развитии детей, Е.И. Тихеева указывает, что участие воспитателя в играх детей не должно ограничиваться организацией обстановки, подбором игрового материала. Воспитатель должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу игр, влиять на обогащение их языка.

 

Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том  случае, если играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Ф.А. Сохин отмечает, что большое  влияние на развитие игры и речи в игре оказывают специальные  занятия с игрушками. Во время  игр создается возможность совместных действий и сопереживаний по поводу происходящего. Это способствует установлению соответствующего контакта между детьми и воспитателями. Дети и вне занятий легко обращаются к взрослым по разным поводам. Центральными обращениями, способствующими развитию речи, являются те, которые касаются способов действий с игрушками и самого игрового процесса. [13]

 

Но есть игрушки, утверждает Е.И. Тихеева, значение которых как  стимулов для проявления речи детей  велико. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животные, людей. Нет ни одной  игры, которая выдвигала бы столько  поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. "Игра в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд  навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них  наиболее близкой и понятной, навыков, которые они закрепляют в игре и каждый из которых требует речевого сотрудничества". [28,]

 

Е.И. Тихеева указывает  не то, что в детском саду должна быть дидактически оборудованная кукла. Такая кукла и относящиеся  к ее оборудованию предметы, сосредоточенные  в уголке куклы, используется в организованных играх и занятиях, которые способствуют развитию речи.

 

С.Л. Новоселова рассматривает  дидактическую игру, как эффективное  средство в ознакомлении с окружающим, обучению родному языку. По характеру  используемого материала, дидактические  игры делятся на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и  словесные. Рассмотрим некоторые из них.

 

Игрушка выдвигает возможности  для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных  ими словесных форм. Среди разнообразных  видов организованных занятий по развитию речи детей Е.И. Тихеева  придает особое значение играм с  мелкими, дидактически подобранными игрушками. Игрушки эти подбираются по категории: люди, жилища людей, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, орудия труда.

 

По мнению С.Л. Новоселовой, в процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки, рассматривание картинок на кубе. Занятия с кубом полезны для тренировки движений пальцев, что оказывает влияние на развитие активной речи. Особую роль в речевом развитии детей отводит С.Л. Новоселова словесным и дидактическим играм. В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.

 

В словесных играх, утверждает А.К. Бондаренко, ребенок учится описывать  предметы, отгадывать по описанию, по признакам  сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением "небылиц" и так далее. [1]

 

Игровые действия в словесных  играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают  к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет  в правильном произношении звуков и  слов. Дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. "Игры и занятия с детьми, которые  мало говорят, содействуют последовательному  накоплению их пассивного запаса слов. Пополнение пассивного запаса слов опережает  рост активного даже и тогда, когда  дети овладели механизмом речи. Совершается  это за счет речи, которую ребенок  слышит. Поэтому педагог не должен произносить лишних не нужных слов, но он не должен ударяться и в  противоположную крайность: необоснованно  скупиться на слова, лишать детей  восприятия содержательного, развивающего слова, обуславливающего развитие их собственной  активной речи". [28]

 

 

3.2 Использование дидактических  игр в развитии умения словообразования

 

 

Предыдущий этап исследования доказал практическую необходимость  специальных коррекционных занятий  по развитию навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР.

 

На основании изучения имеющейся литературы развитию речи с помощью дидактических игр, мы составили конспекты занятий (приложение 1, 2). В них мы включили игры, составленные самостоятельно по аналогии с теми, что представлены в литературе. Темы занятий были выбраны в соответствии с программой, содержанием которой предусмотрено  изучение в мае лексических тем  «Ягоды» и «Цветы». Задачи занятий  также были согласованы с требованиями программы.

 

 

Заключение

 

 

Как показал теоретический  анализ литературы, проблема является актуальной. Словообразование рассматривают  не только как основной путь и средство пополнения словарного состава языка  новыми словами, но и как механизм создания производных слов.

 

Овладение процессами словообразования является важнейшей частью при дальнейшем обучении ребенка. Осознанное овладение  знаниями о словообразовательном составе  слова в норме становиться  доступным в школьном возрасте. В  старшем дошкольном возрасте дети готовятся  к переходу на третий период формирования словообразования, на котором происходит усвоение норм и правил словообразования, самоконтроля, формирование критического отношения к речи, сопровождающееся снижением интенсивности словотворчества.

 

Экспериментальное исследование проводилось с использованием методики Р.И. Лалаевой, которая включала задание на словообразование существительных, прилагательных и глаголов.

 

Результаты констатирующего  эксперимента показали, что у детей  с ОНР старшего дошкольного возраста имеются типичные ошибки, такие как: повторение заданного слово; образование  сравнительной степени без изменения  корневой согласной; образование сравнительной  степени прилагательного, синонимичного  заданному; повторение заданного прилагательного  со словом «сильнее»; неправильное использование  суффиксов при образовании относительных  прилагательных; пропуск суффикса; добавление окончания -ая при образовании относительных прилагательных; замена суффиксов; неправильная постановка ударения; пропуск слогов в образуемых словах; добавление окончания инфинитива -ть к заданному существительному при образовании глагола; избегание операций словообразования путём называния других частей речи, синонимов, антонимов, слов, похожих по звучанию.

 

Дети с ОНР в основном пользуются суффиксальным способом словообразования, но и оно вызывало большие трудности, часто связанные  с вариативностью суффиксов в  языке, их многозначностью. Детям необходимо не только придумать прилагательное, имея основу и какой-то запас морфем, но еще и сравнить, сопоставить  его с аналогичными построениями («березовый, осиновый», но - «тополиный»). У детей с ОНР выбор морфем очень ограничен. Кроме того, на речевое дошкольника с ОНР влияет предыдущий способ словообразования. Для создания новых слов дети пользовались наиболее часто употребляемыми суффиксами. Таким образом, нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого сложного дефекта как, общее недоразвитие речи.

 

Цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены.

 

Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Особенности речевого развития оказывают  влияние на процесс формирования словообразования. Недоразвитие словообразования проявляется в стойких и специфических  ошибках.

 

 

Библиографический список

 

 

1.Бондаренко, А.К. Словесные  игры в детском саду / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1974. c. 10

 

2.Вершинина, О.М. Особенности  словообразования у детей с  общим недоразвитием речи III уровня / О.М. Вершинина // Логопед. - 2004. - №1. - С. 34-40.

 

.Волкова Л.С., Шаховская  С.Н. Логопедия / Л.С. Волкова. - М.: ВЛАДОС, 1998.

 

.Волосовец, Т.В. Основы логопедии / Т.В. Волосовец. - М., 2002.

 

.Гончарова, В.А. Нарушения  словообразования у дошкольников  с ФФН и ОНР. / В.А. Гончарова  // Логопед в детском саду. - 2005. - №1. - С.9 -15с

 

.Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование / Е.А. Земская. - М., 1973.

 

.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Н.С. Жукова. - М.: Просвещение, 1990.

 

.Кубрякова, Е.С. Что такое словообразование / Е.С. Кубрякова. - М., 1965.

 

.Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. - М., 2004.

 

.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева. - СПб., 2001.

 

.Левина, Р.Е. Логопедия  / Р.Е. Левина. - М., 1968.

 

.Миронова, С.А. Развитие  речи дошкольников на логопедических  занятиях / С.А. Миронова. - М.: Просвещение, 1991. c. 82-83.

 

.Развитие речи детей  дошкольного возраста. Пособие для  воспитателей детских садов // под ред. Сохина. - М.: Просвещение, 1976. c. 47

 

.Руководство играми в  дошкольном учреждении // под ред.  Васильевой. - М.: Просвещение, 1986. c. 18

 

.Сорокина, А.И. Дидактические  игры в детском саду / А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982. c. 17,12

 

.Тамбовцева, А.Г. О дифференцированном  подходе к детскому словотворчеству  и словообразованию / А.Г. Тамбовцева // Проблема индивидуального подхода  к детям дошкольного возраста. - Пермь, 1978.

 

.Туманова, Т.В. К проблеме  развития процессов словообразования  у младших школьников с общим  недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Дефектология. - 2004. - №5. - С.34-41.

 

.Туманова, Т.В. Развитие  словообразования у дошкольников  и младших школьников с ОНР. / Т.В. Туманова // Воспитание и  обучение детей с нарушением  развития. - 2003. - №6. - С.54-58.

 

.Туманова, Т.В. Формирование  готовности к словообразованию  у дошкольников с общим недоразвитием  речи / Т.В. Туманова // Дефектология. - 2001.-№4. - С.69-76.

 

.Уварова, Т.Б. Обучение  словообразованию дошкольников  с ОНР/ Т.Б. Уварова // Логопед. - 2000. -№4. - С.48-54.

 

.Ушакова, Т.Н. О причинах  детского словотворчества / Т.Н.  Ушакова // Вопросы психологии. - 1970.-№6.

 

.Федеравичене, Э.А. Обучение старших дошкольников элементам словообразовательного анализа. Автореферат. -М., 1981

 

.Филичева Т.Б., Чиркина  Г.В. Подготовка к школе детей  с общим недоразвитием речи  в условиях специального детского  сада / Т.Б. Филичева. - М., 1993.

 

.Филичева, Т.Е. Особенности  формирования речи у детей  дошкольного возраста / Т.Е. Филичева. - М., 1999.

 

.Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. - М., 2000.

 

.Чуковский, К.И. От двух  до пяти…/ К.И. Чуковский. - Л., 1987.

 

.Шахранович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: на материале онтогенеза речи / А.М. Шахранович. - М., 1990.

 

.Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999. с. 68, 70,82

 

.Янко-Триницкая, Н.А. Словообразование в современном русском языке / Н.А. Янко-Триницкая. - М.: Индрик, 2001.

 

 

Приложение 1

 

 

Конспект подгруппового  логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с  общим недоразвитием речи; 4 год  обучения

 

Тема: Ягоды

 

Задачи:

 

расширять и активизировать словарный запас по теме, формировать  обобщающее понятие «ягоды»;

 

совершенствовать умение подбирать слова-действия к словам-предметам;

 

совершенствовать умение образовывать прилагательные от существительных;

 

закреплять умение употреблять  сущ. Т.п. ед.ч. с предлогом ЗА; сущ. Р.П. мн. ч. без предлога;

 

формировать умение образовывать сложные слова путем слияния  двух основ;

 

совершенствовать умение образовывать сравнительную степень  прилагательного;

 

закреплять умение выделять четвёртый лишний предмет из ряда предметов;

 

совершенствовать умение делить слова на слоги;

 

Оборудование: предметные картинки с изображением сада и леса, лесных и садовых ягод (малина, брусника, черника, земляника, ежевика, клюква, голубика, клубника, крыжовник, черная смородина, красная смородина), фруктов (яблоко, груша); мяч; фишки; кукла; игра «Магазин соков» («пакеты» с соками).

 

Ход:

 

I. Организационный момент

 

- Здравствуйте дети.

 

- Посмотрите на наборное  полотно. Там расположены два  ряда картинок. По 4 картинки в  каждом. Три предмета подходят  друг к другу, а четвёртый  не подходит. Найдите лишний предмет  в каждом ряду и объясните  свой выбор.

 

Ряды картинок:

 

- вишня, клубника, груша,  смородина

 

клюква, черника, малина, яблоко.

 

II. Основная часть

 

1. Игра «Лесные или садовые?»

 

На наборном полотне помещаются предметные картинки с изображением сада и леса. Логопед демонстрирует  детям куклу.

Информация о работе Формирование умений словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактической игры