Формирование умений словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактической игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 19:06, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Отечественные лингвисты, психологи и психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования. Нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной, а затем и в письменной речи. Поэтому проблема нарушений процессов словообразования у дошкольников с ОНР является актуальной. Кроме того, предполагается, что в игре ребенок примеряет на себя совсем иные роли и ему легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности.

Содержание

Введение

Глава 1. Научно-методические основы формирования умений словообразования у детей дошкольного возраста

.1 Онтогенез словообразования

.2 Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Глава 2. Экспериментальное исследование

.1 Методики констатирующего эксперимента

.2 Анализ результатов экспериментального исследования

Глава 3. Игровая деятельность, как средство формирования навыка словообразования

.1 Возможности игровой деятельности, как средства коррекционно-педагогической работы

.2 Использование дидактических игр в развитии умения словообразования

Заключение

Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование умений словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактической игры.docx

— 61.24 Кб (Скачать файл)

Формирование умений словообразования у старших дошкольников с общим  недоразвитием речи средствами дидактической  игры

 

 

 

 

Работу выполнила:

 

студентка 407 группы 4 курса

 

дневной формы получения  образования

 

Огурцова Мария Сергеевна

 

Научный руководитель:

 

Доцент

 

Логинова Инна Николаевна

 

 

 

 

Минск 2012

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Глава 1. Научно-методические основы формирования умений словообразования у детей дошкольного возраста

 

.1 Онтогенез словообразования

 

.2 Особенности словообразования  у детей старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование

 

.1 Методики констатирующего  эксперимента

 

.2 Анализ результатов экспериментального  исследования

 

Глава 3. Игровая деятельность, как средство формирования навыка словообразования

 

.1 Возможности игровой  деятельности, как средства коррекционно-педагогической  работы

 

.2 Использование дидактических  игр в развитии умения словообразования

 

Заключение

 

Библиографический список

 

Приложения

 

 

Введение

 

 

В современной науке словообразование принято рассматривать как особый вид речемыслительной деятельности, выделяя в нем ряд базовых  операций: операцию вычленения и опознания  морфемы на слух из звучащего слова  и операцию интеграции словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова (А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.).

 

Исследованием развития словообразования у детей без нарушений речи занимались такие исследователи  как С.Н. Цейтлин., К.И.Чуковский, А.Н Гвоздев, Т.Н Ушакова, М. Кольцовой, В. Штерн и др.

 

Вопросами изучения особенностей словообразования у детей дошкольного  возраста с ОНР занимались такие  исследователи, как: Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская.

 

Многие ученые, изучавшие  вербальное и невербальное развитие детей с ОНР, неоднократно указывали  их трудности в овладении словообразовательными  процессами (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская  и др.). Нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в  структуре такого сложного дефекта  как, общее недоразвитие речи.

 

Актуальность исследования. Отечественные лингвисты, психологи  и психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования. Нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной, а затем и в письменной речи. Поэтому проблема нарушений процессов словообразования у дошкольников с ОНР является актуальной.

 

Кроме того, предполагается, что в  игре ребенок примеряет на себя совсем иные роли и ему легче преодолеть те недостатки, которые он не может  преодолеть в реальности.

 

Цель исследования: Выявление особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста и разработка фрагмента коррекционной работы с использованием дидактической  игры в виде конспектов занятий.

 

Объект исследования: Словообразование у детей старшего дошкольного  возраста.

 

Предмет исследования: Особенности  словообразования у детей дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи.

 

Согласно поставленной цели, выделенному  объекту и предмету исследования, мы определили задачи курсового исследования.

 

. выявить закономерности развития  словообразования в дошкольном  возрасте;

 

. экспериментально выявить особенности  развития словообразования у  детей старшего дошкольного возраста  сообщим недоразвитием речи.

 

В соответствии с задачами исследования нами были использованы следующие методы:

 

теоретический (сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);

 

эмпирический (психолого-педагогический констатирующий эксперимент);

 

 

Глава 1. Научно-методические основы формирования умений словообразования у детей дошкольного возраста

 

 

.1 Онтогенез словообразования

 

 

Е.А. Земская, Е.С. Кубрякова [6, 8, 29] описывают словообразование, как процесс или результат образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц.

 

В соответствии с пониманием самого термина «словообразование» его рассматривают не только как  основной путь и средство пополнения словарного состава языка новыми словами, но и как механизм создания производных слов. Их появление в  речи ребенка указывает на значительное продвижение в познании действительности и языка, то есть отражает переход  на новый уровень когнитивного и  языкового развития. Таким образом, словообразование теснейшим образом  связано с развитием когнитивных  процессов. С одной стороны, они  стимулируют всплеск словообразовательной активности, а с другой, - дальнейшее овладение словообразованием требует  участия все более сложных  когнитивных процессов. Такая динамика находит отражение в многообразии функций, выполняемых словообразованием  в норме:

 

собственно номинативная (то есть создание необходимого наименования);

 

конструктивная (изменение синтаксического построения речи);

 

компрессивная (производство более краткой номинации);

 

экспрессивная (получение экспрессивной формы выражения);

 

стилистическая (согласование индивидуального способа выражения с определенной сферой речи) [17, с. 37]:

 

Как в норме, так и при  патологии, развитие словообразования представляет собой сложный многообразный  процесс. Дети не сразу и не вдруг  овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением  и т.д. Поэтому на различных стадиях  развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще частично.

 

Процесс развития словообразования у детей в норме начинается в младшем дошкольном возрасте и  заканчивается уже в младшем  школьном возрасте. В этот период проявляется  чрезвычайная активность в многообразных  словообразованиях и словоизменениях. Такая особенность процесса развития речи, как словообразование возникает  у детей не сразу, а в результате, уже накопившегося речевого опыта  и постепенно развивается.

 

Современные исследователи (Т.В. Туманова, Э.А. Федеравичене) выделяют определенные периоды формирования словообразования в онтогенезе:

 

Первый период - первоначальное накопление словаря и формирование предпосылок словообразования (от 2,5 до 3,5- 4 лет). Словообразование в этот период носит не единичный, а массовый характер;

 

Второй период - активное освоение словопроизводства, формирование обобщенных представлений (от 3,5 - 4 лет  до 5,5-6 лет);

 

Третий период - усвоение норм и правил словообразования, самоконтроля, формирование критического отношения  к речи, сопровождающееся снижением  интенсивности словотворчества (от 5,5 до 6 лет) [17, с. 21].

 

На протяжении всего дошкольного  периода значительно меняется характер усвоения словообразовательных операций. Анализируя генезис способов образования  производных, слов в работе Т.В. Тумановой  выделяются следующие ступени овладения  словообразованием:

 

Первая ступень. Оречевление семантического анализа ситуации носит развернутый характер, что зачастую выражается в подробном перечислении элементов называемой ситуации и их признаков.

 

Вторая ступень. Формируется  начальное осознание отношений  «форма - значение». Постепенно осуществляется формирование «моделей - типов» словообразования. Наблюдается как последовательное, так и параллельное развертывание  семантического синтеза.

 

Третья ступень. Происходит освоение «формы семантики». Семантический  анализ ситуации постепенно «сворачивается»  и переходит во внутренний план. Однако в трудных и малознакомых речевых ситуациях ребенок снова  прибегает к внешнему речевому анализу, проводя его, однако, на гораздо более  высоком уровне.

 

Четвертая ступень. Степень  развития словообразовательной компетенции  уже настолько высока, что внешний  речевой анализ ситуации уступает место  внутреннему; результатом мысленного семантического анализа и синтеза  являются производные слова, в большинстве  случаев совпадающие с нормами  «взрослого» языка [19, с. 74.].

 

Последовательность появления  словообразовательных форм в детской  речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому вначале  появляются семантически простые, зрительно  воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, ребенок овладевает прежде всего уменьшительно-ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие более сложные по семантике формы [29].

 

Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития детей. О.М. Вершинина [2, с. 36] выделяет несколько  способов словообразования в русском  языке:

 

. Лексико-семантическим,  когда разные значения слова  превращаются в отдельные слова,  осознающиеся как этимологически  самостоятельные и независимые,  или же за ним закрепляется  значение, никак не связанное  с ранее ему свойственным. Иначе говоря, слово, уже существующее в языке, приобретает новое смысловое значение, как бы расщепляется на два и более омонима.

 

Например, слово «завод» (машиностроительный) возникло на основе часового «завода». В первом случае слово имеет непроизводную  основу, а исходное делится на приставку - «за» и корень - «вод».

 

.Морфолого-синтаксическим, который представляет собой образование  новых лексических единиц в  результате перехода слов одного  грамматического класса в другой.

 

Например, наречие «прямиком» появилось на базе формы творительного  падежа единственного числа ныне утраченного существительного «прямик».

 

. Лексико-синтаксическим, при котором две или более сопоставимые лексические единицы в процессе употребления их в языке сращиваются в одну. Таким образом, при этом способе новые слова представляют собой слияние в словесное целое.

 

Например, слово «тяжелораненый»  появилось на базе двух слов - «тяжело» и «раненый».

 

. Морфологическим, заключающимся  в образовании новых слов, существующих  в языке основ и словообразовательных  элементов по правилам их соединения  в самостоятельные единицы. Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, - это сложение, безаффиксный способ словообразования и аффиксация.

 

По данным исследования Т.Б. Уваровой [20, с. 49] дошкольники пользуются в основном морфологическими способами словообразования. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов и смысл значимых частей слова - морфем (приставка, корень, суффикс, окончание).

 

Как отмечает А.В. Гвоздев, первыми  суффиксами у существительных являются суффиксы уменьшительности и ласкательности: они появляются рядом с самыми первыми формами (числа у существительного и именительного, и винительного падежей у него же) около 1года 9месяцев [5, с. 12].

 

Эти суффиксы сразу появляются в большом количестве и употребляются  часто и правильно по значению.

 

Суффиксы -к- и -очк- много раз отмечены уже до 2 лет. Этими суффиксами и начинается образование производных существительных. До 2 лет отмечаются только эти суффиксы ласкательности и уменьшительности.

 

Раннему появлению этих суффиксов  способствовало обилие ласкательных слов у взрослых в их разговорах с ребенком.

 

После 2 лет присоединяются редко употребляемые суффиксы уничижительности. После 2, 6 изредка появляются другие суффиксы (увеличительности, суффиксы для обозначения предмета по действию и качеству). После 3, 4 суффиксы действующего лица и отвлеченного действия [5, с.12].

 

Особенно широко развертывается собственное словотворчество в  поздний возраст (от 5 до 8 лет). Начиная  от 4, 6 отмечаются попытки ребенка  прийти к объяснению значения слов на основе их состава. Обильно используются суффиксы, при этом их употребление отличается исключительной точностью  и последовательностью как со стороны значения, так и со стороны звукового состава.

 

Словообразование глаголов происходит двумя способами: образование  одних глагольных форм от других и  образование глаголов от других частей речи.

 

При самостоятельном образовании  отдельных форм одного глагола ярко сказывается тенденция к использованию  одной общей основы (вместо двух глагольных основ). Это выражается в том, что формы, имеющие в языке основу настоящего (настоящее, будущее простое, повелительное наклонение), ребенок производит от основы прошедшего, и, наоборот, формы, имеющие основу прошедшего (прошедшее, инфинитив),- от основы настоящего. Приблизительно в одинаковой степени часты случаи использования обеих основ; даже у одного глагола встречаются образования и от той и от другой основы. Первые случаи отмечены А.Н. Гвоздевым в 1, 11 [5, с. 14].

 

Самостоятельное образование  глаголов от других частей речи появляется много позже. Так, первые случаи отмечены около 2, 1, и вначале эти образования  редки; зато в более позднем возрасте (от 5 до 9 лет) они очень часты и  разнообразны. Это говорит о том, что такой тип словотворчества  является более сложным и требует  большого языкового развития.

Информация о работе Формирование умений словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактической игры