Формирование словообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 21:21, реферат

Краткое описание

В ходе речевого развития ребенок постепенно овладевает законами словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет. При этом наблюдаются определенные возрастные своеобразия. Так, например, при образовании притяжательных прилагательных ребенок сначала не учитывает чередований согласных звуков в корне слова, а стремится полностью сохранить его первоначальную основу. Отсюда и получается, что у верблюда голова «верблюдья», у медведя – «медведья». Эти случаи ошибочного словообразования можно рассматривать как «умные ошибки», поскольку в целом здесь все же соблюдаются основные закономерности языка.

Вложенные файлы: 1 файл

ормирование процессов словообразования при нормальном ходе речевого развития.docx

— 40.47 Кб (Скачать файл)

ормирование процессов словообразования при нормальном ходе речевого развития.

 

 

В ходе речевого развития ребенок  постепенно овладевает законами словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет. При этом наблюдаются  определенные возрастные своеобразия. Так, например, при образовании притяжательных прилагательных ребенок сначала  не учитывает чередований согласных  звуков в корне слова, а стремится полностью сохранить его первоначальную основу. Отсюда и получается, что у верблюда голова «верблюдья», у медведя – «медведья». Эти случаи ошибочного словообразования можно рассматривать как «умные ошибки», поскольку в целом здесь все же соблюдаются основные закономерности языка.

 

Характерное для детей  раннего возраста «словотворчество»  при нормальном ходе речевого развития также протекает с  учетом основных закономерностей языка. Например, по аналогии со словами «водопроводчик», «электрик» ребенок образует слово  «газочник». Или, видя закрытый пакет, говорит «распакетить» – по аналогии с «раскрыть».

 

Согласно периодизации А.Н. Гвоздева, в возрасте пяти – шести  лет дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы  также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится всё меньше.

 

 

А.Н. Гвоздев отмечает: «Достигаемый к школьному возрасту уровень  овладения родным языком является очень  высоким. В это время ребёнок  в такой мере овладевает всей сложной  системой грамматики, включая самые  тонкие действующие в русском  языке закономерности синтаксического  и морфологического порядка, а также  твёрдое и безошибочное использование  множества стоящих особняком  единичных явлений, что усваиваемый  русский язык становится для него действительно родным. И ребёнок  получает в нём совершенное орудие общения и мышления».

 

Практической грамматикой  дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: несклоняемые существительные и др.

этапы логопедической работы по формированию словообразования.

Первый этап – закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

Существительны

Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к- , -ик-, -чик-.

Глаголы

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида; возвратных и невозвратных глаголов.

Прилагательные

Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.

Второй этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

Существительные

Образование:

- уменьшительно-ласкательных существительных  с суффиксами: -оньк-, -еньк-, -ышек-, -ышк-;

- существительных с суффиксом  -ниц- (сахарница);

существительных с суффиксами -инк-, -ин- (пылинка, 

   виноградина).

Глаголы

Глаголы с приставками в-, вы-, на-.Глаголы пространственного значения с приставкой при-.

Прилагательные

Образование:притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без    чередования (лисий);

относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -

качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.

Третий этап – уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Существительные

Образование названий профессий.

Глаголы

Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, за-, под-, пере-, до-.

Прилагательные

Образование:

- притяжательных прилагательных  с суффиксом -и- с чередованием (волчий);

 

- относительных прилагательных  с суффиксами -ан-, -ян-, -енн-;- качественных прилагательных с суффиксами –оват-, -еньк-.

Игра «Назови ласково»

Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, её можно назвать «куколка». Все  предметы для куколки тоже маленькие  и поэтому их надо называть ласково.

В процессе игры дети воспроизводят  уменьшительно-ласкательные формы  существительных (столик, шкафчик и  др.).

Игра «Покажи на картинке»

Логопед предлагает детям показать на картинке, где действие уже совершено, а где оно совершается:

Мыла – вымыла,                         вешает – повесила,

Умывается – умылся,                 стирает – постирала.

Игра «Ералаш»

Используются картинки с изображением животных, разрезанные на три части. Детям раздаются части разрезанных  картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например изображение туловища животного. Дети находят у себя изображения других частей (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на картинке лисий хвост». Затем из частей дети составляют целое изображение животного.

Игра «Что для чего?»

Логопед предлагает детям назвать  предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).

Затем задаёт вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице).

После названия предмета дети кладут его в ту емкость, в которой  он хранится.

Далее логопед предлагает детям  ещё раз прослушать эти слова  и определить общую часть. При  этом логопед подчёркивает голосом (интонирует) суффикс -ниц-.

дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).

а) в импрессивной речи.

Логопед называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую  картинку.

Входит – выходит

Подлетает – отлетает

Подходит – отходит

Влетает – вылетаетб) в экспрессивной речи.Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.Развивая у детей навыки словообразования мы широко используем  в своей работе такой материал, как устное народное творчество.Художественное устное слово играет большую роль в жизни детей. Колыбельные песни, потешки, пестушки, шуточные песни, забавные сказочки входят в жизнь ребенка, радуют, развлекают, утешают, учат его задолго до того, как он прочитает свою первую книжку. Считалки, скороговорки, игровые припевки, дразнилки – неотъемлемая часть детского быта.Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности, богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средствами человеческого общения – речью. Овладевая речью ребенок получает ключ к познанию мира природы, вещей, человеческих отношений.  Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального  и нравственного развития. Сопровождая работу с детьми словами песенок, потешек, мы приучаем их вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.Язык народных произведений лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, различные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком / пальчик – мальчик / то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого из них. Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия помогают детям овладеть правильным звукопроизношением.Большинство произведений устного народного творчества создавались в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал, хранил и передавал из уст в уста эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости,лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаются пользоваться им в своей речи.

Работая с детьми с ОНР, мы придаем  особое значение использованию малых  форм фольклора, которые, несмотря на небольшой  объем, несут в себе важное для  детей содержание.

 

 

Конспект  непосредственно-образовательной деятельносв средней группе. Образовательная область «Познание».

                                                                               Воспитатель ГБДОУ № 78

                                                                   Санкт-Петербург

                                                                 Пашкевич Лидия Викторовна

Тема: «В гости к сказке»

Цели: закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Оборудование и материалы:  Компьютер, маски, игрушка лисы, волшебный мешочек.

1Дети стоят в кругу.

В.-Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие.

«Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и не найти.»

2. Сюрпризный момент. Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка- лиса

-Ребята, посмотрите, что это?

-Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать, а вы должны назвать, что внутри мешочка.

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, что внутри.

- Правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки. Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна)

- А как вы догадалась, что в мешочке спряталась лиса? (у нее пушистый  длинный хвост острая мордочка)

3.  Ребята, давайте попытаемся описать нашу гостью.

Что вы можете рассказать о шерстке лисы? (шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая.)

А что вы можете рассказать  о мордочке лисы. (Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники.)

-Молодцы. А какой у лисички хвост? (Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый.)

А как вы думаете , зачем лисе такой пушистый хвост? (Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы.)

Молодцы. А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (Лиса в сказках хитрая, обманщица.)

-Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали лису? (Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка.)

-Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису. Наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)

4. Игра с загадками. - Правильно, ребята, и лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем.

Слайд программа.

«Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (заяц)»

«Кто большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой.

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (медведь)»

«Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух

Как зовут его? (петух)»

«У меня отличный слух

Острый взгляд и тонкий нюх,

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я (собака)»

«Скачет по болоту

Зеленая квакушка.

Зелененькие ножки

Зовут меня (лягушка)»

-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, а все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»? (Нет, лягушка из другой сказки)

5. Динамическая пауза.

Лисичка хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой?

Тогда встаем в круг.

«Эй, ребята, что вы спите,

Нам животных покажите.

У лисички острый нос,

У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса по лесу похаживает

Шубу рыжую поглаживает.

Заяц по лесу скакал,

Заяц корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке

Поднялись как стрелки ушки.

Зайчик прыгнул, повернулся

И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,

Разминает Миша ноги,

На носочках он пошел

И на пяточках потом».

-Молодцы, ребята, А теперь давайте вместе вспомним  сказку «Заюшкина  избушка».Я буду вам помогать.

7. Инсценировка сказки. Детям раздаются роли и маски.

А теперь, ребятки, превратитесь вы в зверят.

«Жили-были лисичка и зайчик. Решили они построить каждый себе

избушку. Лиса построила  ледяную, а зайчик лубяную. Но вот пришла  весна-красна, и у лисы избушка растаяла.

Лиса: Ой, ой, ой, сюда, косой!

Как же быть? Где домик мой?

Заяц: Вся изба твоя с крылечком

Убежала в речку.

Очень не переживай,

Ты ко мне переезжай.

Лиса:(в сторону говорит):

Повезло, скажу, косому

Выгоню его из дому.

Не хочу с ним вместе жить,

Хлеба корочку делить: (обращается к зайцу):

Эй, послушай, милый, Зая!

Новость есть!

Заяц: Да ну! Какая?

Лиса: Есть за лесом огород,

Там капуста - круглый год!

Заяц: Не ужель уже поспела?

Ну-ка, ну-ка, побегу

И капусту поищу!

Это что? Закрыта дверь.

Лиса: (выглядывает из домика)

Я в избе живу теперь.

Побежал заяц капусту искать, а лиса шмыг - и заняла его домик.

Прибежал зайчик, а деверь  заперта.

Заяц: Да ведь это домик мой!

Лиса: Не пущу тебя, косой!

(заяц отходит, садится рядом плачет)

Строил себе заяц очень крепкий дом,

Да лисица злая поселилась в нём.

Кто не побоится заиньке помочь?

Хитрую лисицу

Кто прогонит прочь?

Появляется собака.

Собака: Гав, гав, гав!

У меня горячий нрав!

Информация о работе Формирование словообразования