Формирование умений словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактической игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 19:06, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Отечественные лингвисты, психологи и психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования. Нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной, а затем и в письменной речи. Поэтому проблема нарушений процессов словообразования у дошкольников с ОНР является актуальной. Кроме того, предполагается, что в игре ребенок примеряет на себя совсем иные роли и ему легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности.

Содержание

Введение

Глава 1. Научно-методические основы формирования умений словообразования у детей дошкольного возраста

.1 Онтогенез словообразования

.2 Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Глава 2. Экспериментальное исследование

.1 Методики констатирующего эксперимента

.2 Анализ результатов экспериментального исследования

Глава 3. Игровая деятельность, как средство формирования навыка словообразования

.1 Возможности игровой деятельности, как средства коррекционно-педагогической работы

.2 Использование дидактических игр в развитии умения словообразования

Заключение

Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование умений словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактической игры.docx

— 61.24 Кб (Скачать файл)

 

Кукла Таня маленькая. Она  не знает, где растут ягоды. Помогите кукле Тане определить, садовая это  ягода или лесная. Логопед побуждает  детей составлять полные распространённые предложения:

 

«Это малина. Малина растёт в лесу. Малина - это лесная ягода» и т.д.

 

Дети распределяют предметные картинки на две группы в зависимости  от места произрастания ягод:

 

лесные ягоды: малина, брусника, черника, земляника, ежевика, клюква, голубика

 

садовые ягоды: клубника, крыжовник, черная смородина, красная смородина

 

2. Игра «Подбери слово»

 

- Что можно делать с  ягодами? Называйте слово-действие  как можно быстрее и передавайте  мячик другому. Логопед произносит первое слово и передаёт мячик ребёнку.

 

(искать, собирать, срывать,  мыть, варить, есть, замораживать, сушить, покупать, продавать)

 

3. Игра «Найди быстро  ошибку»

 

- Послушайте предложение.  В нём есть ошибка. Кто первый  найдёт и исправит, тот получит  фишку. Выиграет тот, у кого  фишек окажется больше.

 

Мама варит (клюква) морс.

 

На полке стоит (земляника) варенье.

 

Маша любит (черника) сок.

 

Дети пьют (ежевика) компот.

 

В магазине продаётся (малина) желе.

 

4. Игра «Мы в лес пойдем»

 

На наборном полотне - предметные картинки с изображением лесных ягод (малина, брусника, черника, земляника, ежевика, клюква, голубика).

 

Назовите ягоды, изображённые на картинках. Где растут эти ягоды? (В лесу).

 

Представьте, что мы отправляемся в лес за ягодами. Расскажите, за какой ягодой вы пойдёте в лес.

 

Дети составляют предложения:

 

- Я пойду в лес за  ежевикой.

 

Я пойду в лес за малиной.

 

и т.д.

 

5. Игра «Раздели слово  ножками»

 

Со словами мы играем,

 

Их ногами разделяем.

 

- Я буду называть ягоды,  а вы разделять слова-названия  ягод на слоги при помощи  ножек.

 

Логопед произносит первое слово  и демонстрирует детям разделение его на слоги путём протопывания. Дальше дети по очереди повторяют слова за логопедом, разделяя их на слоги.

 

(Малина, брусника, черника,  земляника, ежевика, клюква, голубика, клубника, крыжовник, смородина)

 

6. Динамическая пауза «Ежик»

 

 

По сухой лесной дорожке - Топ-топ-топ - топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик. (дети делают мелкие, частые шажки)Ищет ягодки, грибочки Для сыночка или дочки. («собирают» ягоды)

 

. Игра «Скажи со словом  «много»»

 

- Я вам буду бросать  мяч, и называть одну ягоду,  а вы будете бросать мне  мяч обратно и называть много  таких ягод.

 

малина - много малины

 

черника - много черники

 

земляника - много земляники

 

клубника - много клубники

 

крыжовник - много крыжовника

 

смородина - много смородины

 

брусника - много брусники

 

ежевика - много ежевики

 

клюква - много клюквы

 

голубика - много голубики

 

8. Игра «Магазин соков»

 

На доске размещаются  прямоугольники-пакеты с соком. На каждом пакете изображено по две ягоды. (брусника и клюква, черника и земляника, брусника и малина, клубника и смородина, ежевика и земляника, малина и голубика)

 

Ребята, мы пойдём в магазин  соков. Каждый выберет себе сок по вкусу. Чтобы купить пакет сока, нужно  его правильно назвать. Например, « Я хочу купить чернично-земляничный  сок».

 

Дети по очереди подходят к доске и называют сок, который  хотят купить.

 

- Я хочу купить бруснично-клюквенный  сок.

 

Я хочу купить чернично-земляничный  сок.

 

- Я хочу купить клубнично-смородиновый  сок.

 

Я хочу купить бруснично-малиновый  сок.

 

- Я хочу купить ежевично-земляничный сок.

 

- Я хочу купить малиново-голубичный  сок.

 

9. Игра «Сравни ягоды»

 

- Все ягоды разные по  вкусу, по форме, по размеру,  по цвету.

 

Давайте сравним ягоды  между собой. Я буду начинать предложение, а вы заканчивайте его:

 

- Земляника красная, а  клубника ещё …(краснее)

 

Ежевика тёмная, а смородина  ещё… (темнее)

 

Крыжовник крупный, а крыжовник  ещё … (крупнее)

 

Вишня кислая, а клюква ещё  …(кислее)

 

Черника сладкая, а малина ещё … (слаще)

 

Клюква мелкая, а брусника ещё …(мельче)

 

III. Итог занятия

 

- О чем говорили на  занятии?

 

В какие игры вам понравилось  играть?

 

Назовите ваши любимые  ягоды.

 

 

Приложение 2

 

 

Конспект подгруппового  логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с  общим недоразвитием речи; 4 год  обучения

 

Тема: Цветы.

 

Задачи:

 

расширять и активизировать словарный запас детей по теме;

 

совершенствовать умение употреблять сущ. Р.п.мн.ч. без предлога, Р.п. ед.ч. с предлогом от;

 

закреплять умение образовывать относительные прилагательные;

 

развивать умение подбирать  родственные слова;

 

совершенствовать умение образовывать существительные с  помощью уменьщительно-ласкательных суффиксов;

 

совершенствовать умение согласовывать сущ. с числительным;

 

закреплять умение дифференцировать слова-предметы, слова-действия, слова-признаки;

 

развивать общую и мелкую моторику; силу голоса;

 

Оборудование: изображение  пяти цветков, различных по размеру; бубен; предметные картинки с изображением цветов (роза, гвоздика, тюльпан, колокольчик, ромашка, одуванчик, кактус, фиалка, герань), с изображения поля, сада, комнаты; кукла; карточки-символы (слова-предметы, слова-действия, слова-признаки); Незнайка; искусственный цветок; «Волшебные часы»;

 

Ход:

 

I. Организационный момент

 

- Здравствуйте, дети. Посмотрите  на доску. Что вы видите? (Цветы)

 

Чем они отличаются друг от друга? (Размером)

 

Давайте сосчитаем цветы, усиливая голос от маленького цветочка к большому.

 

один цветок, два цветка, три цветка, четыре цветка, пять цветков.

 

- Сегодня мы будем говорить  о цветах.

 

II. Основная часть

 

. Беседа

 

-Для чего выращивают  цветы? (Для красоты)

 

-Где растут цветы? (На  лугу, в лесу, на клумбе, в комнате)

 

- Как называются цветы,  которые растут на лугу? (Луговые) Которые растут в саду на клумбе? (Садовые) Которые растут в комнате? (Комнатные)

 

Какие цветы растут у вас  дома, в группе?

 

Какие цветы любят ваши мамы и бабушки?

 

- Как ухаживают за цветами? (Поливают, рыхлят землю, подкармливают  удобрением)

 

2. Игра «Где растут цветы?».

 

На доске - изображения  поля, сада, комнаты. На предметных картинках - изображения цветов.

 

Логопед демонстрирует детям  игрушку Незнайку.

 

Дети, это Незнайка. Помогите ему определить, где растут цветы.

 

Называйте цветок, говорите, где он растёт, и ставьте рядом  с подходящей картинкой.

 

Дети по очереди подходят к доске, выбирают картинку с изображением цветка и составляют предложения:

 

Это роза. Роза растет в саду. Это садовый цветок.

 

Это василек. Он растет в поле. Это полевой цветок...

 

Садовые цветы: роза, гвоздика, тюльпан.

 

Полевые цветы: колокольчик, ромашка, одуванчик.

 

Комнатные цветы: кактус, фиалка, герань.

 

3. Игра «Назови ласково».

 

Логопед демонстрирует детям  куклу.

 

Кукла маленькая, и её можно  назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и  поэтому их надо назвать ласково.

 

Давайте подарим кукле  цветочек, у которого все части  маленькие.

 

Логопед держит в руках  маленький искусственный цветок, начинает предложения, а дети заканчивают:

 

- У маленького цветочка  не стебель, а … (стебелёк)

 

У маленького цветочка не корень, а … (корешок)

 

У маленького цветочка не листья, а …(листочки)

 

У маленького цветочка не лепестки, а …(лепесточки)

 

У маленького цветочка не бутон, а …(бутончик)

 

4. Игра «К слову символ  подбери».

 

Логопед раздаёт детям  карточки-символы слов-предметов, слов-действий и слов-признаков.

 

Я буду называть разные слова. Если вы услышите слово-предмет, поднимите  вверх карточку с одной прямой линией. Если услышите слово-признак, поднимите  карточку с волнистой линией. Если услышите слово-действие, поднимите  вверх карточку с двумя прямыми  линиями.

 

Слова: пахучий, цветет, ромашка, василёк, поливать, клумба, лесной.

 

5. Игра «Назови улицу,  сквер, площадь»

 

На доске располагаются  «необычные» часы. Вместо цифр - предметные картинки с изображением улицы, площади  и сквера (верхний ряд). Нижний ряд состоит из карманов, в которые помещаются предметные картинки с изображением цветов (ромашка, фиалка, тюльпан, клевер, незабудка, гвоздика, роза, василёк). Между верхним и нижним рядом находятся стрелки. Одна из стрелок направлена на картинку верхнего ряда (улица, сквер, площадь). Вторая стрелка направлена на картинку нижнего ряда (один из цветков).

 

Мы с вами будем придумывать  названия улиц, площадей и скверов, на которых растёт много цветов.

 

Логопед располагает стрелки  часов и даёт образец: «Улица - василёк: Васильковая улица»

 

Дети по очереди подходят к доске, устанавливают стрелки  и образуют словосочетание.

 

6. Динамическая пауза «Мы  цветы идем искать» 29-

 

 

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ. (загибать пальцы на правой руке) МЫ ЦВЕТЫ ИДЕМ ИСКАТЬ. (Маршировать на месте) ЛАНДЫШ БЕЛЕНЬКИЙ ЛЕСНОЙ, (загибать пальцы на каждое слово-название цветка) КОЛОКОЛЬЧИК ГОЛУБОЙ,АЛЫЙ МАК ЛУГОВОЙ, И РОМАШКИ ПОЛЕВЫЕ. ВАСИЛЬКИ ГОЛУБЫЕ. МЫ ЦВЕТЫ РВАТЬ НЕ СТАНЕМ, (правой рукой вправо-влево) ИХ РАССМОТРИМ И ОСТАВИМ. (руки к глазам в виде «очков»)

 

. Игра «Букеты».

 

- У меня много картинок  с изображением цветов. Из этих  цветов мы будем составлять  букет. Сколько таких цветов  будет в букете, подскажет вам  бубен.

 

Логопед берёт одну картинку из стопки (розу) и ударяет в бубен  три раза и составляет предложение: « В букете три розы».

 

Ребёнок берёт из стопки картинку с изображением цветка, слушает удары  бубна и составляет предложение.

 

Цветы: Роза, гладиолус, тюльпан, нарцисс, гвоздика, ромашка, колокольчик, василёк.

 

8. Игра «Слова-родственники»

 

- К слову «цветок» подберите  слова-родственники.

 

Как назвать маленький  цветок? (Цветочек)

 

Как называется человек, который  разводит цветы? (Цветовод)

 

Как называется магазин, в  котором продаются цветы? Какой  это магазин? (Цветочный)

 

Как называется место перед  домом, на котором растёт много цветов? (Цветник)

 

Как вы заметили, все родственные  слова имеют общую часть и  подходят друг к другу по смыслу.

 

А сейчас давайте поиграем с мячом. Если вы услышите слово-родственник слова «цветок», ловите мяч. Если услышите другое слово, отбейте мяч обратно.

 

Слова: цветок, цветник, роза, клумба, цветовод, цветочек, ромашка, ваза, цветочный, стебель.

 

III. Итог занятия

 

-Назовите комнатные,…полевые,…садовые  цветы.

 

Назовите части цветка.

 

Назовите свои любимые  цветы.

 

 

Приложение 3

 

 

СПИСОК ДЕТЕЙ

 

№ п/пФИОДата рождениязаключение1Кирилл П.17.09.2005гОНР(III ур), ст.ф. дизартрии,2Паша М.26.11.2005г.ОНР(III ур.), ст.ф. дизартрии.3Ангелина А.04.10.2005г.ОНР (III ур.)4Максим Х.02.08.2005г.ОНР (III ур.), ст.ф. дизартрии5 Лёша К.12.07.2005гОНР (III ур.), ст.ф. дизартрии6 Артём К.12.09.2005г.ОНР (III ур.), ст.ф. дизартрии7Серафим Ш.03.07.2005г.ОНР(III ур.)8Даша Т.09.02.2006г.ОНР (III ур.)9Маша Ж.12.02.2006г.ОНР (III ур.), ст.ф. дизартрии 10Дима Н.14.03.2006г.ОНР(III ур.), ст.ф. дизартрии11Егор Ч.08.01.2006г.ОНР (III ур.), ст.ф. дизартрии12Снежана К.22.09.2005г.ОНР (III ур.) 13Алина Ф.09.09.2005г.ОНР (III ур.)14Эллина А.24.06. 2005г.ОНР(III ур.), ст.ф. дизартрии15Коля В.03.03.2006г.ОНР(III УР.)16Катя Р.27.11.2005г.ОНР (III ур.), ст.ф. дизартрии17Камилла С.03.06. 2005г.ОНР(III ур.), ст.ф. дизартрии18Игнат К.11.11.2005г.ОНР(III ур.)19Дима С.24.02.2006г.ОНР(III ур.), ст.ф. дизартрии20 Злата Ч.05.11.2005г.ОНР(III ур.)


Информация о работе Формирование умений словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактической игры