Формирование умений словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактической игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 19:06, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Отечественные лингвисты, психологи и психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования. Нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной, а затем и в письменной речи. Поэтому проблема нарушений процессов словообразования у дошкольников с ОНР является актуальной. Кроме того, предполагается, что в игре ребенок примеряет на себя совсем иные роли и ему легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности.

Содержание

Введение

Глава 1. Научно-методические основы формирования умений словообразования у детей дошкольного возраста

.1 Онтогенез словообразования

.2 Особенности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Глава 2. Экспериментальное исследование

.1 Методики констатирующего эксперимента

.2 Анализ результатов экспериментального исследования

Глава 3. Игровая деятельность, как средство формирования навыка словообразования

.1 Возможности игровой деятельности, как средства коррекционно-педагогической работы

.2 Использование дидактических игр в развитии умения словообразования

Заключение

Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование умений словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактической игры.docx

— 61.24 Кб (Скачать файл)

 

) в соответствии с полученными  результатами эксперимента выявить  необходимость коррекционной работы  по совершенствованию навыков  словообразования у детей старшего  дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи.

 

Для отбора диагностических  заданий мы воспользовались методикой  Р.И. Лалаевой [9].

 

Отбирая экспериментальные  задания для исследования, мы исходили из требований программы, которые предполагают, что на 4 году обучения дети умеют  образовывать существительные с  помощью суффикса -ниц- со значением вместилища, существительные с помощью суффикса -инк-, относительные прилагательные, сравнительную степень прилагательных, глаголы от существительных.

 

В связи с этим был сформирована методика из пяти заданий:

 

1) Исследование словообразования  имен существительных, обозначающих  вместилище чего-нибудь

 

Материалом исследования служат предметные картинки и слова: чай-чайница, сахар-сахарница, суп-супница, пепел-пепельница, салат-салатница, соус-соусница, мыло-мыльница, селедка-селедочница, соль-солонка, масло-масленка.

 

Процедура и инструкция. В  начале исследования формируется ориентировка в задании: «Сахар хранится в сахарнице. А как назвать посуду, в которой  хранится чай?». В дальнейшем экспериментатор  показывает картинку (или называет слово) и задает аналогичный вопрос.

 

2) Исследование словообразования  существительных со значением  единичности.

 

Материалом исследования служат предметные картинки и слова: пыль-пылинка, бусы-бусинка, крупа-крупинка, виноград-виноградинка, ворс-ворсинка, горох-горошинка, жемчуг-жемчужинка, песок-песчинка, дождь-дождинка, снег-снежинка.

 

Процедура и инструкция. В  начале исследования формируется ориентировка в задании: «Представь себе, что на улице идет снег, и маленькая частичка снега упала тебе на лицо. Эта  частичка снега называется «снежинка». Итак, снег - снежинка». Далее детям  предлагается образовать по аналогии другие производные слова.

 

3) Образование относительных  прилагательных

 

Задание 1. Материалом исследования служат картинки и словосочетания, называющие из чего сделан предмет: стол из дерева, шляпа из соломы, шапка из меха, шарф из шерсти, ножницы из металла, мяч из резины, салфетка из бумаги, чайник из фарфора, ком из снега, ключ из железа, сумка из кожи, коробка из картона, труба из кирпича, подушка из пуха, платок из шелка, платье из ситца.

 

Процедура и инструкция. В  начале исследования формируется ориентировка в задании: «Банка сделана из стекла, поэтому мы говорим: «Банка стеклянная». Затем дается следующая инструкция: «Если стол сделан из дерева, то какой  он?».

 

В случае затруднений повторяется  пример словообразования, называется 1-2 слога слова (де-, дере-)

 

Задание 2. Материалом исследования служат следующие словосочетания: лист березы, лист осины, лист клена, лист дуба, шишка сосны, шишка ольхи, варенье  из вишни, варенье из малины, варенье  из груш, морс из клюквы, варенье из яблок, варенье из черники, варенье  из брусники, суп из грибов, хлеб из ржи.

 

Процедура и инструкция. Экспериментатор  дает следующую инструкцию: «Варенье из абрикосов, это абрикосовое варенье. А варенье из вишни, какое это  варенье?».

 

В случае затруднений повторяется  пример словообразования, называется 1-2 слога слова (бе-, бере-).

 

4) Образование простой  сравнительной степени прилагательного

 

Материал исследования, процедура  и инструкция. Вначале формируется  ориентировка в задании: «Эта лента  длинная, а другая лента еще длиннее». Затем ребенку предлагается закончить  следующие предложения:

 

§ Мальчик сильный, а папа еще …

 

§ Это темная юбка, а другая еще …

 

§ Это красное платье, а  другое еще …

 

§ Это удобное кресло, а  другое еще …

 

§ Ромашка красивая, а роза еще …

 

§ У сестры толстая книга, а у брата еще …

 

§ Это высокий дом, а  другой еще …

 

§ Это узкий коридор, а  другой еще …

 

§ У Маши громкий голос, а у Пети еще …

 

§ Мама молодая, а дочка  еще …

 

§ Сахар сладкий, а мед  еще …

 

§ Диван мягкий, а подушка  еще …

 

В случае затруднений повторяется  пример словообразования, называется 1-2 слога слова (силь-).

 

5) Исследование словообразования  глаголов от имен существительных

 

Материалом исследования являются слова: друг-дружить, завтрак-завтракать, обед-обедать, ужин-ужинать, крик-кричать, стук-стучать, плач-плакать, тоска-тосковать, горе-горевать, зима-зимовать, рыба-рыбачить.

 

Процедура и инструкция. В  начале исследования формируется ориентировка в задании: «К слову уборка придумаем  похожее слово. К слову Уборка ставится вопрос «Что?» А какое  похожее слово отвечает на вопрос «Что делать?» - убирать. А теперь к  слову друг придумаем похожее  слово, которое отвечает на вопрос - Что делать?» И т.д.

 

Результаты выполнения заданий  оценивались нами в баллах.

 

Высокий уровень (4 балла) - правильное и самостоятельное выполнение задания.

 

Уровень выше среднего (3 балла) - правильное выполнение задания с  помощью экспериментатора или единичные  неправильные ответы в непродуктивных формах словообразования.

 

Средний уровень (2 балла) - систематические  ошибки в непродуктивных формах словообразования.

 

Уровень ниже среднего (1 балл) - систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий превышает 50%.

 

Низкий уровень (0 баллов) - неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова  или отказ от выполнения задания.

 

 

2.2 Анализ результатов  экспериментального исследования

 

 

Экспериментальное исследование словообразования имён существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь

 

При изучении словообразования имён существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь, были получены результаты, которые занесены в таблицу 1.

 

 

Таблица 1 - Результаты экспериментального исследования

 

Категории испытуемыхУровень сформированности умения словообразования имён существительных, обозначающих вместилище чего-нибудьВсегоВысокийВыше среднегоСреднийНиже среднегоНизкийДети с ОНР00911020

 

Графически результаты исследования словообразования имён существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь можно отразить в диаграмме 1.

 

 

 

Диаграмма 1 - Распределение  испытуемых по уровням сформированности умения словообразования имён существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь

 

 

Средний уровень развития словообразования имён существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь, отмечен у 45% старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Уровень  ниже среднего характерен для 55% старших  дошкольников с общим недоразвитием  речи.

 

Экспериментальное исследование словообразования существительных  со значением единичности

 

 

Таблица 2 - Результаты экспериментального исследования

 

Категории испытуемыхУровень сформированности умения словообразования имён существительных со значением единичностиВсегоВысокийВыше среднегоСреднийНиже среднегоНизкийДети с ОНР00118120

 

Графически результаты исследования словообразования имён существительных  со значением единичности можно  отразить в диаграмме 2.

 

 

 

Диаграмма 2 - Распределение  испытуемых по уровням сформированности умения словообразования имён существительных со значением единичности

 

 

Для 5% старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерен средний уровень, для 5% - низкий уровень, для 90% - уровень развития словообразования существительных со значением единичности  ниже среднего.

 

Экспериментальное исследование образования относительных прилагательных

 

 

Таблица 3 - Результаты экспериментального исследования

 

Категории испытуемыхУровень сформированности умения образования относительных прилагательныхВсегоВысокийВыше среднегоСреднийНиже среднегоНизкийДети с ОНР001614020

 

Графически результаты исследования образования относительных прилагательных можно отразить в диаграмме 3.

 

 

 

Диаграмма 3 - Распределение  испытуемых по уровням сформированности умения образования относительных прилагательных

 

 

Для 80% старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерен средний уровень сформированности умения образования относительных прилагательных. У 20% старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечен уровень сформированности умения образования относительных прилагательных ниже среднего.

 

Экспериментальное исследование образования сравнительной степени  прилагательного

 

 

Таблица 4 - Результаты экспериментального исследования

 

Категории испытуемыхУровень сформированности умения образования сравнительной степени прилагательногоВсегоВысокийВыше среднегоСреднийНиже среднегоНизкийДети с ОНР01163020

 

Графически результаты исследования образования сравнительной степени  прилагательного можно отразить в диаграмме 4.

 

 

 

Диаграмма 4 - Распределение  испытуемых по уровням сформированности умения образования сравнительной степени прилагательного

 

 

Уровень сформированности умения образования сравнительной степени прилагательного выше среднего характерен для 5% старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Средний уровень отмечен у 80%, Уровень ниже среднего характерен для 15% старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

Экспериментальное исследование словообразования глаголов от имён существительных

 

 

Таблица 5 - Результаты экспериментального исследования

 

Категории испытуемыхУровень сформированности умения словообразования глаголов от имён существительныхВсегоВысокийВыше среднегоСреднийНиже среднегоНизкийДети с ОНР00128020

 

Графически результаты исследования словообразования глаголов от имён существительных  можно отразить в диаграмме 5.

 

 

 

Диаграмма 5 - Распределение  испытуемых по уровням сформированности умения

 

 

Для 60% старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерен средний уровень сформированности умения словообразования глаголов от имён существительных. У 40% старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечен уровень сформированности умения словообразования глаголов от имён существительных ниже среднего.

 

Образование простой сравнительной  степени прилагательного

 

Лучше всего дети с общим  недоразвитием речи справились с  заданием на образование простой  сравнительной степени прилагательного. Затруднения вызвали прилагательные «толстая», «молодая», «сладкий», «узкий», «толстая».

 

Дети редко ошибались  в образовании простой сравнительной  степени прилагательных «красное», мягкий, удобное, громкий, высокий

 

Почти все правильно образовали сравнительную степень прилагательных сильный, тёмный,

 

При выполнении задания отказы встречались редко. Ошибки были следующие. Повторение заданного слово, образование  сравнительной степени с ошибками (молодее, сладкее, сладе, узчее), образование сравнительной степени синонимичного прилагательного (сладкий - вкуснее), повторение заданного прилагательного со словом «сильнее».

 

Исследование образования  относительных прилагательных

 

Умение образовывать относительные  прилагательные почти у всех детей  с ОНР находится на среднем  уровне. Наиболее частые ошибки были следующие. Почти все дети с ОНР неправильно  образуют прилагательные шерстяной (шершавой, шерстявой, шершчевый, шертяной), металлические (металловые,металлные), пуховая (пушистая, пУховая, пухная, пухая), грибной (грибный, грибовый, грибовный), ржаной (ирживый, ржовый, ржиный, ржавый, жержавой), ольховая (ольхивая, ольхиховая, ольхая).

 

Дети с ОНР реже ошибались  в образовании прилагательных кожаная (кожавая, кожамая), картонная (картоновая), шёлковый (шелковая, шелковой), кирпичная (кирпичевая, кирпичая), дубовый (дубовой), брусничное (брусличное, брусниковое), кленовый (клёновый), фарфоровый (фаровый, фарфорный), клюквенный (клюковая, клюковой, клюковый, морсовая), ситцевое (вситенное, лиситцевое), дубовый (дубинный, дубовый).

 

Единичные ошибки допускались  при образовании прилагательных соломенная (соломовая, соломная), меховая (меховая), вишнёвое (вишня, вишневое), осиновый (осиный, осины), грушевое, грушовое), сосновая (соснивая), черничное (черниковое), снежный (снеговый), бумажная (бумагина, бужная).

 

Прилагательные железный, деревянный, резиновый, берёзовый, малиновое, яблочное правильно образовали все  дети с общим недоразвитием речи.

 

Образуя относительные прилагательные слов, дети использовали уже усвоенные  суффиксы, но не всегда верно (картоновая, ольхивая), опускали суффикс и добавляли окончание прилагательного (ольхая) неправильно ставили ударение (клёновый, дубовый), пропускали слоги в словах(бужная, фаровый), образовывали атрибутивные существительные (бумагина), повторяли существительное за логопедом (лист осины - осины, варенье из вишни - вишня), от незнакомых существительных образовывали прилагательные, похожие на более знакомые (ситцевое - лиситцевое), замены (кожамая, кожавая, брусличное)

 

Исследование словообразования глаголов от имен существительных

 

В ходе выполнения задания  на словообразование глаголов от имён прилагательных отмечалось значительно  большее количество отказов, чем  при выполнении других заданий. Чаще всего дети отказывать от попытки  образовать слова «стук», «плач», «горе», «зима», «рыба», «крик».

Информация о работе Формирование умений словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактической игры