Внеклассная работа по литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 16:51, доклад

Краткое описание

Основными задачами организации внеклассной работы по литературе является: 1. осуществление нравственного и патриотического воспитания школьников, их всестороннего развития путем вовлечения в разные формы работы, связанных с приобщением к сокровищнице мировой литературы. 2. совершенствование речевых умений школьников. 3. формирование широких читательских интересов, развитие любви к чтению, расширение литературных образов. 4. развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных запросов. 5. активизация общественно-полезной деятельности школьников.

Вложенные файлы: 1 файл

Внеклассная работа по литературе.doc

— 489.50 Кб (Скачать файл)

БИЛЕТ 1

  1. Внеклассная работа по литературе.

Основными задачами организации внеклассной работы по литературе является: 1. осуществление нравственного и патриотического воспитания школьников, их всестороннего развития путем вовлечения в разные формы работы, связанных с приобщением к сокровищнице мировой литературы. 2. совершенствование речевых умений школьников. 3. формирование широких читательских интересов, развитие любви к чтению, расширение литературных образов. 4. развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных запросов. 5. активизация общественно-полезной деятельности школьников. Все внеклассные работы по литературе должны быть организованы с участием школьного библиотекаря, который участвует в пропаганде книги (готовит рекомендованные списки книг для самостоятельного чтения, выставки книг, книжные бюллетени, стенгазеты и проводит беседы), оказывает методическую помощь преподавателям (отбор и рекомендации книг по методике проведения внеклассных мероприятий, читательской конференции, диспутов, тематических вечеров, разработка вопросников, рекомендательных списков книг, вечера). В средних классах такие формы внеклассной работы: - подготовка и проведение диспутов, дискуссий, литературных композиций и читательских конференций. Эти виды работы формируют навыки общения с книгой, учат высказывать свою точку зрения, делать обобщения, т.е. мыслить и рассуждать. В старших классах наиболее целесообразно _ дни литературы, олимпиады, читательские конференции, литературные вечера на более сложном литературном материале. Традиционными формами внеклассной работы являются работы кружков, утренников, вечеров, дней литературы, литературных фестивалей, олимпиад. Всю внеклассную работу можно объединить в 3 группы: а. индивидуальная работа со школьниками, б. групповые занятия, в. массовые мероприятия. К наиболее распространенным видам работы по внеклассной работе относятся беседы по текстам, индивидуальные консультации при написании заметок в стенгазету, при выборе произведений для участия в конкурсе чтецов, при изготовлении наглядных пособий, при подготовке номеров художественной самодеятельности. Составляются кружки, общества, клубы, которые идут продолжительное время. Работа кружков сопровождается выпуском газет, бюллетеней. Как итог проводятся олимпиады, вечера, дни литературы. Организуются музеи, выставки. Кружок по литературе может сместить в себя знакомство с произведениями, как с классными, так и с новыми, обучение выразительному чтению стихов и прозы, подготовка к инсценировке, обсуждение членов кружка. Требования к отбору материала в кружках: - тематика занятия должна соответствовать названию и содержанию кружка, - сообщаемая информация должна иметь практическую ценность, - тематика внеклассных занятий должна соответствовать тематике уроков литературы. Организовывать работу в кружке целесообразно с помощью занимательных игр, задач, ребусов, кроссвордов, заучивание стихов, песен, выписывание пословиц, поговорок, изречений, составление тематических альбомов, работа над газетным материалом.  

  1. Практика внеклассной работы по литературе (на примере конкретной методической темы)

(по методике Збарского И.С., Полухиной В.П.)

 Уроки внеклассного  чтения давно вошли в практику  преподавания литературы. Без них  теперь трудно представить уроки  литературы в школе. Яркость и  даже праздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики — эти особенности уроков внеклассного чтения привлекли к ним внимание учителей и учащихся.      Для урока внеклассного чтения «По страницам современной Пушкинианы» в IX классе, который стоит начать с краткого очерка истории отечественной Пушкинианы, учащиеся подбирают последние сборники, посвященные Пушкину («Друзья Пушкина», «Венок Пушкину», «России первая любовь: писатели о Пушкине, поэты — Пушкину», «Солнце нашей поэзии: из современной Пушкинианы», «Светлое имя Пушкин: проза, стихи и пьесы о поэте» и др.). Этот урок-обозрение завершит чтение фрагментов из недавних публикаций Пушкинианы русского зарубежья (статьи В.В. Розанова, А.М. Ремизова, Д.С. Мережковского, В.Ф. Ходасевича, В.В. Набокова и др.)        Мало внимания уделяет школьная практика и теоретико-литературным связям классного и внеклассного чтения. Между тем уроки внеклассного чтения могут существенно расширить представления учащихся о литературных жанрах, поэтических формах, средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи.     На уроке внеклассного чтения «Басни в стихах и прозе» в VI классе после вступительного слова учителя «Из истории басни как литературного жанра» заранее подготовленные учащиеся представляют краткие биографические справки о знаменитых баснописцах разных времен и народов: Эзопе, Федре, Ж. Лафонтене, Г.Э. Лессинге, И.И. Дмитриеве, И.А. Крылове и др., читают или инсценируют их басни. Следующий этап урока — чтение и сопоставительный анализ басен «Жук и муравей» Эзопа, «Хомяк и муравей» Лессинга, «Стрекоза и муравей» Крылова (герои, мораль, язык).      Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из трех-четырех заинтересовавшихся темой урока ребят, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока. 


БИЛЕТ 2

  1. Роль учебника в процессе преподавания литературы

Учебник- это особый вид издания, предназначенный для реализации образовательного процесса. Это источник знания, в котором материализовано содержание образования в виде конкретного учебного материала. Все учебники, построенные на принципах развивающего и воспитывающего обучения, осуществляют следующие функции.

Информационная функция. Учебниквводит человека в мир культуры, приобщает его к главным ценностям цивилизации, к результатам высших достижений человечества. В результате методической обработки материал книги становится пригодным для обучения, и книга превращается в учебную.

Всякая учебная книга опирается на базовые элементы содержания образования. В своем дальнейшем развитии элементы содержания учебной дисциплины совершенствуются, становятся универсальными и соединяются с элементами других учебных дисциплин      Функция закрепления и самоконтроля. Эта функция необходима для усвоения материала, рациональной организации учебной работы, самостоятельного овладения знаниями и умениями. Функция самообразования. Материал книги должен быть так подобран и структурирован, чтобы с ним было удобно работать самостоятельно.

К каждой программе разработан комплекс учебников, учебников хрестоматий, учебных пособий для учеников, а также система методических разработок, помогающих учителю в подготовке к уроку.

Учебники хрестоматии для средних классов содержат произведения (в полном виде или в сокращении), предназначенные программой для подробного текстуального изучения, здесь имеются статьи о писателях, о теоретико-литературных понятиях, вопросы и задания для учащихся, иллюстрации к произведениям.

Учебник для старших классов представляет собой систематическое изложение курса того или иного класса. Здесь имеются обзоры важнейших периодов литературного развития, разделы о личности и творческом пути писателей, об отдельных произведениях, задания для учащихся, справочные материалы (хронологическая таблица, словарь литературоведческих терминов), иллюстрации

2) Анализ одного из учебников, учебников - хрестоматий по литературе для средней школы

 Анализ учебника  по литературе для 5 класса (Т.Ф. Курдюмова, 2004год.)

Обращение к реальным запросам ученика — одна из особенностей школы сегодня. Литература как учебный предмет должна воспитать у ученика эстетический вкус и нравственную взыскательность, способствовать овладению искусством слова, вызвать потребность обращения к художественным произведениям.

В основе программы лежит историко-литературный принцип: от фольклора – к литературе сегодняшнего дня. Логика расположения материалов хрестоматии помогает увидеть бег времени, показать соотнесенность истории, бытовых реалий и литературы. Такому широкому видению мира способствуют литературоведческие и мемуарные тексты, предваряющие художественные произведения, и репродукции картин русских художников, отражающие определенную эпоху.

Структурная модель литературного образования учащихся пятых—девятых классов предполагает изучение художественных произведений от древности до наших дней. Причем в программу каждого класса входят произведения, соответствующие возрастным особенностям школьников.

Особую роль в общей структуре курса играет композиция программы и реализующего ее учебника. Вся литература до XX века помещена в первом томе. Литература XX века — в равном ему по объему втором томе.

В учебнике пятого класса представлены классические произведения главнейших направлений литературы — реализма и романтизма, но есть в нем и доступные возрасту произведения различных течений начала XX века, хотя о самих направлениях речи пока не идет.

Первые страницы учебника начинаются с введения. Мы вводим учеников в мир науки, искусства и творчества.

Следующий раздел «Мифы». Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мы знакомим учащихся с мифами разных времен и народов.

Далее следует раздел, посвященный фольклору. В этом разделе особенно важно расширение набора жанров: ранее в программу не включались частушки, песни, анекдоты, народная драматургия.

Появление специального раздела малых жанров фольклора помогает осмыслить их взаимные связи, их роль в литературном процессе и возможности использования в более объемных жанрах.

В полном забвении в школе находились и драматургические жанры фольклора, которые знали в русской деревне, и они украшали народные гулянья и ярмарки. Тут и народная драма, и популярный кукольный театр со всемирно известным Петрушкой. Впоследствии, при обращении к классической драме, ученикам поможет знакомство с народными формами этого рода литературы.

 «Русская классическая  литература XIX века». Славные имена русских писателей XIX века. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии. Классика. Классическое произведение. (И.А. Крылов, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и др.)

«Поэтический образ Родины». Поэтические картины родной природы в лирике. Автор и его отношение к природе в строках стихов. (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, И.С. Никитин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.)

«Героическое прошлое России» завершает первый том учебника фрагментом из «Войны и мира» Л. Толстого и отрывком из инсценировки романа, сделанной М. Булгаковым. При работе с этими двумя текстами ученики не только встречаются с одним из самых любимых героев Толстого — Петей Ростовым, но и убеждаются в неразрывности связи литературы XIX и XX веков. Сопоставляя эпическое и драматическое произведения, учащиеся видят их общность и их разительное отличие.

Вторая часть учебника начинается с раздела «Литература XX века»

Для второй части учебника актуальной становится нравственная проблематика урока (чувство любви к Родине, ее природе, людям). Богатый материал для этого дают произведения советских писателей и писателей русского Зарубежья.

Нашло в учебнике отражение такое важное и пока еще недостаточно использованное в практике школы явление, как чтение литературных сказок XX века, созданных и писателями, и учеными.

Первые три темы (Бунин, Бальмонт, Шмелев) «стремятся» показать ученикам неразрывную связь литературы XIX – XX веков

Важен раздел «Современная литература». Долгое время программа по литературе в средних классах не вмещала в себя произведения современных писателей и приходилось в пятом классе обращаться к ним на уроках внеклассного чтения. В настоящий момент в этом разделе всего четыре автора. Все произведения – о современных детях, ровесниках наших учеников. Во всех прозаических произведениях перед читателями – семья сегодня.

Тема, которую сейчас модно называть экологической, но которая и сейчас, как и иные годы, назад все была и будет темой родной природы, пронизывает «сельские» произведения. В одном случае - яркая и героическая любовь к скворцам, к родной природе с ее сменой времен года. В другой – суровая тайга, в которой заблудился герой рассказа – Васька.

Последний раздел включает произведения о путешествиях, приключениях.

Нужно также отметить появление в учебнике жанра детектива. Знакомство с ним открывает классик детской литературы Астрид Линдгрен, которую шведы назвали «человеком столетия» и поставили памятник единственной среди живущих сегодня писателей.«Приключения Калле Блюмквиста» - одна из лучших книг писательницы. Это целая трилогия, с первой частью которой ученики знакомятся достаточно подробно.

Модель программы для среднего звена начинает осуществляться в пятом классе, то демонстрация богатства и многообразия произведений искусства слова должна сопровождаться освоением элементарных теоретических сведений, которые нужны для понимания учащимися не только содержания произведения, но и его эстетической наполненности. Эмоциональная яркость восприятия не мешает размышлению о прочитанном произведении, а стимулирует его. В свою очередь, размышлению необходим пусть небольшой запас понятий, элементарная теоретическая база.


 

БИЛЕТ 3

  1. Методика преподавания литературы как педагогическая наука, ее предмет и задачи

Методика преподавания литературы – дисциплина, которая направлена на изучение способов передачи научной мысли от учителя к ученику,концентрирует внимание на достаточно обширном круге вопросов, связанных с переадресовкой знания. Учителю необходимо ввести школьников в

мир художественного произведения, развить восприимчивость к слову, читательские навыки, учить наблюдать и соотносить жизненные явления с собственным для ученика видением и пониманием сущности происходящего, наконец, готовить ученика к восприятию того целостного знания о жизни и мире, которое содержит литература как вид искусства.

Информация о работе Внеклассная работа по литературе