Внеклассная работа по литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 16:51, доклад

Краткое описание

Основными задачами организации внеклассной работы по литературе является: 1. осуществление нравственного и патриотического воспитания школьников, их всестороннего развития путем вовлечения в разные формы работы, связанных с приобщением к сокровищнице мировой литературы. 2. совершенствование речевых умений школьников. 3. формирование широких читательских интересов, развитие любви к чтению, расширение литературных образов. 4. развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных запросов. 5. активизация общественно-полезной деятельности школьников.

Вложенные файлы: 1 файл

Внеклассная работа по литературе.doc

— 489.50 Кб (Скачать файл)

Основная задача методики преподавания литературы как науки – открытие закономерностей развития общественного процесса, который не сводится только лишь к закономерностям литературоведческим или дидактическим и психологическим. Но с каждой из наук методика соприкасается непосредственно, опирается на их данные, однако решает при этом свои специфические задачи. Это происходит потому, что обучение не есть нечто вечное и неподвижное. Изменения, происходящие в развитии общества, культуры, литературы влекут за собой изменения в процессе обучения литературе как учебному предмету. На основе открытия закономерностей процесса обучения методика разрабатывает основные принципы преподавания и частные правила, представляющие собою исходные данные для руководства практикой. Перед собой методика преподавания литературы ставит три вопроса на каждом отдельном временном отрезке своего развития: 1) зачем изучать литературу?, 2) что изучать? и 3)как изучать? И было бы ошибкой считать методику преподавания литера-

туры предметом, который ведает лишь формой передачи мысли и сводится только к знанию приемов и методов. Главным для учителя остается круг вопросов, связанных с целями и задачами обучения предмету.

    Обучение литературе  входит составной частью в  работу школы в целом. Поэтому  методика тесно связана с дидактикой, разрабатывающей общую теорию и общие принципы обучения. Методика преподавания литературы прежде всего связана с литературоведением – методологией, теорией и историей литературы. Эта связь обнаруживается прежде всего в оп-

ределении цели, содержания и структуры курса литературы. Методология литературоведения оказывает влияние и на методы обучения. Этот процесс бесконечного обновляется и совершенствуется, опираясь на новейшие научные достижения.

Курс литературы в школе должен отвечать воспитательным и образовательным задачам школы, требованиям научности и возрастным особенностям учащегося. Содержание образования по литературе в соответствии со спецификой этого учебного предмета обусловливает и специфику методов обучения.

Когда говорят об искусстве учителя литературы, нередко имеют в виду не просто мастерство его преподавания, а то, что сам предмет — один из наиболее действенных видов искусства — обязывает учителя быть художником-чтецом, актером, литератором. Литературоведение изучает сущность художественной литературы, закономерности ее развития на основании изучения фактов литературной жизни и связанных с ней явлений: художественных произведений, критической и публицистической литературы, биографий писателей, документов, относящихся к их творчеству, историко-общественных событий и т. д. Методика литературы изучает процесс обучения учащихся литературе как учебному предмету в школе, закономерности этого процесса, опираясь на изучение фактов педагогического характера: восприятие учащимися литературных произведений, усвоение их, а также основ литературной науки, воспитательное и образовательное влияние литературы на детей, развитие их в процессе школьных и внешкольных занятий в зависимости от специфики материала, методов обучения и т. п. методика литературы входит в состав педагогических наук, тогда как литературоведение — наука филологическая.

  1. Методика преподавания литературы в классах с многонациональным составом

Эмоционально-образные формы уроков литературы в учреждениях начального профессионального образования с многонациональным составом учащихся будут способствовать росту национального самосознания учащихся, закреплению приоритета общечеловеческих ценностей, более качественному, осознанному, творческому освоению русской литературы, если:

а) в группах с многонациональным составом учащихся преподаватель воздействует на ум и чувства учащихся при помощи универсальных эстетических средств различных видов искусства;

б) создает особую атмосферу эмоционально-образного отношения к литературе и ее восприятия, формируя систему уроков нетрадиционного типа;

в) при этом постоянно опирается на общечеловеческий нравственный стержень художественных произведений и образов;

г) использует и приучает учащихся применять принцип сопоставления, в том числе сопоставления национальных литератур и культурных явлений;

д) последовательно осуществляет принцип этнокультурной направленности литературного образования;

е) осознанно и целенаправленно стремится реализовать принцип диалога культур с учетом многонационального состава

Задачи обучения и воспитания в учебных коллективах с многонациональным составом учащихся решаются успешнее в том случае, когда изучение русской литературы осознанно ста-вится в центр гуманитарного блока дисциплин, она рассматривается как наиболее действенный материал для выработки у разнонациональных учащихся чувства единства и близости, когда на уроках литературы закрепляется приоритет общечеловеческих ценностей в структуре мировоззрения молодежи.

3. Одним из наиболее эффективных  методических подходов к изучению русской литературы в рассматриваемых условиях является учет этнокультурных особенностей восприятия художественных произведений. При исследовании литературного произведения во взаимосвязях и перекличках с другими литературными явлениями, в том числе инонациональными, формируются представления об общности русской литературы с родной для учащихся и с мировым литературным процессом.

4. Учет и использование различных  интерпретаций литературных произведений, образов в старших классах  помогает сформировать отношение к сопоставлению как важному аналитическому приему, который способствует лучшему пониманию текста и выявлению его общечеловеческого нравственно-этического начала.

5. В целях более глубокого постижения  художественного мира учащимися  различных национальностей следует стремиться к полноте раскрытия эмоционально-образного потенциала произведений русской литературы, всеми доступными средствами раскрывать этот потенциал как для русскоязычных учеников, так и для учащихся-билингвов, и тех, кто не считает русский язык вторым родным. Важное значение в виду этих целей приобретает использование в ходе урока русской литературы аудиовизуальных компонентов (иллюстраций, живописи, музыки, кино- и видеоматериалов), способствующих решению воспитательно-образовательных задач урока своими специфическими средствами.


БИЛЕТ  4

  1. Межпредметные связи на уроках русской литературы

Прежде всего, межпредметные связи реализуются на уроке. Интегрированный урок – это урок, где осуществляется связь нескольких предметов. Основной упор может осуществляться на развитие образного мышления.  
Например, курс литературы VIII класса ориентирован на соотношение эпохи XIX века, мировоззрений поэтов и писателей и передачи этого через слово. Большое место уделяется анализу не только литературных произведений, но и исторических фактов.

Интеграция разных образовательных областей знания стирает границы между предметами, позволяя рассмотреть большое число связей, восстанавливая и развивая в сознании ученика единство и целостность окружающего мира. 
Таким образом, учебные дисциплины выступают как средство, с помощью которых ученики продолжают заниматься интересующими их проблемами и темами. Учитель предварительно готовит необходимые материалы, чтобы активизировать ученика, а сам выполняет роль советчика и помощника. 
Интегрированные уроки отличаются высокой степенью сотрудничества учителя и учащегося. Они ценны тем, что готовят учащихся к управлению процессом их собственного образования. Интеграция учебных предметов приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать учебное время. 
Самым главным, на наш взгляд, результатом интеграции должно быть единство в формировании у учащихся ценностей, относящихся к изучению разных предметов.

Цель таких уроков - приобретение системы знаний и ценностей, "погружение" в определенную культурную эпоху, диалог с ней, постижение ее картины мира и человека в знаках, символах, образах, моделях бытия

  1. Проведение интегративного урока литературы (на примере конкретной методической темы)

Проведение интегрированных уроков истории и литературы. 
Например, урок на тему « А.С. Пушкин- историк. « История Пугачевского бунта». 
Цели урока: расширить представление учеников о личности А.С. Пушкина как историка; ознакомить с творческой историей написание повести « Капитанская дочка». 
Ход урока может быть представлен следующей логикой: 
• Вступительное слово учителя. 
• Чтение статьи «А.С. Пушкин» и ее обсуждение. 
• Сообщение учащегося об особенностях эпохи Екатерины II и причин Пугачевского бунта. 
• Рассказ учителя о творческой истории создания повести «Капитанская дочка». 
• Комментированное чтение отрывков из «Истории Пугачевского бунта». 
• Выполнение творческого задания: написать сочинение – рассуждение на тему: « В чем состоит актуальность обращения Пушкина к эпохе Екатерины II? » или составление словарика устаревших слов. 
Интегрированный урок помогает в привлечении учащихся к миру культуры, искусства, в развитии их творческих способностей (воображения, образного мышления), в привитии общечеловеческих ценностей. 
Другим примером интеграции является урок на тему: «Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя « Ревизор». 
На уроке учащиеся выделяют круг проблем, характерных и для XIX века и для XXI, обозначают их непреходящую актуальность. 
Или урок на тему: «А.А. Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом». 
На наш взгляд, интегрированный урок позволяет реализовать личностно – ориентированный подход в обучении. При этом создаются условия для самостоятельного выбора каждым учеником своей стратегии поведения, способа существования в контексте человеческой культуры, обеспечение оптимального уровня интеллектуального, духовно- нравственного, социально – культурного развития личности..


БИЛЕТ 5

  1. Этапы литературного образования

Основной целью литературного образования является приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой классики, формирование культуры художественного восприятия и воспитание на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи. Основой содержания литературного образования признано чтение и изучение художественных текстов с учетом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонентов.  
Переход на концентрическую структуру образования предполагает завершенность каждого этапа. Современные программы не содержат указания на количество времени на каждую тему, ряд произведений предложены на выбор учителя и учащихся. Выпускники XI классов могут самостоятельно сформулировать тему сочинения и выбрать художественные тексты для ее раскрытия.  
 
В начальных классах закладываются основы читательской культуры, умения осмысленного выразительного чтения и элементарного разбора художественного произведения. Во многих учебниках художественный текст выступает в качестве основного средства обучения. Разноплановые задания, в том числе творческого характера, направлены на развитие познавательной и эмоциональной сферы младших школьников, полноценного восприятия литературного текста, на включение школьников в активную речевую деятельность. 
Школьник, развивая дошкольный опыт, осваивает художественное произведение как целостную структуру, как творение конкретного автора.  
В средней ступени (V-IX классы) литература является самостоятельным предметом. Выделяются два звена: V-VII и VIII-IX классы.  
В V-VII классах литературное произведение изучается как результат творчества писателя, как результат эстетического осмысления жизни. Представление о литературе как искусстве слова предполагает развитие восприятия и понимания текста, поэтики автора. Воспитывается культура речи, культура мышления и общения, формируется эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию.  
Программы V-VII классов построены по концентрическому принципу и на хронологической основе: от фольклора и литературы прошлого — к современности. Произведения зарубежной литературы изучаются параллельно с произведениями родной литературы. В программы включены разделы для самостоятельного чтения, сведения по теорий литературы.  
Программы VIII-IX классов также построены по концентрическому и хронологическому принципу. В них даны биографические сведения о писателях, усложнен материал по теории литературы и создается готовность к изучению курса X-XI классов, построенного на историко-литературной основе.  
В V-IX классах важно усилить внимание к целенаправленному использованию понятий по теории литературы и к рассмотрению поэтики художественного произведения в его идейно-эстетической целостности. В V-VI классах учащиеся не просто находят в тексте сравнения, метафоры, эпитеты, а учатся определять их назначение, учатся «рисовать» словами те или иные картины, овладевать понятием жанра, определять значение отдельных слов и выражений, понимать значение композиции и составляющих ее компонентов. В этом убеждает реальный результат бесед, пересказов, деловых игр, письменных творческих работ. 
Учащиеся X-XI классов осваивают литературу в ее движении, развитии, в контексте историко-литературного процесса и культурной жизни эпохи. Предметом особых забот учителя-словесника является формирование круга чтения учащихся и читательских интересов, совершенствование читательского восприятия, постижение природы литературы и ее закономерностей, совершенствование речи учащихся.  
В практике работы учителей X-XI классов используются элементы поэтики с учетом необходимости сохранения личностного отношения к литературному произведению. Учитель-словесник может помочь школьнику в реализации общения с миром словесного искусства.  
Уже в I-IV классах учитель-словесник стремится воспитать читателя, способного к личностному восприятию, чуткого к авторскому стилю. В V-IX классах постепенно происходит освоение литературы в движении, в контексте общекультурной ситуации в обществе. Этапы работы в X-XI классах соответствуют этапам развития учащихся современных школ различного профиля. 
При проведении анализа проблем, образов, опорных эпизодов прозаических и драматических текстов, при выразительном чтении и комментировании строк поэтических произведений особое внимание следует уделить постижению глубины авторского замысла, специфики композиции, художественного времени и художественного пространства, как конкретного, так и обобщенного смысла событий и образов, особенностям художественного стиля. Не меньшее значение имеет своеобразный диалог читателя и писателя, приближение читательского (вторичного) образа к авторскому (первичному).  
На заключительных занятиях следует преодолеть «иллюзию осведомленности» школьников, научить сопоставительному анализу, «переносу» знаний на новый материал, а также активному владению теоретико-литературными понятиями и навыками рассмотрения поэтики текста. Все это требует введения системы усложняющихся творческих заданий, новых методик, включая деловые игры, рейтинги, работу над сценарием, беседу по ситуации, конкурсы, выбор правильных вариантов ответа, комментирование.

  1. Изучение драматического произведения (на примере конкретной методической темы)

Работе над драмой в классе предшествует самостоятельное чтение ее. Перед чтением желательно дать один-два вопроса типа: «Что вам особенно понравилось? Как вы поняли название пьесы? Кого вы считаете главными героями?» и т.п. На первых порах полезно организовать чтение пьесы вслух во внеурочное время: текст может читать сам учитель, иногда привлекая грамзапись или видеозапись. При чтении педагог обращает внимание на ремарки, перечень действующих лиц, т.е. показывает, что надо читать драму, а иногда обратиться даже к театральным мемуарам.

Вступительные занятия могут быть различными в зависимости от своеобразия пьесы. На вступительных занятиях - 1) предварительный комментарий к пьесе; 2) рассказ об эпохе; 3) исторические сведения о тех вопросах, которые волновали людей определенного времени и нашли отражение в пьесе; 4) репродукции картин художников, рисующих

Драматические произведения анализируются в основном «вслед за автором», т.е. последовательно работать над действиями пьесы.

Работу над драмой желательно начать с обращения школьников ко всей пьесе, помочь ее осмыслить, почувствовать ее основной конфликт, возникновение его. Это может быть вопрос о названии пьесы. Если же и получается исчерпывающий ответ, почему пьеса называется «Гроза» или «»Ревизор», все же прокладывается путь к пониманию конфликта.

Методы и приемы работы над драмой разнообразны.

1. «Точка зрения из зала», установка  на зрительное восприятие. Школьники должны вообразить себя мысленно видящими пьесу, с этой целью полезно использовать фрагменты воспоминаний о спектаклях.

2. Важно побудить учеников представить  происходящее на сцене с этой  целью предложить ситуацию.

Еще одним из приемов, побуждающих учеников проникнуть в текст пьесы, является создание воображаемых мизансцен, т.е. школьникам предлагается продумать, как бы они расположили персонажей в определенный момент действия, представить их положения, жесты, движения.

При анализе драмы предметом постоянного внимания является речь персонажа, ее своеобразие, так как характер персонажа, его социальное лицо, душевное состояние

Не следует забывать, что при анализе пьесы большое значение имеют ремарки авторов.

Большое значение в работе над пьесой имеет выразительное чтение. При этом ученик с

В процессе анализа полученные наблюдения учитель должен обобщать с этой целью важные суммирующие вопросы, типа: «Что мы узнали о жизни уездного города? Какими предстали перед нами чиновники города? Какой характер мер, принято в Городничем?» или "«то общего в характерах Дикого и Кабанихи, и в чем их различия? Почему неизбежен конфликт между Катериной и миром Кабановой?»

Информация о работе Внеклассная работа по литературе