Внеклассная работа по литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 16:51, доклад

Краткое описание

Основными задачами организации внеклассной работы по литературе является: 1. осуществление нравственного и патриотического воспитания школьников, их всестороннего развития путем вовлечения в разные формы работы, связанных с приобщением к сокровищнице мировой литературы. 2. совершенствование речевых умений школьников. 3. формирование широких читательских интересов, развитие любви к чтению, расширение литературных образов. 4. развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных запросов. 5. активизация общественно-полезной деятельности школьников.

Вложенные файлы: 1 файл

Внеклассная работа по литературе.doc

— 489.50 Кб (Скачать файл)

БИЛЕТ 21

  1. Развитие речи учащихся на уроках литературы

Приемы работы по развитию устной речи учащихся: 1. «пятиминутка», работа над словом (речевые упражнения, способствующие предупреждению и устранению лексических ошибок в связи с предстоящим анализом произведения), 2 пересказ художественного текста (подробный, художественный, с элементами анализа…), 3. озаглавливание фрагментов текста, 4. составление планов (простой, сложный, цитатный), 5. комментирование художественного текста, 6. выразительное чтение, 7. заучивание наизусть, 8. устное словесное рисование, 9. развернутые ответы на вопросы, 10. подготовка устных сообщений (доклады, тезисы, по анализу текста), 11. самостоятельное, повторное чтение литературного текста в целях более глубокого  восприятия, 12. инсценирование, 13. заочная экскурсия, 14. интерпретация текста (читательская, литературоведческая). В советской методике большое внимание уделяется систематическому обогащению лексического запаса учащихся и воспитанию у них сознательного отношения к слову. Расширять словарь школьника принято по разным тематическим кругам: процессы движения (предмета, человека, животного); оттенки звуков, красок, форм и очертаний внешнего мира и восприятия его человеком; психическое состояние человека, его качества (моральные критерии, переживания, движения ума и сердца и т. д.). В старших классах речь учеников должна обогащаться и за счет терминов, оборотов книжной речи и слов иностранного происхождения. Словарная работа на уроке литературы полезна в той мере, в какой она опирается на материал лутературного произведения и помогает раскрыть его. Чтобы свободно владеть устной речью, необходимо не только находить слова, но и уметь связывать их друг с другом. Это умение предполагает овладение грамматическим строем языка на уроках русского языка и обогащение к художественной литературе, богатой словесными конструкциями на уроках литературы. В 4-6 классах учитель привлекает внимание учащихся к пословицам, поговоркам, учит ребят понимать их переносный смысл и заботиться о том, чтобы они вошли в речевую практику ученика. В 7-8 классах ученики уже наблюдают идейно-художественную функцию пословиц, поговорок и «крылатых слов» в произведении. В 9-11 классах анализ афоризмов того или иного автора позволяет поставить вопрос о мировосприятии самого писателя. 

  1. Анализ одной из программ по литературе для средней школы. Её структура и содержание

Программа по литературе под ред. Г. И. БЕЛЕНЬКОГО  
для средних общеобразовательных школ

Авторы программы выделяют в курсе литературы три звена в соответствии с возрастными возможностями учащихся:

  • 5 – 7 кл.
  • 8 – 9 кл.
  • 10 – 11 кл.

Это позволяет к концу основной школы на доступном материале выработать у учащихся целостный взгляд на развитие отечественной литературы, чему способствует программа 8-9 кл., построенная как своеобразное завершение курса предшествующих классов и пролог к изучению литературы на историко-хронологической основе в старшем звене.

5 – 7 кл. Основные образовательно-воспитательные задачи - расширить и углубить жизненный и художественный опыт учащихся, ввести их в художественный мир произведения, поднимая восприятие школьников от наивно-реалистического до художественно-эстетического. Иными словами, формировать читательскую культуру учащихся. Знакомясь с многообразием жизненного содержания литературы и форм ее отображения, осознавая изображенные писателем конфликты, жизненные ситуации, своеобразие характеров литературных героев, учащиеся формируют тот уровень начитанности и литературного развития, который станет базой для самостоятельного чтения и продолжения образования в следующих классах. Программы 5-7 кл. строятся по концентрическому принципу и на хронологической основе (каждый раз от литературы устного народного творчества, от литературы прошлых веков к нашему времени). Однако это не исключает и других принципов объединения изучаемых произведений: например, в 5 классе хронологический принцип объединяется с жанровым и проблемно-тематическим.

8 – 9 кл. составляют завершающее звено средней ступени образования, единое по своим целям и задачам: обогащая школьников новым жизненным и эстетическим опытом, они как бы подводят итоги тому, что учащиеся узнали и над чем задумывались в предшествующие годы, и вместе с тем готовят их к будущим встречам с литературой - самостоятельным или в рамках старшей школы. Программа 8-9 кл. строится по концентрически-хронологическому принципу - от древности до наших дней.

Хронологическое построение курсов 8-9 классов:

  • биографические сведения о писателях;
  • обобщение (в 9 кл.) того, что известно об их творчестве по предыдущим годам обучения;
  • выяснение в ряде случаев общественного и литературного значения изучаемых произведений;
  • усложнение разборов и обсуждаемых нравственно-этических проблем;
  • создание предпосылок к изучению курса на историко-хронологической основе в старших классах.

При изучении теории литературы особое внимание уделяется вопросам образности художественной литературы, строения художественного произведения (8 кл.) и личностном характере художественного творчества, в частности способам выражения авторского сознания.

Произведения зарубежной литературы предлагается изучать параллельно с родной, устанавливая временные и проблемно-тематические связи. (Это касается и концентра 5-7 кл., и концентра 8-9 кл.) Например, "Дубровский" Пушкина и "Ванина Ванини" Стендаля близки по романтическому пафосу, по сопоставимым ситуациям.

10 – 11 кл. Основу курса литературы в старших классах составляет чтение и изучение на историко-литературной основе выдающихся произведений русской литературы. Из-за сокращения историко-литературного курса с 3 до 2 лет некоторые произведения включены в средние классы.

Литература в программе изучается в контексте эпохи. Такое изучение предполагает знакомство учащихся с фактами биографии писателя, обращение к лексическим, бытовым, этнографическим, историческим комментариям, с произведениями других видов искусств.

В программе наряду с произведениями "для чтения и изучения", "для чтения и бесед"; после каждого раздела названы книги для самостоятельного чтения. Например, в разделе "Литература XX в." "Для чтения и изучения" предлагается "Зеленая лампа" А. Грина, для самостоятельного чтения другие произведения А. Грина: "Голос и глаз", "Победитель", "Алые паруса"; "Для чтения и бесед" - "Могила цветка" Мусы Джалиля.

К основным темам и разделам программы даются краткие аннотации. Их назначение - общая ориентация учителя в материале, позволяющая планировать его изучение и намечать объем предстоящей работы; в аннотации же включены теоретико-литературные понятия.

БИЛЕТ 22

1) Лингвостилистический анализ текста художественного произведения

1. КАКОГО ТИПА ТЕКСТ  ПЕРЕД ВАМИ? 
2. КАКОВА КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА ТЕКСТА? 
( КОЛИЧЕСТВО СМЫСЛОВЫХ ЧАСТЕЙ, МИКРОТЕМЫ ЭТИХ ЧАСТЕЙ). 
 
3. КАКОВ ХАРАКТЕР СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ТЕКСТА ( ЦЕПНАЯ ИЛИ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ )? 
4. С ПОМОЩЬЮ КАКИХ СРЕДСТВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ В ТЕКСТЕ? 
( ЛЕКСИЧЕСКИХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ )? 
5. К КАКОМУ СТИЛЮ РЕЕЧИ ОТНОСИТСЯ ТЕКСТ ( НАУЧНО – ПОПУЛЯРНЫЙ,  
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ, РАЗГОВОРНЫЙ ) ? 
6. КАКОВА ТЕМА ТЕКСТА ? ЗА СЧЕТ КАКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА ПЕРЕДАЕТСЯ ЕДИНСТВО ТЕМЫ7 
7. КАКОВА ИДЕЯ ТЕКСТА?

Лингвостилистический анализ текста. Проводя его, мы должны соотносить содержание текста, систему его образов, идейную направленность, эмоциональную окрашенность и т.д. с его языковой формой, то есть рассмотреть, какими средствами языка передается то, что заложено в содержании текста. 

При лингвостилистическом подходе разбор предложения значительно усложняется. У нас возникнет много вопросов, требующих решения. 

Лингвостилистический анализ не делает излишними, ненужными лингвистические методы анализа текста. Напротив, они должны, по возможности успешно, сочетаться со стилистическим подходом. Для стилистики важны все чисто лингвистические наблюдения. Можно, например, обратить внимание на преобладание определенных звуков в тексте

полезными могут оказаться этимологические наблюдения и многое другое. Основное в лингвостилистическом подходе к тексту — не внешнее, а органическое единство обоих подходов к нему. Без сочетания того и другого анализ текста поневоле будет носить односторонний характер.

2) Практика лингвостилистического  анализа на уроках литературы (на примере конкретной методической  темы)

СЛОВО» ТЕКСТ» В ПЕРЕВОДЕ С ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА ОЗНАЧАЕТ «ТКАНЬ». КАК ЖЕ «СОТКАН» ДАННЫЙ ТЕКСТ , ЯВЛЯЮЩИЙСЯ ФРАГМЕНТОМ СТАТЬИ (…), КНИГИ (…), РАССКАЗА (….) ….? 
  ПО ТИПУ РЕЧИ ТЕКСТ ЯВЛЯЕТСЯ…( ОПИСАНИЕМ, ПОВЕСТВОВАНИЕМ, ПОВЕСТВОВАНИЕМ С ЭЛЕМЕНТАМИ, РАССУЖДЕНИЕМ, ТАК КАК…), ЧТО СКАЗАЛОСЬ НА ОСОБЕННОСТЯХ КОМПОЗИЦИИ ТЕСТА. 
  ( В ОПИСАНИИ – ЧАЩЕ ВСЕГО – А) ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОПИСЫВАЕМОМ, Б) ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ , В) АВТОРСКАЯ ОЦЕНКА, ВЫВОД;В ПОВЕСТВОВАНИИ- ЭКСПОЗИЦИЯ, ЗАВЯЗКА, КУЛЬМИНАЦИЯ, РАЗВЯЗКА; В РАССУЖДЕНИИ – ТЕЗИС, АРГУМЕНТЫ, ВЫВОД.) 
  ТЕКСТ СОСТОИТ ИЗ … АБЗАЦЕВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ЕГО СМЫСЛОВЫМИ ЧАСТЯМИ. КАЖДОМУ АБЗАЦУ СООТВЕТСТВУЕТ МИКРОТЕМА…( ЕСЛИ МИКРОТЕМЫ НЕ СОВПАДАЮТ С АБЗАЦАМИ ПО КАКОЙ- ЛИБО ПРИЧИНЕ, ОТМЕТИТЬ ЭТО КАК ОСОБЕННОСТЬ ТЕКСТА.) 
  В ПЕРВОЙ ЧАСТИ ГОВОРИТСЯ О … ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ ( АБЗАЦУ ) О… (ОТМЕТИТЬ, КАКИЕ ОБРАЗЫ ИЗОБРАЖЕНЫ В ТЕКСТЕ ) 
  СМЫСЛОВЫЕ ЧАСТИ ФРАГМЕНТА ОБЪЕДИНЕНЫ ОБЩЕЙ ТЕМОЙ….( ИЛИ: НЕСМОТРЯ НА НАЛИЧИЕ МИКРОТЕМ ДЛЯ ТЕКСТА ХАРАКТЕРНО ТЕМЕТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ВСЕХ ЕГО ЧАСТЕЙ: ОБЩАЯ ТЕМА ТЕКСТА…..) 
  КОМПОЗИЦИОННОЕ ЕДИНСТВО ВСЕХ ЧАСТЕЙ ТЕСТА ВЫРАЖАЕТСЯ И В НАЛИЧИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЕГО ЧАСТЯМИ….( С ПОМОЩЬЮ КАКОЙ СВЯЗИ – ЦЕПНОЙ ИЛИ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ – СОЕДИНЕНЫ ПЕРВЫЙ И ВТОРОЛЙ АБЗАЦЫ, ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ……) 
  А КАК СВЯЗЫВАЮТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ЭТОМ ТЕКСТЕ? ПРЕОБЛАДАЕТ …. 
( ЦЕПНАЯ/ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ ) 
  СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ ФРАГМЕНТА ЗАДАЕТСЯ ИДЕЕЙ ТЕКСТА….( КАКОЙ ) 
  В КАКОМ СТИЛЕ НАПИСАН ТЕКСТ ? ПОСКОЛЬКУ…( ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ КАКОГО – ЛИБО СТИЛЯ ) МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ , ЧТО ТЕСТ НАПИСАН В …. СТИЛЕ . КАК ИЗВЕСТНО, СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА ПРОЯВЛЯЮТСЯ НА ВСЕХ УРОВНЯХ : ЛЕКСИЧЕСКОМ, МОРФОЛОГИЧЕСКОМ, ФОНЕТИЧЕСКОМ, СИНТАКСИЧЕСКОМ. 
  АНАЛИЗ ЛЕКСИКИ ДАННОГО ФРАГМЕНТА – ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРОМ …..ХАРАКТЕРНО ИМЕННО ДЛЯ …. СТИЛЯ. 
  МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ. 
  ВСМОТРИМСЯ В СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕСТА ….., ( СВЯЗАТЬ,ЕСЛИ ВОЗМОЖНО, СО СТИЛЕМ ). 
  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА. ТРОПЫ И ФИГУРЫ , АВТОР ИСОЛЬЗУЕТ ( ПРИМЕНЯЕТ ) ДЛЯ… 
  Фонетические средства изобразительности… 
Итак, перед нами текст, написанный в … стиле, являющийся…(тип речи). И еще раз, анализируя текст, мы убедились в том, насколько оригинальным является любое «сложное синтаксическое целое», как все органично связано, соединено, переплетено в этой тонкой материи под названием «текст».

БИЛЕТ 23

1) Организация внеклассного чтения в процессе преподавания литературы

Обращение к внеклассному чтению на вступительных занятиях - это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями о прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция, составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики.

Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе. Яркость и даже праздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики - эти особенности уроков внеклассного чтения привлекли к ним внимание учителей и учащихся. В средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток "взрослой" литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса. В старших классах особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Интересы старшеклассников, в том числе и читательские, уже сформировались. Недооценка этого факта при планировании уроков внеклассного чтения, выборе произведений для обсуждения и форм проведения уроков может привести в результате к отчуждению между учеником и учителем. Обычно учителя-словесники планируют проведение уроков внеклассного чтения между отдельными темами, связывая эти уроки с изучением программного материала. Однако такая обязательная их увязка с основным курсом не всегда необходима. Достаточно "независимыми" могут быть "библиотечные уроки", обзоры новинок литературы, а также уроки внеклассного чтения, посвященные писателю-юбиляру или интересной журнальной публикации. Наиболее последовательно реализуются в школьной практике проблемно-тематические связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения. Чаще всего учителя переносят обсуждение проблем, поднятых в произведениях, изучаемых по программе, и на уроки внеклассного чтения. В старших классах таким образом связываются классика и современная литература, исследуются преемственность, традиции и новаторство в решении русскими писателями "вечных вопросов". Значительно реже учитываются учителями историко-литературные связи, кроме, пожалуй, самой распространенной "связи по автору", когда для беседы на уроке внеклассного чтения отбираются другие произведения писателя, изучаемого по программе, или книги, посвященные его жизни и творчеству. Иногда на уроках внеклассного чтения обсуждаются и произведения других авторов, близкие по времени написания, имеющие сходную творческую судьбу, созданные в русле одного литературного направления. Обращение к произведениям зарубежных писателей отчасти восполняет пробелы в литературном образовании, дает возможность выхода на проблемы взаимодействия литератур, литературных связей и влияний. Мало внимания уделяет школьная практика и теоретико-литературным связям классного и внеклассного чтения. Между тем уроки внеклассного чтения могут существенно расширить представления учащихся о литературных жанрах, поэтических формах, средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи.

Информация о работе Внеклассная работа по литературе