Внеклассное чтение по литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:56, реферат

Краткое описание

Внеклассное чтение — одно из важных направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.
Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.docx

— 80.43 Кб (Скачать файл)

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ  
Внеклассное чтение — одно из важных направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.  
Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе. Яркость и даже праздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики — эти особенности уроков внеклассного чтения привлекли к ним внимание учителей и учащихся  
В младших классах на первом плане стоит задача воспитания любви к книге, потребности в чтении, формирование устойчивого интереса к литературе. В средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток «взрослой» литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса.  
В старших классах особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Интересы старшеклассников, в том числе и читательские, уже сформировались. Недооценка этого факта при планировании уроков внеклассного чтения, выборе произведений для обсуждения и форм проведения уроков может привести в результате к отчуждению между учеником и учителем.  
Обычно учителя-словесники планируют проведение уроков внеклассного чтения между отдельными темами, связывая эти уроки с изучением программного материала. Однако такая обязательная их увязка с основным курсом не всегда необходима. Достаточно «независимыми» могут быть «библиотечные уроки», обзоры новинок литературы, а также уроки внеклассного чтения, посвященные писателю-юбиляру или интересной журнальной публикации.  
Наиболее последовательно реализуются в школьной практике проблемно-тематические связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения. Чаще всего учителя переносят обсуждение проблем, поднятых в произведениях, изучаемых по программе, и на уроки внеклассного чтения. В старших классах, таким образом, связываются классика и современная литература, исследуются преемственность, традиции и новаторство в решении русскими писателями «вечных вопросов».  
Помимо внутрипредметных связей в практике отечественной школы давно были намечены и широко используются и межпредметные связи уроков внеклассного чтения с уроками истории, географии, музыки и изобразительного искусства. Интересно проходят такие уроки, как «Зима в русской поэзии, живописи и музыке», «Исторические события и герои в романах В. Скотта», «Путешествия русских писателей», обсуждения новых книг из серий «Жизнь замечательных людей», «История Отечества», «Жизнь в искусстве» и др.  
При планировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть:  
- разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;  
- тематическое разнообразие;  
- сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);  
- чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения);  
- систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.).  
Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. Особенно это относится к урокам внеклассного чтения в старших классах, где необходимы не только традиционные беседы по современной литературе, но и обзоры, консультации, а также специальные часы на индивидуальные собеседования и консультации.  
Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из трех-четырех заинтересовавшихся темой урока ребят, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока.  
 
****** 
Внеклассная и внешкольная работа по литературе. 
Развивать интерес к литературе, развивать творческие способности учащихся, научить наслаждаться искусством, «купаться» в нем – главные задачи внеклассных работ.  
Основные направления внеклассной работы:  
1. Читательское направление: 
- читательские конференции; 
- читательский устный журнал;  
- конкурсы чтецов;  
- читательские декады;  
- литературные чтения;  
- заседания круглого стола и др.  
2. Исследовательское направление:  
- научные конференции учащихся ( на уровне школы, района, города, области, РФ); 
- краеведческие работы .  
3. Творческое направление.  
4. Литературные праздники:  
- утренники;  
- конкурсы;  
5. Игровое направление:  
- викторины;  
-КВН; 
- литературные ринги;  
- игры типа «что? где? когда?».  
Направления и формы работ иногда перекликаются.  
Литературные объединения в школе:  
Кружки (15-20человек):  
1- читательские (Друзья книги, Любители поэзии, Любители фантастики); 
2- библиотечные;  
3- литературно – творческие (кружки поэтов, прозаиков, драматургов); 
4 - драматические кружки; 
5 – историко – литературные кружки ( могут быть кружки одного писателя); 
6 – литературно – краеведческие ( связаны с писателями родного края); 
7 – фольклорные кружки; 
8 – кружок художественного слова;  
9 – кружок чтецов.  
Клубы (100 -200 человек, включает в себя кружки, как секции). 
Школьный музей ( может быть одного писателя, или литературный или краеведческий).  
Направление межпредметного характера – «содружество искусств» - литературно – музыкальная композиция, школьный театр, литературно – музыкальные журналы.  
Разновидности литературных вечеров:  
1. Юбилейные вечера;  
2. тематические вечера;  
3. вечера, посвященные жизни и творчеству одного писателя;  
4. вечер одного жанра (поэтический вечер, либо посвященный фантастике).  
5. вечер вопросов и ответов (дискуссия);  
6. вечер литературно – музыкальный ( в форме монтажа).  
Примеры:  
Литературный салон «Литературная гостиная» (тургеневские девушки).  
Литературно – музыкальная композиция (этих дней не смолкнет слава, жил и пел для нас – о Высоцком, огонь войны души не сжег, мысли о добром и прекрасном).  
Литературный игры ( поле чудес, колесо истории, что где когда, умники и умницы).  
Дискуссионные клубы по актуальным проблемам современности (читать или не читать? истинная любовь к отечеству, в чем она выражается? нельзя же без жаргонизмов? современная литература для молодежи).  
Проектная технология.  
Смотр литературных газет.  
Сюжетно – ролевые и познавательные творческие игры:  
- литер. турниры;  
- литер. аукционы;  
-литер. викторины;  
- игры по отдельным произведениям / по отдельным авторам/ по разделам литературы.  
Библиотечная деятельность «Литературный забор». 

Внеклассная работа по русскому языку


 

 

[ скачать ]

 
 
Содержание 
 
Введение 2 
Глава 1. Характеристика внеклассной работы по русскому языку 5 
1.1 Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку 5 
1.2 Содержание внеклассной работы по русскому языку 6 
1.3 Методы внеклассной работы по русскому языку 9 
Глава 2. Формы внеклассной работы по русскому языку в начальных классах 13 
2.1 Кружок, как форма внеклассной работы по русскому языку 13 
2.2 Внеклассное занятие по русскому языку в начальных классах, как форма внеклассной работы 18 
Заключение 23 
Список использованной литературы 25 
 
Введение 
 
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету. 
Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия. 
Успех обучения русскому языку может быть достигнут лишь на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. 
И важным звеном в этой системе является внеклассная работа. 
Внеклассная работа открывает широкие возможности для осуществления комплексного подхода к воспитанию, который предполагает единство отдельных сторон воспитания. 
Необходимость проведения внеклассных образовательных занятий постоянно подчеркивается в педагогической и методической литературе. В опыте передовых школ внеклассная работа рассматривается как мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках. 
Значительность той роли, которая отводится внеклассной работе, предполагает оказание серьезной методической помощи учителю, создание пособий, которые дали бы ему возможность более эффективно организовать внеурочную деятельность школьников. 
Данная работа очень актуальна, так как внеклассная работа, помогает учителю более тщательно изучать своих воспитанников и совершенствовать их языковую подготовку.  
Цель курсовой работы – глубже разобраться в вопросах теории внеклассной работы по русскому языку, узнать новые для себя формы организации внеклассной работы, как правильно произвести то или иное мероприятие в школе, связанное с русским языком. 
Перед нами поставила следующие задачи: 
1) изучить большое количество литературы по данной теме, 
2) рассмотреть теоретический материал по данной теме 
3) изучить опыт работы учителей по внеклассной работе, 
4) рассмотреть формы внеклассной работы по русскому языку в начальных классах. 
Объект исследования: процесс обучения младших школьников. 
Гипотеза: внеклассной работе по русскому языку придается огромное значение, потому что в системе школьных дисциплин изучение родного языка занимает особое место. Это определяется прежде всего его ролью в обществе. Язык не просто обеспечивает наше общение в любой сфере жизни. Язык – инструмент нашей мысли и наших чувств. Степень речевого развития – это и степень развития мышления, а значит, хорошее владение языком – условие успешной работы по всем учебным предметам. 
 
Глава 1. Характеристика внеклассной работы по русскому языку 
 
1.1 Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку 
 
Наряду с внеклассным чтением, в развитии познавательных интересов учащихся и их творчества значительную роль играет внеклассная работа по русскому языку. Внеклассная работа проводится в группе продленного дня, в свободное время учащихся. Она, как правило, носит занимательный характер, увлекает детей. Содержание внеклассной работы не должно быть направлено на расширение программы пот русскому языку, хотя не исключается привлечение интересных фактов, примеров, не обязательных для всех учащихся. 
Основные задачи внеклассной работы: 
а) развитие у детей интереса к предмету "Русский язык", к живому русскому языку, к речи, к литературе на русском языке; 
б) развитие и совершенствование педагогических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости; 
в) развитие индивидуальных склонностей и одаренности детей, которые проявляют раннюю склонность к языковым предметам; 
г) развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях свободной инициативы, приучение детей пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, развитие способности самообразования; 
д) углубление знаний о языке, получаемых на уроках, повышение качества этих знаний и языковых умений; расширение запаса знаний учащихся в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка и борьба за культуру устной и письменной речи; 
е) воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку. 
Роль внеклассных занятий повышает социальную функцию обучения, они включают детей в широкие потоки жизни, приобщают к массовым видам деятельности, расширяют круг общения. 
В последние годы наблюдается повышение роли семьи в общем развитии детей: велика в этом смысле функция домашних учителей, домашнего чтения, семейных библиотек; можно было бы сказать и телевидения, если бы его чрезвычайно возвысившееся участие в жизни школьников не превысило ныне все допустимые нормы. 
Внеклассную работу следует отграничивать от учебной помощи отстающим; впрочем, для тех, кто помогает отстающим, это все внеклассная деятельность, причем очень благородная, Выполнение домашних заданий также не включают в систему внеклассной работы.

 

из 493 

 
Как уже говорилось, основной формой руководства внеклассным  чтением учащихся являются специальные  уроки; методике этих уроков посвящаются  отдельные параграфы данной главы. Вспомогательные формы, обеспечивающие непрерывность всей работы, создающие  фон для уроков внеклассного чтения, будут описаны здесь.

Пропаганда  книг. В школе и в классах вывешиваются списки рекомендуемой литературы, они периодически обновляются и дополняются. Библиотека или учителя организуют выставки книжных новинок или книг на темы дат красного календаря, выставки, посвященные творчеству писателя-юбиляра, и т. п. В газете (общешкольной, классной) помещаются отзывы учащихся о прочитанных книгах, выпускаются монтажи о творчестве писателя, о книгах на ту или иную тему и т. п. Книги пропагандируются также в непосредственном общении с учащимися: в выступлениях библиотекаря в классе, в индивидуальных беседах учителя с детьми.

Индивидуальная  помощь и повседневный контроль. Беседы с учащимся о той книге, которую он читает или прочитал, обмен мнениями, сравнение книги с кинофильмом, обсуждение иллюстраций, просмотр записей ученика о прочитанных книгах, анализ сочинений-отзывов о прочитанном, посещение библиотеки или книжного магазина учителем вместе с учеником, посещение учащегося на дому и знакомство с его домашней библиотечкой, беседа с родителями о чтении школьника и т. п.

Массовые  внеклассные мероприятия: литературные утренники, викторины, КВН, встречи с писателями, журналистами, учителями литературы старших классов, литературные экскурсии. В подготовке массовых мероприятий обязательно участвуют сами школьники: они готовятся к выступлениям, выпускают монтажи, оборудуют выставки, встречают гостей, организуют игры, викторины. К подготовке массовых мероприятий привлекаются учащиеся старших классов.

На массовые мероприятия  приглашаются родители; нередко они  участвуют и в подготовке праздника, утренника, встречи.

Запись  в библиотеку. В школьную библиотеку первоклассники записываются по разрешению учительницы, по мере овладения навыком чтения. К концу первого полугодия все первоклассники уже становятся читателями библиотеки. 1—2 раза в месяц учитель посещает библиотеку, знакомится с читательскими формулярами и беседует с библиотекарем школы.

 
Обычно дети записываются также и в другую библиотеку —  районную, городскую, сельскую, при клубе и пр. Посещение нешкольной библиотеки очень развивает детей, и эту работу следует поощрять.

Учет  прочитанного. Учитывать прочитанное можно по библиотечным формулярам. Но желательно привлечь каждого школьника-читателя к этой работе. В школе используются читательские дневники начиная с I класса. В I классе к концу года дети записывают название книги и фамилию ее автора; во II классе к этому добавляется подзаголовок, количество страниц, место и год издания, дата прочтения; в III классе — отзыв о книге или краткое замечание о ее содержании. Вторая форма учета прочитанного — конверты, куда вкладываются листки с записью сведений о прочитанной книге; такой конверт подается учителю по требованию. Третья форма — те же карточки, но вкладываются они не в конверты, а в индивидуальные карманчики на специальном классном стенде; последняя форма удобна тем, что любой ученик в классе может узнать, что читает его товарищ.

Наибольшее распространение  в школах получили читательские дневники, так как они лучше сохраняются, их легче проверять.

Прочитанное учитывается также и в устных формах: учащиеся говорят о прочитанных книгах на уроках внеклассного чтения, на обычных уроках чтения, в индивидуальных беседах с учительницей.

Начиная со II класса к организации читательской работы привлекаются сами школьники, они получают поручения в своих октябрятских звездочках. К числу таких поручений можно отнести ведение классной библиотечки, участие в подготовке массовых мероприятий, взаимопомощь и взаимоконтроль в классном коллективе, подготовку выставок и монтажей, участие в ремонте книг и иную помощь библиотеке и т. п. Приучить детей к правильному общению с книгой, к бережному отношению к книге — немаловажная задача школы.

Таким образом, руководство  внеклассным чтением представляет собой сложный комплекс форм работы учащихся, учителя, библиотекаря. Но те виды, о которых здесь сказано, еще не создают системы: система  не полна без основной формы руководства  внеклассным чтением учащихся —  специальных уроков.

 
Уроки внеклассного чтения имеют собственную специфику  и принципиально отличаются от уроков обычного классного чтения! на них, как уже говорилось, решаются иные задачи.

С одной стороны, это относительно свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество.

С другой стороны, на этих уроках выполняются определенные программные требования, формируются  умения и навыки, необходимые активному  читателю.

Уроки внеклассного чтения должны быть увлекательны, стать  праздниками книги, дети ждут их с  нетерпением, готовятся к ним  на протяжении недели или двух.

Поскольку уроки  внеклассного чтения призваны развивать  школьников, воспитывать в них  активность, то структура уроков чрезвычайно  разнообразна, не подчиняется какой-либо схеме. Каждый урок — творчество учителя  и учащихся, и чем большего разнообразия, чем большей живости и гибкости удается добиться на этих уроках, тем больше успехов достигнет учитель со своим классом.

Но при всем этом уроки внеклассного чтения подчиняются  определенным требованиям, без соблюдения которых уроки не выполняют своих  задач. Рассмотрим эти требования.

Возможный вариант построения такого фрагмента:

1. Вводная беседа: «Ребята, кто видел ежа? Сережа, покажи ежа. (Сережа, подготовленный  заранее, показывает классу чучело  ежа.) Что у ежа на спинке?»  И т. п. Учительница кратко  рассказывает про ежа (не более  2 мин.).

2. Чтение рассказа  М. М. Пришвина «Еж»; читает  учащаяся III класса, подготовленная  заблаговременно.

3. Беседа по прочитанному: «Почему еж перестал бояться человека? У кого из вас есть животные — кошка, собака? Вы их любите? А как обращаетесь? Расскажите, как еж защищается от врагов. Для чего ежу понадобилась газета, ведь он неграмотный?»

Рассматриваются картинки: «Расскажите, как еж плывет! А как  еж пьет молоко? Как он носит яблоки в свое гнездо?»

4. «Ребята, кто  из вас знает сказку про ежа? Кто знает стихотворения про ежа? Прочитайте стихотворение про ежа».

5. «Посмотрите на  обложку книжки и скажите, кто  написал рассказ «Еж».

Просматривают другие книжки про животных, принесенные  на урок учительницей, читают их названия и фамилии авторов (Г. Скребшгкий, Е. Чарушин, Н. Сладков). «Про каких животных написано в этих книжках? Есть ли про ежа? Про кого вы хотите почитать в следующий раз? У кого есть дома книжки о животных? Кто сам читал про них?»

6. «Дома перескажите  рассказ «Еж» маме, папе, дедушке  или бабушке. Нарисуйте ежа  или другого зверька».

На начальном  этапе возникает необходимость  обеспечить всех учащихся класса одинаковыми  книжками. Это трудная задача, не всегда удается ее выполнить. Для  успешной работы на уроке очень важно, чтобы все учащиеся могли работать над текстом книжки.

Во втором полугодии I класса проводятся следующие виды уроков: основной вид — урок на котором читается 1—2 рассказали стихотворения, причем читают и учительница, и учащиеся; на этих уроках вводятся элементы обобщения того, что дети читали ранее, знакомство со структурой книг, с писателями. В течение полугодия проводится 6—7 тематических или авторских выставок на уроках, изготовляется один альбом или монтаж, проводится 2—3 конкурса, создается классная библиотечка, подготавливается утренник. На 2—3 уроках используются экранные пособия , на 4—5 уроках — музыкальное сопровождение, на 6—7 уроках — иллюстрирование прочитанного. Один урок проводится в библиотеке с целью ухода за книгами, с целью обучения ремонту книги.

 из 493 

 
На каждом уроке  вводится фрагмент ориентирования по обложке, по оглавлению, иллюстрациям.

На подготовительном этапе дети читают еще плохо, в  результате может быть нарушена целостность  восприятия, и поэтому особенно важно  обеспечить высокий эмоциональный  уровень уроков: самому учителю тщательно отрабатывать выразительное чтение, чаще практиковать подготовку учащихся к чтению перед классом, использовать оживляющие средства — музыку, иллюстрацию, (_декламацию, драматизацию и пр.

В процессе бесед  по прочитанному нельзя ограничиваться вопросами и заданиями, требующими лишь воспроизведения прочитанного: здесь нужно развивать анализ, вопросы должны наталкивать школьников на размышления, сопоставления, выводы. ' На начальном этапе дети учатся выражать свое отношение к прочитанному.

Информация о работе Внеклассное чтение по литературе