Влияние эмоциональной тревожности на статусное положение старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями дошкольников. В старшем дошкольном возрасте у ребенка, развивающегося полноценно, определенным образом уже реализуются возможности эмоционального предвосхищения результатов своего поведения, деятельности. Чувства, как стабилизирующиеся переживания, отношение к окружающим и к самому себе, начинают выполнять функции регулятора поведения, становятся мотивами действий и поступков ребенка. Нереализованные возрастные возможности в становлении эмоциональной сферы ребенка, безусловно, не могут не задерживать его личностного формирования и не могут не сказываться на физическом, психическом развитии. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………..6
Понятие эмоциональной тревожности……………………………………….6
Особенности статусного положения старших дошкольников в группе…………………………………………………………………………..10
Причины возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ВЛИЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МДОУ № 20 «НАДЕЖДА» г. ЯКУТСК…………………………………………………………………………18
2.1 Характеристика группы испытуемых и выбор методики исследования……………………………………………………………………….18
2.2 Анализ результатов исследования………………........................................21
2.3 Рекомендации по снижению уровня тревожности и оптимизацию статусного положения детей старшего дошкольного возраста в МДОУ № 20 «Надежда»…………………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

Эмоц тревожность.docx

— 77.92 Кб (Скачать файл)

- Методика определения самооценки «Лесенка» Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн.

В процессе проведения исследования были получены следующие результаты: у детей исследуемой группы наиболее очевидной особенностью эмоциональной сферы является тревожность и низкий уровень самооценки.

Таким образом, полученные результаты по всем методикам взаимодополняют друг друга и позволяют разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на снижение уровня тревожности и оптимизацию статусного положения детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что чем выше уровень тревожности, тем больший процент детей имеет неблагоприятный статус в группе, особенно это характерно для детей с высоким уровнем тревожности.

Тревожные дети могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или наоборот, слишком общительные, назойливые. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В то же время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению

Целью нашего исследования было изучение влияния эмоциональной тревожности на статусное положение старших дошкольников. С этой целью нами были изучены теоретические основы по проблеме тревожност и проведены практические исследования, а именно: социометрия, наблюдение, методика изучения самооценки, анкета, корреляционный анализ.

На основе нашего сравнительного анализа мы получили такие результаты, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это зависит от того, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, воспитатели. Девочки боятся так называемых "опасных людей" - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же, боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: воспитателей, соседей и т.д. Можно отметить следующие черты, которые могут характеризовать тревожного ребенка: подавленность, плохое настроение, растерянность, ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникает проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании, такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт. Тревожные дети обычно очень не уверенные в себе, обладают неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Тревожные дети быстро устают, утомляются, им трудно переключиться на другую деятельность. Это происходит из-за постоянного напряжения.

Рассматривая особенности проявления тревожности в дошкольном возрасте, можно сказать, что дети, испытывающие чувство тревоги, обычно неуверены в себе, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети думают, что они хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумелые, неуклюжие. Тревожность как черта характера – это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.

Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны воспитателей, родителей и сверстников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. В результате проведенной работы мы выявили зависимость благоприятного социометрического статуса старшего дошкольника от особенностей его взаимоотношений со сверстниками. Нами выявлены прямые взаимосвязи между благоприятным статусным положением и особенностями их взаимоотношений, чего нельзя сказать о детях с неблагоприятным статусным положением. Анализируя результаты работы, мы не обнаружили зависимость неблагоприятного социометрического статуса детей от особенностей их взаимоотношений со сверстниками.

Таким образом, цель нашей работы считаем достигнутой. Поставленные задачи были выполнены. На основе полученных данных разработаны практические рекомендации по снижению уровня тревожности старших дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М.: 
    Просвещение, 2000.
  2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А.В. Запорожца, 
    В.В. Давыдова. — М.: Просвещение, 2007.
  3. Артемова Л. Формирование социальной активности// Дошкольное 
    воспитание. - 2002. - №4.
  4. Афонькина Ю.А., Урунтаева Т.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение, 1999.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 
    2008.
  6. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка (Дошкольный 
    возраст). - Мн.: Народная асвета, 2004.
  7. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. М., 2001.
  8. Венгер Л.А.,Мухина B.C. Психология. - М.: Просвещение, 1998.
  9. Вовчик-Блокитная   Е.В.   Детские   контакты   и   их   мотивы// 
    Дошкольное воспитание. — 2009. - №6.
  10. Возрастная и педагогическая психология / Никольская А.А. - Дубна, 2001.
  11. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия. — М.: Просвещение, 2000.
  12. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология. М., 2004.
  13. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. / В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Т. Казанова и др. / составитель Т.М. Лямина. - М.: Просвещение, 2006.
  14. Воспитание   и   обучение   детей   6-го   года   жизни:   Книга   для 
    воспитателя детского сада. / Н.А. Ветлугина, Р.С. Буре, Т.И. Осокина и др.; под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 2007.
  15. Галигузова А.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. М., 2006.
  16. Деятельность   и   взаимоотношения   дошкольников/   под   ред. 
    Т.А. Репиной; Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания 
    Академии педагогических наук СССР. - М.: Педагогика, 1997.
  17. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 2005.
  18. Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Под ред. Л.И. 
    Божович, Л.В. Благонадежиной. - М., 2002.
  19. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 
    1999.
  20. Клюева Н.В., Филлипова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет. - Ярославль, 
    2001.
  21. Коломинский Я. Л., Березовин Н.А. Некоторые педагогические 
    проблемы социальной психологии. М., 2006.
  22. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей 
    шестилетнего возраста: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2001.
  23. Кравцова  Е.Е.   Психологические   новообразования  дошкольного 
    возраста// Вопросы психологии. 2009. №6.
  24. Мухина B.C. Возрастная психология:  феноменология развития, 
    детство, отрочество: Учебник для студентов вузов.- 2-е издание, исправленное и дополненное. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  25. Неверович Я.З. Участие эмоций в формировании детской личности 
    //Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. М., 1999.
  26. Немов    Р.С.    Психология:    Учебник   для    студентов    высших 
    педагогических учебных заведений.  В  2  книгах.  Книга 2.  Психология 
    образования. - М.: Просвещение: Владос, 2004.
  27. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт 
    социально-психологического исследования. / Под ред. Т.А. Репиной. - М.: 
    Педагогика, 2008.
  28. Психология дошкольника: Хрестоматия: Для студентов средних 
    педагогических учебных заведений. / Сост. Г.А. Урунтаева. — 2-е издание, 
    переработанное и дополненное. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  29. Психология    развития:     Учебник    для     студентов     высших 
    психологических и педагогических учебных заведений . / Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Г.Д. Марцинковской. — М.: 
    Издательский центр «Академия», 2001.
  30. Реан    А.А.,    Коломинский   Я.Л.    Социальная    педагогическая 
    психология. СПб., 1999.
  31. Репина И.А., Стеркина Р.Б. Общение детей в детском саду и семье. - М.: Просвещение, 2000.
  32. Рогов   Е.И.   Настольная   книга   практического    психолога   в 
    образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 2005.
  33. Смирнова    Е.О.    Особенности    общения    с    дошкольниками// 

Информация о работе Влияние эмоциональной тревожности на статусное положение старших дошкольников