Влияние эмоциональной тревожности на статусное положение старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями дошкольников. В старшем дошкольном возрасте у ребенка, развивающегося полноценно, определенным образом уже реализуются возможности эмоционального предвосхищения результатов своего поведения, деятельности. Чувства, как стабилизирующиеся переживания, отношение к окружающим и к самому себе, начинают выполнять функции регулятора поведения, становятся мотивами действий и поступков ребенка. Нереализованные возрастные возможности в становлении эмоциональной сферы ребенка, безусловно, не могут не задерживать его личностного формирования и не могут не сказываться на физическом, психическом развитии. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………..6
Понятие эмоциональной тревожности……………………………………….6
Особенности статусного положения старших дошкольников в группе…………………………………………………………………………..10
Причины возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ВЛИЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МДОУ № 20 «НАДЕЖДА» г. ЯКУТСК…………………………………………………………………………18
2.1 Характеристика группы испытуемых и выбор методики исследования……………………………………………………………………….18
2.2 Анализ результатов исследования………………........................................21
2.3 Рекомендации по снижению уровня тревожности и оптимизацию статусного положения детей старшего дошкольного возраста в МДОУ № 20 «Надежда»…………………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

Эмоц тревожность.docx

— 77.92 Кб (Скачать файл)

Распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких. У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих.  Таких детей называют скромными, застенчивыми.

Таким образом, поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ВЛИЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В  МДОУ № 20 «НАДЕЖДА» г. ЯКУТСК

2.1 Характеристика  группы испытуемых и выбор методики исследования

Наше исследование проводилось в МДОУ №20 «Надежда», который находится по адресу  г. Якутск, ул. Билибина, 27/1. Общий объем выборки составляет 20 детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), из них - 10 мальчиков и 10 девочек. Дети в основном из благополучных семей, некоторые из неполных, образование родителей высшее и среднее профессиональное. Детям исследуемой группы характерны нарушения в учебной сфере, в сфере социальных контактов, а также эмоциональные проблемы. В процессе нашего исследования осуществлялось выявление признаков тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Психодиагностический инструментарий. В исследовании использовалась такая психодиагностическая методика, как тест на выявление тревожности у детей В. Амена, Р. Тэммла, М. Дорки. Тест тревожности включает в себя 20 рисунков отдельно для мальчиков и отдельно для девочек. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размеру точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из них изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное. Рисунки показываются ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате, индивидуально с каждым ребенком. В процессе тестирования происходит идентификация ребенком себя с картинкой мальчика или девочки в зависимости от пола испытуемого.

Двусмысленность рисунков в методике имеет "проективную" нагрузку. То, какой смысл придает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях. Результаты заносятся в протокол. Образец протокола дан в табл. 1.

Таблица 1. Протокол теста на выявление тревожности  по В. Амену

Имя:___________ Возраст:_____  Дата:________

Рисунок

Выбор

Печальное лицо

Веселое лицо

1. Игра с младшими детьми

   

2. Ребенок и мать с младенцем

   

3. Объект агрессии

   

4. Одевание

   

5. Игра со старшими детьми

   

6. Укладывание спать в одиночестве

   

7. Умывание

   

8. Выговор

   

9. Игнорирование

   

10. Агрессивность

   

11. Собирание игрушек

   

12. Изоляция

   

13. Игра с младшими детьми

   

14. Ребенок и мать с младенцем

   

 

На основании полученных данных вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему их числу.

Дети подразделяются на три группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50 %);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50 %);

в) низкий уровень тревожности (ИТ до 20 %).

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка фиксируются в специальном протоколе. На основе полученных данных выявляется индекс тревожности каждого ребенка.

Для определения тревожности детей было проведено анкетирование родителей. Анкета состояла из 20 вопросов. Цель анкетирования, определить уровень тревожности ребёнка. В анкетировании приняли участия все 16 родителей. Полученные данные подвергались количественному и качественному анализу.

Для изучения уровня тревожности и статусного положения ребёнка старшего дошкольного возраста в группе сверстников нами были использованы и другие методики:

-  Тест «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука;

-  Социометрическая методика «Капитан корабля» Е.О. Смирновой;

- Методика определения самооценки «Лесенка» Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн.

Тест Дж. Бука «Дом. Дерево. Человек». Данный тест позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности. Для выполнения теста ДДЧ исследуемому подростку предлагается бумага, простой карандаш. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.

Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели сгруппированы в следующие симптомокомплексы:

1) незащищенность,

2) тревожность,

3) недоверие  к себе,

4) чувство  неполноценности,

5) враждебность,

6) конфликт (фрустрация),

7) трудности  в общении,

8) депрессивностъ.

Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами. Если показатель отсутствует, ставится нуль во всех случаях, присутствие данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста.

Социометрическая методика «Капитан корабля» Е.О. Смирновой. Данная методика предназначена для диагностики статуса учеников в коллективе сверстников. Во время индивидуальной беседы ребенку показывают игрушечный кораблик и задают вопросы. Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

Для изучения самооценки младших школьников мы использовали методику «Лесенка» Т.В. Дембо и С.Л. Рубинштейн. Методика предназначена для определения уровня притязаний учащихся, его, например, на первой лестнице расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся самые здоровые, а на нижней – самые больные. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц. Здоровые испытуемые независимо от самооценки и объективной жизненной ситуации не склонностью к крайностям и извращению самооценок. После заполнения «Лесенки» испытуемому предлагается ответить на вопросы. Вопросы может задавать педагог-психолог и записывать ответ. Обработав результаты всех проведенных методик, можно сделать выводы, подтверждающие или опровергающие выдвинутую в ходе исследования гипотезу.

Таким образом, предлагаемые нами методики являются взаимодополняющими и дают возможность получения более объективной информации об особенностях проявления тревожности в дошкольном возрасте. Они дают возможность выявить уровень тревожности и статусного положения ребёнка старшего дошкольного возраста в группе сверстников.

 

 

 

2.2 Анализ результатов исследования

Приступая к исследованию, мы исходим из гипотезы, что у мальчиков высокий уровень тревожности встречается чаще, чем у девочек. Именно поэтому целью исследования является выявление уровня тревожности у дошкольников. После обработки и интерпретации полученных с помощью этой методики данных мы определили уровень тревожности каждого ребенка, участвующего в исследовании. Результаты описаны в таблице 2.

Таблица 2. Результаты теста на выявление тревожности  по В. Амену

И.Ф.ребенка

Низкий индекс тревожности

Средний индекс тревожности

Высокий индекс тревожности

1

 Аня. Б

18%

   

2

 Руслан Б.

   

55%

3

 Алёна В.

 

36%

 

4

 Дима Г.

   

57%

5

 Таня Е.

20%

   

6

 Артем В.

 

44%

 

7

 Никита Г

 

50%

 

8

 Артур К.

   

57%

9

 Ксюша. П.

   

64%

10

 Егор К.

 

36%

 

11

 Настя Р.

   

57%

12

 Аня М.

 

43%

 

13

 Вика Щ.

 

36%

 

14

 Денис С.

   

57%

15

 Алёша Т.

 

43%

 

16

 Ксюша Ф.

 

45%

 

17

 Боря К.

 

50%

 

18

 Алеша Ч.

16%

   

19

 Ангелина Е.

18%

   

20

 Валерия Д.

26%

   

Как видно из таблицы 2 из 20 детей 5 ребёнка имеют низкий индекс тревожности, половина детей (50%) имеют средний уровень тревожности, и 37% имеют высокий индекс тревожности, при этом из них 4 мальчика и 2 девочки. Дети, показавшие высокий уровень проявления тревожности во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность, волнение. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например у них учащалось дыхание, потели ладони. В ходе диагностики «высокотревожные» дети нередко выбирали рисунок, на котором было изображено грустное лицо. Отвечая на вопрос "Почему?", они чаще всего говорили: "Потому что его ругают", "Потому что ее наказали", "Не хотят с ней играть".

Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить уровень тревожности детей. Результаты занесены в таблицу 3.

Таблица 3. Результаты анкетирования родителей

Низкая тревожность

Средняя тревожность

Высокая тревожность

     
 

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1

       

17

 

2

       

19

 

3

         

18

4

   

15

     

5

     

14

   

6

       

20

 

7

     

8

   

8

         

18

9

       

20

 

10

     

13

   

11

       

19

 

12

     

9

   

13

       

17

 

14

         

17

15

       

17

 

16

         

18


Обработка результатов показала, что 11 родителей отметили высокую тревожность у своих детей из них 7 мальчиков и 4 девочки. 5 человек (32%) отметили среднюю уровень тревожности, из них 1 мальчик и 4 девочки. Низкую тревожность не отметил никто из родителей. Исходя из того, что родители обладают достаточным уровнем знаний о своём ребёнке, мы можем принять эти данные как достоверные.

Информация о работе Влияние эмоциональной тревожности на статусное положение старших дошкольников