Влияние эмоциональной тревожности на статусное положение старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями дошкольников. В старшем дошкольном возрасте у ребенка, развивающегося полноценно, определенным образом уже реализуются возможности эмоционального предвосхищения результатов своего поведения, деятельности. Чувства, как стабилизирующиеся переживания, отношение к окружающим и к самому себе, начинают выполнять функции регулятора поведения, становятся мотивами действий и поступков ребенка. Нереализованные возрастные возможности в становлении эмоциональной сферы ребенка, безусловно, не могут не задерживать его личностного формирования и не могут не сказываться на физическом, психическом развитии. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………..6
Понятие эмоциональной тревожности……………………………………….6
Особенности статусного положения старших дошкольников в группе…………………………………………………………………………..10
Причины возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ВЛИЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МДОУ № 20 «НАДЕЖДА» г. ЯКУТСК…………………………………………………………………………18
2.1 Характеристика группы испытуемых и выбор методики исследования……………………………………………………………………….18
2.2 Анализ результатов исследования………………........................................21
2.3 Рекомендации по снижению уровня тревожности и оптимизацию статусного положения детей старшего дошкольного возраста в МДОУ № 20 «Надежда»…………………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

Эмоц тревожность.docx

— 77.92 Кб (Скачать файл)

В ходе диагностического обследования были изучены особенности эмоциональной сферы и личности дошкольников, в том числе: незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность, трудности общения, депрессивность.

В результате проведенного исследования и количественной оценки теста ДДЧ мы получили данные по симптомокомплексам, которые представили в виде таблицы 4.

Таблица 4. Особенности эмоциональной и личностной сферы детей (по результатам теста ДДЧ, средний балл)

 

Незащищенность

Недоверие к себе

Чувство

неполноценности

Тревожность

Конфликтность

Трудности

общения

Депрессивность

Исследуемая группа

       

4,05 

4,2

2,4


Исходя из данных таблицы, можно утверждать, что у детей исследуемой группы наиболее очевидной особенностью эмоциональной сферы является тревожность. Важно также особенность свидетельствует о неблагополучии в личностной сфере. Также у испытуемых исследуемой группы диагностирован высокий уровень враждебности. По нашему мнению, враждебность может выступать как стремление защититься от высоких требований воспитателя и родителей, как желание привлечь к себе внимание.

Обследование при помощи методики «Капитан корабля» Е.О. Смирновой показало, что часть испытуемых детей обладает низким социометрическим статусом и даже исключены из общения (таблица 5).

Таблица 5. Особенности социометрического статуса младших школьников по результатам методики «Капитан корабля» Е.О. Смирновой

Статус

Количество

%

звезды

2

10%

предпочитаемые

10

50%

пренебрегаемые

4

20%

изолированные

4

20%


 

По результатам таблицы 2 видно, что из 20 дошкольников исследуемой группы в категорию «звезд» входят 2 ребенка,10 детей (50%) входит в группу «предпочитаемых», 4 ребёнка (20 %) отвергаются, еще 4 (20%) изолированы группой.

Таким образом, у детей исследуемой группы все же преобладает низкий социометрический статус в коллективе сверстников, что также может выступать причиной развития тревожности т.к. у детей не развиты межличностные отношения; дети мало общаются и почти не обращаются друг к другу с просьбами, советами; не могут высказать своё мнение, боясь быть непонятыми и непринятыми в кругу общения сверстников.

В ходе проведения методики «Лесенка» Т.В. Дембо и С.Л. Рубинштейн мы получили следующие результаты: больший процент по группе получил низкий уровень самооценки 10 человек (50%) , дети получили 3 человека (15%), дети указывали свое место на 3-4 ступенях; неадекватно низкий (5%), 1 ребёнок указал свое место на 9 ступени выше среднего и неадекватно высокий уровни не выявлены. Из этого можно сказать, что в общем в группе исследуемых самооценка занижена.

Таким образом, важной причиной проявления тревожности дошкольников и низкого социометрического статуса детей исследуемой группы является низкий уровень самооценки. Полученные нами результаты по всем методикам взаимодополняют друг друга и позволяют разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на снижение уровня тревожности и оптимизацию статусного положения детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что высокий уровень тревожности у мальчиков больше чем у девочек, а значит, гипотеза нашла свое подтверждение.

 

 

 

 

2.3 Рекомендации  по снижению уровня тревожности  и оптимизацию статусного положения  детей старшего дошкольного возраста в МДОУ № 20 «Надежда»

С целью снижения уровня тревожности и оптимизацию статусного положения детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников мы разработали рекомендации по снижению тревожности старших дошкольников с включением игровых методик и приемов. Разработанные рекомендации имеют следующие направления:

  1. Повышение уверенности в себе (самооценка).

Задачи: - устранение внутреннего конфликта ребенка;

    - расширение эмоционального опыта;

    - повышение самооценки;

    - развитие навыков взаимодействия друг с другом.

II. Снятие страхов.  

Задачи: - снятие эмоционального и мышечного напряжения;

   - устранение, преобразование, либо частичное  обесценивание страхов;

   - формирование умения у детей преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность;

   - стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций.

III. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи: - уменьшение суетливости, нервозных движений, множества ненужных движений и мимики;

  - снижение скованности, боязливости в движениях и речи;

  - развитие умения сотрудничать с взрослыми и детьми;

  - развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение.

В процессе разработки программы мы опирались на методические разработки отечественных психологов, основывающихся на следующих положениях:

1) теории  деятельности А.Н. Леонтьева, состоящей  в том, что позитивно влиять  на процесс развития – специально  организованных игровых занятий;

3) разработанных  в теоретической концепции В.Н. Мясищева, согласно которым личность  является продуктом системы значимых  отношений.

В процессе реализации программы мы ставим перед собой следующие задачи:

- Обучать дошкольника приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью.

- Развивать у детей своего эмоционального состояния;

-Работать над сплочением в группе детей, улучшением взаимопонимания.

При разработке рекомендаций мы базировались на ряде принципов.

  1. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формирования указанного принципа является теория психического важнейший компонент социальной ситуации развитие человека.
  2. Принцип учёта эмоциональной сложности материала. Этот принцип говорит о том, что проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно начинаться и завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Методологической основой формирующего эксперимента послужили методические рекомендации авторов книг: Р.В. Овчаровой “Практическая психология в начальной школе” и В.В. Петрусинского “Игры, обучение, тренинг, досуг”.

Коррекционно-развивающая программа состоит из 10 занятий и рассчитана на срок 5 недель. Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятий 45-50 минут, в зависимости от сложности предлагаемых упражнений.

Тренинговая группа состоит из 10 человек. Каждому ребенку обеспечивается возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок. Форма организации развивающей работы: групповая (5-6 человек) и индивидуальная (при наличии у ребенка опыта негативных социальных взаимодействий со сверстниками и родителями).

Основные правила группового взаимодействия. Помимо психологической атмосферы комфорта и доверия участников к педагогу, порождаемой поведением самого педагога, важным является выполнение правил групповой работы:

– Дети рассаживаются по кругу или в полукруг.

– Каждому предоставляется возможность участвовать.

– В каждый момент участвовать.

– Все, что обсуждается во время тренинга, считается конфиденциальной информацией.

Атмосфера доверия, дружеское расположение к участнику дают возможность «раскрытия» его внутреннему миру, позволяют ему поделиться своими проблемами, а, что позволяет добиться положительной динамики и способствует личностному росту участников группы.

Игры или игровые ситуации с целью снятия тревожности:

«Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Сделайте вдох, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше. Как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарики не лопнули. А теперь покажите их друг другу», Упражнение можно повторить  три раза.

«Пещера для знакомства»

Для игры понадобятся покрывала или простыни (в два раза меньше, чем детей). Если детей нечетное количество, то к игре подключается психолог.

Покрывала раскладывают на полу на некотором расстоянии друг от друга – это пещеры. Под звуки музыки дети свободно ходят по комнате. Как только музыка смолкает, нужно спрятаться под одеяло, причем в одной «пещере» может быть не более двух человек. Устанавливать время и торопить детей нельзя. Если они сами начинают суетиться, объясните, что спешить не надо.

Под покрывалом за время короткой беседы дети должны познакомиться. Затем снова звучит музыка, и они выходят из пещер. Игра повторяется. По правилам два раза с одним и тем же ребенком в пещеру забираться нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не перезнакомятся.

«Насос и мяч»

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

«Дети, разбейтесь на пары: один – большой надувной мяч, другой – насос. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены, корпус чуть наклонен вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). «Насос» начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха «мяч» становится все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего – поднимается голова, после четвёртого - надулись щёки, и даже руки отошли от боков. «Мяч» надут - «насос» перестал накачивать. Он выдёргивает из «мяча» свой шланг… Из «мяча» с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются ролями. 

«Танец с рисованием»

Дети встают в круг. Перед каждым чистый лист бумаги и фломастер. Под музыку дети начинают двигаться. Как только она смолкает, каждый ребенок начинает рисовать на том листе, рядом с которым он остановился. Затем снова звучит музыка, и движение возобновляется. На одном листе одновременно может рисовать только один ребенок. Когда дети вернутся на свои места, игра заканчивается. Второй вариант игры – детям предлагается во время звучания музыки взяться за руки и двигаться по кругу в одном направлении.

«Фотоальбом»

Эта техника позволяет не травмирующим для ребенка образом выяснить его чувства по отношению к определенным событиям и значимым для него лицам, а также помогает выразить свои чувства.

Для проведения игры необходимо попросить родителей, чтобы они принесли семейные фотографии, на которых достаточно четко были бы изображены близкие родственники ребенка и, по возможности, жизненные ситуации, отражающие различные стороны  его жизни. Понадобятся также ножницы, клей, фломастеры, бумага, скотч. Фотографии раскладывают на полу, чтобы все они были видны. Затем психолог задает ребенку вопросы, касающиеся изображенных на фотографиях людей, выявляет фотографии, которые ему не нравятся. Психолог расспрашивает ребенка, что именно на них не нравится, и просит сделать так, как ему бы понравилось – разрисовать фотографии, вырезать тех людей, которые ему не нравятся, приклеить тех, которые нравятся, и т.д. Если ребенок не обладает достаточными техническими навыками, психолог может помочь ему в изменении фотографий. Измененные фотографии складывают в отдельный фотоальбом.

Предложенные нами игры помогут снять напряжение, расслабить детей, снизить уровень тревожности. Занятия должны проводиться в достаточно просторном помещении, где дети с разной степенью активности могли бы безопасно передвигаться. В помещении не должно быть никаких потенциально опасных предметов. Каждое занятие представлено следующей структурой: разминка, основная часть, рефлексия.

Наше экспериментальное исследование проходило на базе МДОУ № 20 «Надежда». В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста. Количество испытуемых – 20 человек, из них 10 мальчиков и 10 девочек. Возраст испытуемых 6-7 лет.

Для изучения уровня тревожности и статусного положения ребёнка старшего дошкольного возраста в группе сверстников нами были использованы следующие методики:

- Теста  на выявление тревожности  по  В. Амену;

- Тест «Дом. Дерево. Человек» Дж. Бука;

- Социометрическая методика «Капитан корабля» Е.О. Смирновой;

Информация о работе Влияние эмоциональной тревожности на статусное положение старших дошкольников