Эмоциональное развитие дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст – это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы проблеммы эмоционального развития дошкольников…………………………………………………………………….6
1.1 Специфика эмоционального развития дошкольников…………………….6
1.2 психолого-педагогические особенности сюжетно ролевой игры………...23
Глава II. Опытно экспериментальные работы по эмоциональному развитию дошкольников в ДОУ………………………………………………………….49
2.1. Программа эмоционального развития дошкольников «Волшебная страна эмоций»………………………………………………………………………..49
2.2 Методические рекомендации для воспитателей ДОУ……………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………..71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………72
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………73

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА I 5 курс пополитова.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы проблеммы эмоционального развития дошкольников…………………………………………………………………….6

1.1 Специфика эмоционального развития дошкольников…………………….6

1.2 психолого-педагогические особенности сюжетно ролевой игры………...23

Глава II. Опытно экспериментальные работы по эмоциональному развитию дошкольников в ДОУ………………………………………………………….49

2.1. Программа  эмоционального развития дошкольников «Волшебная страна эмоций»………………………………………………………………………..49

2.2 Методические рекомендации для воспитателей ДОУ……………………66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………..71

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………72

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………73

 

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.

Дошкольный возраст – это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому мы считаем необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.

 

Учеными доказано, что эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, оказывают влияние на здоровье человека.

Отсутствие же эмоций ведет не только к пассивности мыслительных процессов, но и к двигательной пассивности. Физические упражнения, несомненно, могут способствовать улучшению построения и бодрости духа. Ведь физическая культура способствует развитию, обеспечивает не только физическое, но и духовное здоровье человека.

Данная работа может иметь значимость для практической деятельности воспитания, так как раскрывает возможности использования психолого-педагогических средств, способствующие эмоциональному развитию младших дошкольников.

Объект исследования: эмоциональное развитие детей  дошкольного возраста.

Предмет исследования: сюжетно ролевые игры как педагогическое средство.

        Цель исследования: теоретически обосновать проблему эмоционального развития детей  дошкольного возраста и отобрать понятия игровых занятий, направленных на эмоциональное развитие дошкольников.

Гипотеза исследования.

              Эмоциональное развитие детей  дошкольного возраста будет успешным, если:

- определена суть и разработана структура ключевых понятий: «эмоциональное развитие дошкольников », «сюжетно- ролевая игра» ;

- рассмотрены сюжетно-ролевые игры как педагогические средства эмоционального развития дошкольников;

- разработана программа эмоционального развития детей  дошкольного возраста;

- подобраны методические рекомендации по эмоциональному развитию детей  дошкольного возраста воспитателям ДОУ.

Задачи исследования:

•                      На основе анализа педагогической, психологической литературы

определить суть и разработать структуру ключевых понятий: «эмоциональное развитие детей дошкольного возраста», «сюжетно-ролевая игра».

Расмотреть Сюжетно-ролевые игры как средство эмоционального развития дошкольников.

•                      Разработать программу эмоционального развития детей дощкольного возраста.

•                      Подобрать методические рекомендации по эмоциональному развитию

детей  дошкольного возраста воспитателям ДОУ.

Методы исследования. В ходе исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: теоретический анализ научной литературы; организационный метод (сравнительный способ).

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в научной разработке проблемы эмоционального развития   дошкольников, что позволило отобрать комплекс сюжетно ролевых игр дошкольника, как наиболее эффективных педагогических средств для эмоционального развития, подобрать методические рекомендации.

Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Особенности эмоционального развития дошкольников

Эмоции занимают важное место в жизни современных людей, которая отличается быстрым темпом, множеством стрессовых ситуаций. Все это не может не затрагивать и жизнь дошкольников, которые в отличие взрослых не всегда способны контролировать свои эмоциональные проявления. Неслучайно поэтому в последнее время в качестве одной из приоритетных задач дошкольной педагогики и начальной школы выступает забота об эмоциональном благополучии детей. По мере развития у дошкольников происходят изменения в эмоциональной сфере, меняются их взгляды на мир и отношения с окружающими, способность сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, однако сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, если в этом направлении не ведется специально организованная работа.

Проблемы развития эмоциональной сферы нашли свое отражение в психолого-педагогических исследованиях: Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева,Б.И.,  Додонова,  А.Д. Кошелевой, В.С. Мухиной, Р.С. Немова,  А.В. Запарожца, К. Изарда, К.Бюлера. Ученые отмечают, что после пяти лет при неправильной организации педагогического процесса отмечается спад в развитии эмоциональной сферы, что ведет к снижению познавательной и творческой активности детей.

Одна из ценностей дошкольного возраста - повышенная эмоциональность данной возрастной группы. На важность эмоций в развитии ребенка дошкольного возраста указывал академик А.В. Запорожец. Ученый рассматривал эмоции как особую форму отражения действительности, при помощи которой осуществляется коррекция поведения, приведение его в соответствие с личностным смыслом, интересами, ценностными установками. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов. А.В. Запорожец считал, что первоначально эмоции у ребенка складываются в ходе практической деятельности, реальных взаимоотношений с окружающими людьми. В дальнейшем ребенок переходит к эмоциональному предвосхищению результатов своих поступков в плане эмоционально-насыщенных образов.

В.Д. Шадриков сделал вывод, что эмоции - это переживание личности, связанные с удовлетворением или неудовлетворением ее потребностей.

В трудах А.Д. Кошелевой говорится о том, что эмоциональная сфера - это особый механизм, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Будучи тесно связанной, с удовлетворением или неудовлетворением актуальной потребности, эмоциональная сфера выступает как подкрепляющий фактор, который толкает организм на устранение исходной потребности., [17]

Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает - это виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия. Эмоции и чувства - понятия синонимичные, но не равнозначные.

Эмоции - переживания отношений, возникшие в данный момент и носящие ситуативный характер, выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. Чувство - отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающие при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей., [17]

 

Эмоция как процесс - это деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире пишет Б.И. Додонов, а В.П. Ильин считает, что эмоции - один из наиболее ярко обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека, в определенной степени доступный самонаблюдению, самоанализу и рефлексии., [18]

Р.С. Немов называет эмоциями специфические переживания человека, связанные с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона. Эмоции представляют собой психологические состояния человека, возникающие у него в зависимости от того, как он себя физически и психологически чувствует в данный момент, а также в зависимости от того, как идет процесс удовлетворения, насколько полно удовлетворяются его потребности и интересы., [19]

  Очевидно, что большинство авторов формулируют понятия чувств и эмоций через обозначение их функций. Тем не менее, все они сходятся во мнении, что эмоции - это определенные переживания, вызванные тем или иным явлением общественной жизни. Сама же общественная жизнь, социальная действительность, его окружающая, становятся источником эмоций и чувств.

Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, по мнению ведущих психологов, наиболее удобной для практических целей, является классификация К. Изарда. Автор, в качестве первичных выделяет десять фундаментальных эмоций, образующих основную мотивационную систему человеческого существования: интерес-волнение; радость; удивление; горе-страдание; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд; вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.

Эмоциональное развитие - это умение справляться со своими эмоциями, чувствами,  отношения с самим собой, с близким человеком, с друзьями, с семьёй, с обществом.

В дошкольный период происходит интенсивное формирование нервной системы детей. В этот период ведущей является деятельность правого полушария, связанная со сферой эмоций, образным, конкретным мышлением. В детские годы формируются и сохраняются всю жизнь фундаментальные установки, во много влияющие на дальнейшую жизнь человека. Закрепляясь в детстве, эмоциональные проявления ведут к возникновению относительно устойчивых форм поведения. Как отмечает исследователь В.И. Гарбузов в работе «Практическая психотерапия, или как вернуть уверенность ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье»: «Если ребенок до пяти лет беспрепятственно обогащается яркими образами и впечатлениями на правополушарном, неосознаваемом уровне, он на всю жизнь сохраняет образное, творческое, эмоциональное восприятия себя и своих проблем, других людей и действительность Его личность многогранна, гармонична, его мышление творческое, а рассудок согрет и обогащен разумом сердца».,[20] Важнейшей задачей развития эмоционального опыта старших дошкольников является формирование радостного, эмоционально-положительного отношения к жизни.

Дошкольный возраст - это период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Неслучайно современная дошкольная педагогика уделяет большое внимание воспитанию эмпатии. Действия педагогов и психологов направлены на то, чтобы помочь детям адаптироваться к окружающему миру, быть эмоционально отзывчивым, способным к сопереживанию, готовым проявлять гуманное отношение к окружающему миру. Особенно наполнены силой и богатством оттенков эмоции, которые рождаются от общения со сверстниками, взрослыми, искусством, природой.

Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями ребенка. Сюда относятся проявления удовольствия и неудовольствия при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т.п. Наряду с этим рано начинают проявляться и такие элементарные чувства, как страх и гнев. Вначале они носят бессознательный характер.

Информация о работе Эмоциональное развитие дошкольников