Влияние эмоциональной тревожности на статусное положение старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями дошкольников. В старшем дошкольном возрасте у ребенка, развивающегося полноценно, определенным образом уже реализуются возможности эмоционального предвосхищения результатов своего поведения, деятельности. Чувства, как стабилизирующиеся переживания, отношение к окружающим и к самому себе, начинают выполнять функции регулятора поведения, становятся мотивами действий и поступков ребенка. Нереализованные возрастные возможности в становлении эмоциональной сферы ребенка, безусловно, не могут не задерживать его личностного формирования и не могут не сказываться на физическом, психическом развитии. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………..6
Понятие эмоциональной тревожности……………………………………….6
Особенности статусного положения старших дошкольников в группе…………………………………………………………………………..10
Причины возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ВЛИЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МДОУ № 20 «НАДЕЖДА» г. ЯКУТСК…………………………………………………………………………18
2.1 Характеристика группы испытуемых и выбор методики исследования……………………………………………………………………….18
2.2 Анализ результатов исследования………………........................................21
2.3 Рекомендации по снижению уровня тревожности и оптимизацию статусного положения детей старшего дошкольного возраста в МДОУ № 20 «Надежда»…………………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

Эмоц тревожность.docx

— 77.92 Кб (Скачать файл)

 

 

Титульный лист

Курсовая работа на тему: Влияние эмоциональной тревожности на статусное положение старших дошкольников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………..6

    1. Понятие эмоциональной тревожности……………………………………….6
    2. Особенности статусного положения старших дошкольников в группе…………………………………………………………………………..10
    3. Причины возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..13

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ВЛИЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МДОУ № 20 «НАДЕЖДА» г. ЯКУТСК…………………………………………………………………………18

2.1 Характеристика группы испытуемых и выбор методики исследования……………………………………………………………………….18

2.2 Анализ результатов исследования………………........................................21

2.3 Рекомендации  по снижению уровня тревожности и оптимизацию статусного положения детей старшего дошкольного возраста в МДОУ № 20 «Надежда»…………………………………………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями дошкольников. В старшем дошкольном возрасте у ребенка, развивающегося полноценно, определенным образом уже реализуются возможности эмоционального предвосхищения результатов своего поведения, деятельности. Чувства, как стабилизирующиеся переживания, отношение к окружающим и к самому себе, начинают выполнять функции регулятора поведения, становятся мотивами действий и поступков ребенка. Нереализованные возрастные возможности в становлении эмоциональной сферы ребенка, безусловно, не могут не задерживать его личностного формирования и не могут не сказываться на физическом, психическом развитии. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи.

Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. В дошкольном возрасте неблагоприятная домашняя атмосфера, негативные отношения с близкими взрослыми провоцируют переживание ребенком постоянных психологических микротравм и порождают состояние аффективной напряженности и беспокойства, носящие реактивный характер. Ребенок чувствует незащищенность, отсутствие опоры в близком окружении и, как следствие, беспомощность. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Воспитание детей в обществе сверстников, формирование их коллективных отношений не только не противоречит индивидуальным детским стремлениям, наоборот, удовлетворяют социальной потребности каждого ребенка и представляют наиболее благоприятные возможности для его всестороннего развития.

Актуальность нашей работы объясняется тем, что вопросы о развитии личности ребенка в детском саду, о формировании его личностных качеств и психических процессов, а также о том, насколько комфортно чувствует он себя в группе детского сада, являются самыми важными. Здесь ребенок проводит 8-12 часов в день, т. е. треть своего детства. Не только от родителей, но и от детского сада зависит то, насколько ребенок окажется психологически подготовленным к школе. Поэтому изучение влияния эмоциональной тревожности на статусное положение старших дошкольников представляет исключительный теоретический и практический интерес.

К настоящему времени в науке сложилось противоречие между недостаточной изученностью школьного возраста и психолого-педагогической коррекции тревожности и оптимизации статусного положения детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников в деятельности педагога-психолога.

Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста МДОУ №20 «Надежда».

Предмет исследования - особенности влияния тревожности на статусное положение детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – изучить особенности влияния тревожности на статусное положение детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: своевременное выявление причин возникновения повышенной тревожности и статусного положения ребёнка старшего дошкольного возраста в группе сверстников, позволит разработать эффективную коррекционно-развивающую программу, направленную на снижение уровня тревожности и оптимизацию статусного положения детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить проблему тревожности в психолого-педагогической литературе;
  2. Раскрыть влияние тревожности на статусное положение ребёнка старшего дошкольного возраста в группе сверстников;
  3. Изучить уровень тревожности и статусного положения ребёнка старшего дошкольного возраста в группе сверстников в МДОУ №20 «Надежда»;
  4. Разработать рекомендации по снижению уровня тревожности и оптимизацию статусного положения детей старшего дошкольного возраста.

Методологическими основами работы послужили работы отечественных и зарубежных исследователей о развитии и социальной природе психики ребёнка, принцип системно-деятельностного подхода к изучению личности, межличностных взаимоотношений в формировании личности.

Теоретическими основами исследования стали положения о проблеме тревожности; о причинах и факторах, влияющих на возникновение тревожности у детей старшего дошкольного возраста в работах ведущих психологов: Х. Айзенка, В.Н. Астапова, Ф.Б. Березина, Л. И. Божович, Л.С. Выготского, Б. Кочубей, Н.Д. Левитова,  Л. Макшанцевой, А.М. Прихожан, Н. Шаниной и др.; о влиянии тревожности на статусное положение ребёнка старшего дошкольного возраста в группе сверстников в работах Н. В. Клюевой, Ю. В. Касаткиной и др.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы для практического применения в работе педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогического коллектива начальной школы при разрешении проблемы школьной тревожности, влияющей на статусное положение ребёнка старшего дошкольного возраста в группе сверстников.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Понятие эмоциональной тревожности

В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому как «тревога». Тревожность является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в сондромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность, назначение которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение человека к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе [4, с. 305]. Считается, что уже в дошкольном возрасте достаточно четко проявляются индивидуальные особенности ребенка, в основе которых лежат свойства нервных процессов возбуждения и торможения и их различных сочетаний. А. И. Захаров отмечает, что свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность) достаточно четко проявляются во внешнем поведении. Н. Д. Левитов прямо указывает, что тревожное состояние — показатель слабости нервной системы, хаотичности нервных процессов [3, с.281].

Тревожность представляет собой устойчивое личностное образование, сохраняющее на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспект, при доминировании эмоционального. Возникновение тревожности зависит от способов общения родителей с ребенком. В основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональное переживание, неспокойствие, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое рассматривается как проявление тревожности.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

 Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность - это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности” [5, c.143]. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

 По  определению А.В. Петровского: “Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности” [6, c.354].

 Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная). Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности). Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку [1, c.51].

 Также  в психологии выделяют две  основные формы тревожности:

1) открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;

 2) скрытая – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем – через специфические способы поведения.

 Формы  скрытой тревожности встречаются  примерно в равной степени  во всех возрастах. Скрытая тревожность  встречается существенно реже, чем  открытая. Одна из ее форм условно  названа «неадекватное спокойствие». В этих случаях ребенок, скрывая  тревогу, как от окружающих, так  и от самого себя, вырабатывает  жесткие, сильные способы защиты  от нее, препятствующие осознанию  как определенных угроз в окружающем  мире, так и собственных переживаний.

 Обращает  на себя внимание то, что у  некоторых детей открытая тревожность  и неадекватное спокойствие чередуются. Создается впечатление, что «неадекватное  спокойствие» в этом случае  выступает как некоторый временный  «отдых» от тревоги в тех  случаях, когда ее действие приобретает  реально угрожающий психическому  здоровью индивида характер [4, c.15].

 Выяснение  причин возникновения тревожности  у ребенка дошкольного возраста  является важной задачей для  педагога, известно, что предпосылкой  возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность) нервной системы. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. В большинстве случаев они могут быть причиной развития тревожной личности. Существует прямая зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны взрослых, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины. В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной тревожности у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений.

 По  мнению психолога М. Кузьминой существует несколько причин тревожности, кроющихся в семье:

Информация о работе Влияние эмоциональной тревожности на статусное положение старших дошкольников