Эмоциональное развитие дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:33, курс лекций

Краткое описание

Особую роль в развитии дошкольника играют эмоции и чувства. Чувства – это одна из форм отражения действительности, выражающая субъективное отношение человека к удовлетворению его потребностей, к соответствию или несоответствию чего-либо его представлениям. Чувства проявляются в разнообразных эмоциях – кратковременных и ситуативных переживаниях человека.
Уже в первые три года жизни происходит не только накопление опыта ребенка в его действиях с предметами, общении со взрослыми и сверстниками, но и формируется его отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе. Это выражается в значительном усложнении его эмоциональной сферы: от простейших переживаний, связанных с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей, до разнообразия эмоций, а затем и появления сложных чувств.

Вложенные файлы: 1 файл

Особую роль в развитии дошкольника играют эмоции и чувства.docx

— 34.27 Кб (Скачать файл)

Особую роль в  развитии дошкольника играют эмоции и чувства. Чувства – это одна из форм отражения действительности, выражающая субъективное отношение  человека к удовлетворению его потребностей, к соответствию или несоответствию чего-либо его представлениям. Чувства  проявляются в разнообразных  эмоциях – кратковременных и  ситуативных переживаниях человека.

Уже в первые три  года жизни происходит не только накопление опыта ребенка в его действиях  с предметами, общении со взрослыми и сверстниками, но и формируется его отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе. Это выражается в значительном усложнении его эмоциональной сферы: от простейших переживаний, связанных с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей, до разнообразия эмоций, а затем и появления сложных чувств.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми разнообразными видами деятельности, изменяется и  усложняется общение его с  другими людьми, он активно познает  окружающий мир т самого себя. Все  это окрашено яркими переживаниями  ребенка. Он еще мал, чтобы воспринимать мир разумно, рационально осмысливая его. Многое усваивается дошкольником через эмоциональную сферу. Так, истоки нравственных форм поведения  ребенка лежат в положительных  переживаниях одобрения такого поведения  взрослым. Переживание успехов деятельности приводит к тому, что дошкольник стремится продолжить, усложнить  эту деятельность, будь то игра, рисование, конструирование или дежурство  по уголку природы. Занимательность  информации, сообщаемая взрослым на занятиях или в беседе с ребенком, способствует его вниманию, запоминанию этой информации, более глубокому ее осмыслению. Иными  словами, роль эмоций и чувств в развитии дошкольника трудно переоценить. Нельзя забывать и тот непреложный факт, что дошкольный возраст является сензитивным для формирования эмоциональной сферы. Чувства не развиваются сами по себе. Ведущее влияние на их становление оказывают условия жизни и воспитания ребенка.

Выделим основные направления  в развитии эмоциональной сферы  дошкольника.

Прежде всего усложняется ее содержание, импрессивная сторона эмоций и чувств, формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка.

Успешное развитие малыша немыслимо, если у него нее  создано бодрое, жизнерадостное настроение. Ласка и внимание – вот главные  источники, питающие, поддерживающие детскую  радость. Заботливое отношение к  ребенку помогает развитию у него оптимизма, уверенности в своих  силах, активность. Что же радует и  огорчает детей?

Детские радости. Главный  повод для радости – это  общение с родителями в совместной с ними деятельностью. Малышей радуют общие лыжные прогулки, походы в лес, за ягодами, за грибами, на рыбалку. Дети охотно рассказывают о том, как в семье прошел праздник. Их радует, что скоро нужно идти в школу: «Буду учиться, буду стараться». Радует ребенка любое достижение: не умеет рисовать дерево, но вот научился. Распустились в саду цветы: «Мы все очень радовались». Особую радость у детей вызывают животные, особенно маленькие: «Я очень обрадовалась, когда увидела у нашей кошки маленьких котят». Наблюдать за их ростом, играть с ними, заботиться о них – большое удовольствие для детей.

Детские огорчения. Главная причина огорчения дошкольников – разлад в семье. Дети отвечают: «Больше всего меня огорчает, когда  мама с папой ссорятся». Детей  огорчают ссоры с ребятами, несправедливость по отношению к ним. «Мне жалко, когда убивают зверей», - говорит мальчик. Много огорчений и таких, которые быстро проходят: «Поссорился с Мишкой, а потом помирился». Конечно, в жизни ребенка должны быть и радости, и огорчения. Вполне нормально, когда он жалеет больную сестренку или маму, а значит, сопереживая, может испытывать отрицательные эмоции. Чувство стыда за свой неблаговидный поступок является тоже показателем нормально развивающейся личности, хотя сопряжено оно иногда с глубокими и сильными отрицательными переживаниями. Однако все же в основном ребенка должна окружать атмосфера радости, заботы, справедливости и добра. Угрюмые, раздражительные дети растут, как правило, в семьях, где родители по каждому поводу выражают неудовольствие, делают устный выговор или предъявляют обвинение ребенку, а также весь спектр сопутствующих взглядов и жестов. На это обращают внимание многие психологи. Так, например, английский психолог Д. Лешли пишет: «Наказание… физическое, устное или безмолвное, возбуждает чувства, которые не помогают обучению. Дети или взрослые, которых наказывают, испытывают чувство беспокойства, унижения, замешательства и мстительности. Характер чувств, их интенсивность зависят от личности наказуемого. Но ни одно из этих чувств не сопровождается усилиями наказанного вести себя по-другому». Постоянный страх перед наказанием способствует развитию пессимизма в личности ребенка.

В период дошкольного  детства у ребенка формируются  многие высшие чувства. В психологии выделяют, как правило, 4 группы высших чувств: моральные, эстетические, праксические и интеллектуальные. Уже в первые три года жизни появляются такие чувства, как любовь и привязанность к близким, сопереживание, чувство любознательности, гордости, стыда. Эмоциональная сфера дошкольника обогащается новыми устойчивыми переживаниями, относящимися к различным группам высших чувств.

Моральные чувства. Особыми переживаниями окрашены отношения детей к своим родителям: мать и отец кажутся им самыми чудесными  людьми на свете. Они делают множество  комплиментов своим родителям, хотят  со всем на них походить. «Когда пятилетняя девочка, - пишет Б.Спок, - одевается в мамино платье, ее привлекает не платье – она хочет выглядеть, как мама, и чувствовать себя, как мама».

Чувство любви и  нежности к своим близким становится очень глубоким. Особо следует отметить чувство привязанности мальчика-дошкольника к отцу, стремление подражать ему. Любовь и нежность по отношению к другим людям связаны с возмущением и гневом против тех, кто выступает в глазах ребенка в качестве их обидчиков. В то же время у дошкольника может возникнуть и чувство ревности: ему показалось, что брат или сестра, а в детском саду другой ребенок, пользуется большим вниманием со стороны взрослых. В.С. Мухина в своем дневнике описывает подобную ситуацию: «Читаю книжку. Показываю картинки Кириллу, потто Андрею (он болеет, лежит в кровати). Кирюша через некоторое время слегка дергает меня за руки.

-Кирилл, не смей!

-А чего он долго  смотрит.

-Он же больной,  я ему читаю.

-Я отниму у  вас книжку».

Дети пытаются подавлять  в себе чувство ревности, но оно  все равно проявляется. Например, появление в семье еще одного малыша очень часто вызывает терзания и ревность ребенка. Это чувство может выражаться и очень острыми симптомами: разрушительными действиями, демонстративной потерей сформированных уже навыков самообслуживания (ребенок перестает одеваться сам, мочится в кровать), кашлем и кожными реакциями. Поэтому Х.Дж.Джайнотт, например, рекомендует в период ожидания второго ребенка как бы предварить в разговоре с сыном или дочерью появление чувства ревности: «Братик не только принесет нам радость, но и потребует забот. Ты можешь подумать, что мама забыла о тебе, станешь ревновать братика ко мне. Тебе покажется, что я люблю только братика, а тебя разлюбила. Если тебе такое придет в голову, обязательно скажи мне об этом. Ты поймешь, что я люблю тебя». Очевидно, что и после рождения второго ребенка взрослым нужно будет всегда помнить, насколько важны для старшего сына или дочери их внимание и нежность, и вовсе необязательно, чтобы любовь к каждому из детей была одинаковой. Это и невозможно, любовь к каждому ребенку – и дети должны это чувствовать – неповторима.

В дошкольном возрасте становятся более глубокими чувства  гордости и самоуважения. Эти чувства  к семи годам приобретают характер индивидуальных устойчивых проявлений личности. У одних детей чувство гордости, самоуважения развиты сильно, они не допускают унижения ни со стороны взрослого, ни тем более со стороны сверстника. Другие постоянно находятся в чьем-либо подчинении, неспособны и не стремятся дать отпор обидчику. Чувства гордости и самоуважения являются одним из эмоциональных компонентов самооценки ребенка, становятся мотивами его поведения. Бывает, однако, и так, что эти чувства заслоняют от ребенка другого человека. Тогда появляется себялюбие, эгоизм, то есть стремление сохранять за собой право быть уважаемым всеми, не имея при этом обязанностей по отношению к другим. В исследованиях, в частности, Т.А.Репиной даны психологические портреты детей с ярко выраженными эгоистическими тенденциями в поведении.

«Средняя группа (4-5 лет)

Маша Ф. – очень  любознательная, бойкая, жизнерадостная. Не любит подчиняться не только требованиям  других детей, но и взрослых. Предпочитает командовать в игре, право на первенство защищает порой рьяно: может ущипнуть, стукнуть даже самых близких подруг. Дети иногда потихоньку «выводят» ее из игры, но она никогда не жалуется, хотя переживает.

Люда  К. – внешне очень спокойная, выдержанная, дисциплинированная девочка. Прекрасно владеет игрой, ревностно следит за тем, чтобы придуманный  ею сюжет не изменялся. Властная, самолюбивая, не терпит подавления собственной инициативы, конфликтна. Бунтует молча. Если не добивается своего, уходит от детей и не возвращается, пока за ней не придут. Стремясь быть первой, поручения выполняет очень хорошо».

Было бы неверно  думать, что такие дети неавторитетны  среди сверстников, наоборот, они  могут быть привлекательными своей  энергией, фантазией, организаторскими умениями, что усложняет педагогическую работу с ними.

С накоплением жизненного опыта становятся более устойчивыми показателями личности эмпатические переживания. Выделяют два вида эмпатии – гуманистическую и эгоцентрическую. К первому виду относят эмпатические переживания, в которых человек эмоционально откликается на неблагополучие или благополучие другого (радость, сострадание, сочувствие, жалость). Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями не за другого, а за себя; страдания другого – повод переживать за себя. Эгоцентрические эмпатические переживания: страдание, грусть, страх, радость в ответ на печаль другого, печаль в ответ на радость (последние названы переживаниями зависти). Очевидно, что человек склонен испытывать гуманистические или эгоцентрические переживания в ответ на чувства других людей в зависимости от того, как он относится к себе и к другим. Если у него преобладает потребность в благополучии другого, он сострадает, сочувствует, радуется. Если для него превыше всего его собственные интересы, он будет испытывать эгоцентрические эмпатические переживания.

В дошкольном возрасте, особенно во второй его половине, проявляются  оба вида эмпатии, причем дети способны к достаточно острым переживаниям сочувствия и к ярким проявлениям зависти. Как зависть, так и сострадание воплощаются в поступках: если ребенок завидует, он может нажаловаться, если сострадает, может поделиться самым дорогим для себя, чтобы утешить.

Пятилетний ребенок  уже способен воспроизвести переживания  других людей, связать их с определенными  действиями. Это, в частности, проявляется  и развивается в ролевой игре. Отсутствие или наличие эмоциональной  отзывчивости можно пронаблюдать и  при выполнении детьми общего задания. Рассмотрим два примера из наблюдений А.Д.Кошелевой.

«1. Быстро справившись  с личным заданием, Павлик уже по ходу работы оценил ситуацию и трудность  задания товарища. И уже нашел  выход для себя. Закончив свое дело, он тут же предлагает помощь другому. А иногда, даже не окончив своей работы, уже начинает просить взрослого поменяться своей работой со сверстником, потому что «тому трудно».

2. Закончив свое  задание, Андрей мгновенно устремляется  к игрушкам. Его сверстник, Слава,  продолжая выполнять свое задание,  тяжело вздыхает, оглядывается на  игрушки, высказывает жалобы на  трудности задания. Взрослый побуждает  Андрея к тому, чтобы он оказал  Славе помощь. Тот подходит, рисует  всего одну фигуру, бросает карандаш  со словами: «У меня не получается»  - уходит играть». 

Некоторые дети дошкольного  возраста в ситуации морального выбора показывают очень высокую степень  нравственной зрелости и эмоциональной  отзывчивости. В одном детском  саду произошел такой случай. Воспитательница  выстроила перед собой группу и спрашивала каждого, кто совершил поступок. Никто не признавался. Тогда  один мальчик, не дожидаясь, когда его  спросят, вышел из строя и сказал, что виноват он. Его наказали. Мама потом спросила: «Почему ты сказал, что это ты? Ведь ты же не мог этого сделать?» - «Я не хотел, чтобы они страдали».

Мы видим, как тесно  связаны эмоции, чувства ребенка  с другими параметрами личностного  развития: мотивами поведения, его нравственными  представлениями. И хотя в дошкольном возрасте развитие личности не завершается, этот период является чрезвычайно благоприятным  для развития у ребенка моральных  чувств. Дети откликаются на страдания  животных, на переживания героев книг, часто особую чувствительность испытывают изолированные от сверстников дети. Они уходят в себя, придумывают  себе друзей, ведут с ними воображаемые диалоги. Особенная чувствительность часто связана с особенностями  семейной ситуации. В семьях, где  нестабильны отношения между  родителями, дошкольники могут демонстрировать  сопереживание, не испытывая его. У  детей, не понятых взрослыми в  семье, может уже в детстве  проявляться желание уязвить  другого, агрессия. Последствия эмоционального неблагополучия дошкольников – в асоциальном поведении подростков и юношей.

На основе сочувствия, сопереживания у детей формируются  и более сложные моральные  чувства: взаимопомощи, товарищества.

Важное место в  развитии личности ребенка занимают эстетические чувства: чувства прекрасного  и безобразного, чувство гармонии, чувство ритма, чувство комического.

Информация о работе Эмоциональное развитие дошкольника