Взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности педагогического взаимодействия семьи и школы по воспитанию подрастающего поколения.
Задачи:
1. Теоретически обосновать взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе: охарактеризовать семью как социальный институт и школу как воспитательную организацию; рассмотреть научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы.
2. Описать формы и методы организации воспитательного взаимодействия семьи и школы.
3. Изучить организационно-педагогическую работу школы с родителями.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.47 Кб (Скачать файл)

Воспитательная система  школы - это область согласованного личностного влияния коллектива педагогов на учеников, которое лишь подкрепляется воспитательными  мероприятиями и системой организационных  условий. На основании такого подхода  можно (при определенных условиях) говорить и о воспитательной системе отдельного педагога, и сравнивать воспитательные системы образовательных учреждений разных ступеней образования, и даже анализировать сходство и различие воспитательных систем школы и производственной организации [27, с. 115].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе

Процесс воспитания направлен  на формирование социальных качеств  личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему  миру – к обществу, к людям, к  самому себе. Чем шире, разнообразнее  и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем  богаче ее собственный духовный мир.

Воспитание в семье – это та же жизнь, и поведение и даже чувства родителей к детям сложны, изменчивы и противоречивы. Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

Актуальной задачей в  настоящее время является воспитание у ребенка нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка.

Семья - важная среда духовно-нравственного формирования личности ребенка и главный институт воспитания, отвечающий не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни.

Эффективность воспитания детей  в семье зависит от единства требований к ребенку со стороны родителей и педагогов (воспитателей детского сада, учителей школы).

Педагогу необходимо знание общих тенденций развития семьи и факторов, влияющих на социализацию личности в семье, знания в области социальной педагоги для выработки стратегии и тактики педагогически грамотного воздействия на конкретную семью, оказания ей квалифицированной психолого-педагогической и социальной помощи.

Современная школа представляет собой  сложную социально-педагогическую технологию подготовки подрастающих поколений  к социальному функционированию, к включению в жизнь, она решает задачи развития, воспитания, образования и социализации детей.

Ведущим и основополагающим условием успешной работы педагога является авторитетность его личности для  детей.

Разнообразие методов и форм — один из путей активизации и интенсификации воспитания. Воспитывать — значит организовывать деятельность детей.

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Для успеха при использовании разных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовывать.

Воспитательная система школы - это область согласованного личностного  влияния коллектива педагогов на учеников, которое лишь подкрепляется  воспитательными мероприятиями  и системой организационных условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ

2.1. Научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы

Школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, школа призвана оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. П.П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей [4, с. 23].

Педагог в работе с семьей выполняет одновременно ряд ролей:

1) советник: информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей;

2) консультант: консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье;

3) защитник: защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенного быта, отсутствием внимания, человеческого отношения родителей к детям [8, с. 12].

Различные исследования свидетельствуют, что не все современные молодые  родители владеют методикой воспитания своих детей. Среди причин такого явления выделяют следующие:

1) однодетность и малодетность (особенно в городских условиях) приводит к тому, что люди не  получают практических навыков  по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, не имеют опыта семейных отношений;

2) жизнь порознь со  старшим поколением лишает молодые  семьи возможности пользоваться  мудростью старших в вопросах  воспитания детей;

3) основательно утрачены  традиции народной педагогики;

4) если раньше в условиях  деревни, где все люди знали  друг друга, родителям было  стыдно иметь невоспитанных детей,  а детям совестно вести себя недостойно, то в условиях города усилилась автономность общения детей и взрослого населения;

5) возникающие социальные  и экономические трудности, материальная необеспеченность семей снижают уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышают конфликтность в семье, ухудшают семейные отношения и воспитание [4, с. 25].

Названные причины диктуют  необходимость активизации работы по повышению педагогической культуры родителей, под которой понимается достаточный уровень их педагогических, психологических, физиологических знаний из наук о человеке, а также сформированные умения и навыки семейного и общественного воспитания детей с учетом их индивидуальных и возрастных различий.

Школа как образовательное  учреждение выполняет основную часть  воспитательной работы: на нее возлагаются  основные задачи формирования гармоничной  личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущая  роль в этом единстве принадлежит  именно школе. Школа расширяет и  развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия [10, с.5].

Семья представляет собой важный институт социализации ребенка. Она выполняет свои специфические функции, то есть семья призвана обеспечить индивидуализацию (дифференциацию) детского развития [14, с.45].

Доминирующая роль семьи в социализации и воспитании подрастающего поколения  по отношению к другим социальным институтам показана в многочисленных психолого-педагогических исследованиях.

Никто не знает так хорошо ребенка, его индивидуальные особенности, личностные свойства, характер, темперамент, способности, склонности, как родители и близкие  родственники. Следовательно, именно семья  должна являться для педагогов самой  надежной опорой в решении задач  по развитию индивидуальности ребенка, заложенных в нем от природы возможностей и сформировавшихся личностных свойств [34, с. 34].

Переход от дошкольного детства  к школьному является важным этапом в социализации ребенка и характеризуется  изменением его места в системе общественных отношений. Следует подчеркнуть, что для ребенка освоение новой социальной позиции связано с изменением его ценностных ориентаций, и в первую очередь с формированием особой моральной направленности личности. Развитие ребенка заключается в активном овладении способами и средствами практической познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение. В этой связи учение является для ребенка не просто деятельностью по усвоению знаний, оно воспринимается как его собственная трудовая обязанность, смена его образа жизни [30, с. 22].

Семья является важнейшей средой формирования личности и главным институтом воспитания. Именно от семьи зависит, получат  ли развитие положительные задатки  растущей личности и будут ли заторможены  отрицательные наследственные особенности. Поэтому сегодня особенно актуальна задача взаимодействия образовательного учреждения с родителями.

Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого  воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи должно являться эффективным средством индивидуализации развития ребенка и построения (оптимизации) позитивных межличностных (внутрисемейных) отношений [30, с. 20].

Образование само по себе не формирует  гражданина. Именно семья с раннего  детства призвана формировать у  ребенка нравственные ценности, ориентиры  на построение разумного образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые  родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов  с детьми. Поэтому взрастить новое  поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих  детей.

Вместе с тем в условиях, когда  большинство семей озабочено  решением проблем экономического, а  порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция  самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет  прочных межличностных отношений, связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение, наряду с другими объективными и субъективными причинами, способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде [6, с. 65].

Образовательное учреждение, будь то школа или учреждение дополнительного  образования детей, есть один из важнейших  социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Деятельность родителей и педагогов  в интересах ребенка может  быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров, помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении [3, с. 40].

Педагогам важно установить партнерские  отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки  и общности интересов. Для формирования сотрудничества между взрослыми  и детьми в образовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей.

Целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие вопросы, проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов [4, с. 25].

Особое значение в разработке перспективных  форм взаимодействия с семьей имеет  опыт учреждений образования (в том  числе и дополнительного), особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе выбора занятий.

Педагогов и родителей должна объединить забота о здоровье ребенка, его развитии, создании атмосферы доверия и  личностного успеха в совместной творческой деятельности.

В создании союза родителей и  педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм. Исходя из этого, можно выделить цели взаимодействия образовательного учреждения с семьей:

- повышение роли семьи в реализации  прав детей на образование;

- активизация позиции семьи  в образовании детей, в приобщении  их к общечеловеческим ценностям;

- создание условий для творческой  самореализации педагогов, родителей,  детей;

Информация о работе Взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе