Воспитательная система в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:36, контрольная работа

Краткое описание

Основная цель контрольной работы - изучить теоретические основы построения и моделирования воспитательной системы школы.
В целях достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
Изучить научно-методическую литературу по проблеме развития воспитательных систем образовательных учреждений.
Раскрыть основное содержание понятия «воспитательная система», выделив ее признаки.
Рассмотреть процесс становления воспитательной системы школы: пути создания и этапы становления, обозначить критерии сформированности воспитательной системы.
Определить источники и условия развития воспитательной системы школы.
Проанализировать содержание деятельности педагога по управлению развитием личности и коллектива в воспитательной системе школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………… 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Теоретическое изучение темы.

§1. Воспитательная система как объект управления
Понятие «воспитательная система», ее признаки ……………………………. .. 5
Структура воспитательной системы …………………………………………….. 7
§2. Становление воспитательной системы школы
2.1. Моделирование воспитательной системы………………………………........... …. 10
2.2. Организация совместной деятельности детей и взрослых…………………… …. 11
2.3. Ориентация на общечеловеческие ценности………………………………….. …. 13
2.4. Гуманизация отношений………………………….. ………………………………. 14
2.5. Пути создания и этапы становления воспитательных систем ………………….. 15
2.6. Определение уровня сформированности воспитательной системы ……………. 17
§3. Развитие воспитательной системы: источники, этапы, условия ……………… …… 19
§4. Управление развитием воспитательной системы
4.1. Сущность и специфика управления развитием воспитательной системы ……… 22
4.2. Способы и средства управления развитием воспитательной системы…………… 24
4.3. Личность в воспитательной системе школы……………………………………….. 26
4.4. Воспитательное пространство как средство управления развитием ребенка……. 27
4.5. Ошибки в управлении воспитательной системой школы…………………………. 28
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Практическая.
Анализ воспитательной работы в школе ……….…………………………………………. 30
3. Варианты программ анализа воспитательной работы школы (схемы)..…………......... 32
Схема описания структуры воспитательной системы школы. ………………………….. 40
Заключение …………………………………………………………………………………….. 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….. …………………. 42

Вложенные файлы: 1 файл

КР по теории воспитания.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

(Коми пединститут)  Факультет педагогики и методики  начального образования

Кафедра психологии и развития (заочное отделение)

 

 

 

 

Контрольная  работа

по дисциплине «Теория и методика воспитания»

 

«  ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В ШКОЛЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2012

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………     3

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.  Теоретическое изучение темы.

 

§1.  Воспитательная система как объект управления

    1. Понятие «воспитательная система», ее признаки ……………………………. ..      5
    2. Структура воспитательной системы ……………………………………………..      7

§2.  Становление воспитательной системы школы

2.1.   Моделирование воспитательной системы………………………………........... ….    10

2.2.   Организация совместной  деятельности детей и взрослых…………………… ….     11

2.3.   Ориентация на  общечеловеческие ценности………………………………….. ….     13

2.4.   Гуманизация отношений………………………….. ……………………………….      14

2.5.   Пути создания  и этапы становления воспитательных  систем …………………..     15

2.6.   Определение   уровня сформированности воспитательной системы …………….     17

§3.  Развитие воспитательной системы: источники, этапы, условия ……………… ……     19

§4.  Управление развитием   воспитательной системы

4.1. Сущность  и специфика управления  развитием  воспитательной системы ………    22

4.2. Способы и  средства управления развитием  воспитательной системы……………     24

4.3. Личность  в воспитательной системе школы………………………………………..     26

4.4. Воспитательное  пространство как средство управления  развитием ребенка…….     27

4.5. Ошибки в  управлении воспитательной системой  школы………………………….     28

 

ЧАСТЬ  ВТОРАЯ.  Практическая.

  1. Анализ воспитательной работы в школе ……….………………………………………….      30

3.    Варианты программ  анализа воспитательной работы  школы (схемы)..………….........      32

  1. Схема  описания структуры воспитательной системы школы. …………………………..      40

 

 

Заключение ……………………………………………………………………………………..      41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….. ………………….      42

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Понятие «воспитание» одно из центральных в педагогике.  Понятие «воспитание» имеет  не менее трех значений: широкое, среднее и узкое.

В широком значении воспитание понимается как влияние на растущего человека окружающей среды – природной, социальной или, чуть конкретнее, передача от старшего поколения младшему опыта, накопленного человечеством, т.е. знаний, умений, навыков, нравственных ценностей, культуры. 

В среднем значении воспитание рассматривается как целенаправленное создание условий для развития человека (Мудрик А.В.). Под такое определение подходит всякое педагогическое влияние.

В узкой трактовке воспитание это целенаправленное влияние на развитие личности ребенка.В профессиональном значении наиболее часто воспитание определяется как целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия педагогов и воспитуемых с целью создания условий для развития личности воспитуемых.

При всем разнообразии трактовок термина и своеобразии организации воспитательных взаимодействий неизменной остается сущность воспитания.Сущность воспитания заключается в том, что все внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека, с тем, чтобы найти свое выражение в дальнейшем поведении и деятельности [4].Воспитание    наравне с обучением является  составляющей целостного педагогического процесса и имеет свои специфические черты, закономерности и принципы.

Итак, воспитание – это  особая сфера, которая не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Представление воспитания как части структуры образования принижает его роль и не соответствует реалиям социальной практики духовной жизни. Задачи обучения и образования не могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания.  В этой связи современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы[1].Система – это совокупность определенным образом связанных элементов, образующих единое целое.

Педагогическая  система школы - целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей, осваивающих культуру общества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы школы,  в ее дидактической и воспитательной подсистемах. Аксиологическую основу педагогической системы школы составляет теоретическая концепция, которая включает ведущие идеи, цели, задачи, принципы, педагогические теории. Теоретическая концепция реализуется в трех взаимосвязанных, взаимопроникающих, взаимозависимых подсистемах: воспитательной, дидактической и общения, которые, развиваясь, оказывают в свою очередь влияние на теоретическую концепцию [1].

Воспитательная  система школы  – внутренне  интегрированное единство воздействия  всех воспитательных средств, действий, факторов, организационных форм, принятых в данном учреждении для реализации педагогических целей [4].Воспитательная система школы способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду. В этом случае школа становится реальным центром воспитания[9].Значит, актуальность темы контрольной работы бесспорна.

Основная цель контрольной  работы -   изучить теоретические основы построения и моделирования воспитательной системы школы.

В целях достижения поставленной  цели будут решаться следующие задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме развития воспитательных систем образовательных учреждений.
  2. Раскрыть основное содержание  понятия  «воспитательная система»,  выделив  ее признаки.
  3. Рассмотреть процесс  становления воспитательной системы школы:   пути создания  и этапы становления, обозначить  критерии  сформированности  воспитательной системы.
  4. Определить   источники  и  условия  развития   воспитательной системы школы. 
  5. Проанализировать содержание деятельности педагога по управлению развитием личности и коллектива в  воспитательной системе школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Воспитательная система как объект управления
    1. Понятие «воспитательная система», ее признаки

Термин  «воспитательная система» предложен  А.Т. Куракиным и Л.И. Новиковой. В настоящее время данный педагогический феномен изучается большой группой специалистов, возглавляемой В.А.Караковским, Л.И.Новиковой, Н.Л. Селивановой, Г. И. Соколовой[12]. Исследователи объясняют появление феномена «воспитательная система» объективными причинами. В современном интенсивно меняющемся мире  неуклонно проявляются две взаимосвязанные тенденции — интеграция и дифференциация. В результате этого возникают  противоречия. Распадаются целостные образования, в то же время разрозненные явления, действия, процессы интегрируются в целостные, глобальные явления, различного рода системы. Тенденции эти свойственны и педагогической действительности, в рамках и под воздействием которой формируется и развивается современный человек и как индивидуальность, и как определенный тип личности. В педагогической действительности указанные тенденции проявляются как при целенаправленном воспитании, так и в стихийно протекающих процессах социализации [4].

Воспитательная  система является частью педагогической действительности. Поэтому она относится  к педагогическим системам. Есть обобщенное понятие «воспитательная система» т.е. теоретическая модель воспитательной системы. В этом случае ее по происхождению следует отнести к концептуальным(идеальным). Но воспитательная система, существующая в конкретном учреждении с данным составом педагогов и учащихся, по своему происхождениюявляется реальной, так как есть объект социальной природы. Следовательно, она имеет социальный характер.

В основу концепции  воспитательной системы ее авторами положено понимание воспитаниякак целенаправленного управления процессом развития личности (Х.Й. Лийметс). В связи  с этим воспитательная система имеет психологический характер.

Таким образом, воспитательная система — это  сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.

Воспитательная система — целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ  жизни коллектива, его психологический климат [12].

Воспитательная  система призвана интегрировать  все воспитательные воздействия, направленные на ребенка, в целостный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач воспитания. В связи с этим главными функциями системы являются:

  • интегрирующая - приводит к соединению несогласованных воспитательных воздействий;
  • регулирующая – упорядочивает  воспитательный процесс и  управление им;
  • развивающая – обеспечиваетдинамику системы, которая выражается в оптимизации ее функционирования, в поступательном развитии, в совершенствовании.

Воспитательная  система обладает рядом признаков, общих с другими социальными системами,  ей присущи:целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие со средой и с системами более низкого и более высокого порядка;она имеет прошлое, настоящее и будущее.

Специфическими  признаками воспитательной системы как системы педагогической является то, что:

  • она включает в качестве цели, объекта и субъекта своего функционирования развивающуюся личность,
  • в качестве способа функционирования — педагогическая  деятельность [4].

Воспитательная  система конкретного образовательного учреждения имеетособенные черты, которые отражают конкретные условия воспитания: контингент обучающихся, традиции, особенности среды, возможности педагогического коллектива, творческий интерес руководителя.

Важно учитывать роль, которую играет обучение в рамках системы. Являясь основным средством воспитания, частью воспитательного процесса, обучение подчиняется общим требованиям, вытекающим из целевой установки воспитательной системы. Целью обучения становятся не знания, умения и навыки как таковые, а личность ученика, формирующаяся средствами учебно-познавательной деятельности, в его взаимоотношениях с миром, с людьми, с самим собой.Ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъект собственного развития. При этом система является гарантом субъектной позиции ученика. Таким образом, единство поучения и воспитания, обеспечивающих развитие личности, а также управление данными процессами, определяют целостность воспитательной системы. В связи с тем, что воспитательная система в своем развитии может двигаться вперед, пятиться назад, стоять на месте, говорят об уровне ее целостности.Важным признаком воспитательной системы является ее открытость, т.е. связь с окружающей средой. Для большей части воспитательных систем  окружающей средой являются семьи  обучающихся, социальная среда микрорайона, промышленные предприятия, учреждения культуры и т.д. Для всего этого воспитательная система открыта и испытывает влияние окружающей среды. В результате она имеет такие признаки, как:

  • адаптивность (способность реагировать на окружающую среду);
  • стабильность (относительное постоянство во взаимодействиях с окружающей средой) [12].

Но связь  с окружающей средой не односторонняя. Воспитательная система сама способна влиять на окружающую среду, чем определяется такой признак, как наличие обратной связи.

Когда воспитательная система преобразует окружающую среду по законам педагогики, эта среда становится ее составной частью. Воспитательная система может рождаться, совершенствоваться, обновляться, стареть, умирать, т.е. она способна к саморегуляции.

В.Л.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова выделяют главное условие успешности воспитания — его системный характер. Они утверждают, что создание гуманистических воспитательных систем — наиболее эффективный и верный путь в воспитании [4]. 

 

    1. Структура воспитательной системы

Информация о работе Воспитательная система в школе