Взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности педагогического взаимодействия семьи и школы по воспитанию подрастающего поколения.
Задачи:
1. Теоретически обосновать взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе: охарактеризовать семью как социальный институт и школу как воспитательную организацию; рассмотреть научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы.
2. Описать формы и методы организации воспитательного взаимодействия семьи и школы.
3. Изучить организационно-педагогическую работу школы с родителями.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.47 Кб (Скачать файл)

Семью можно определить как обладающую исторически определенной организацией малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [35, с. 21].

В нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.

Важной и неотъемлемой частью семейной педагогики является любовь родителей к детям. Дефицит родительской любви, особенно в младенчестве, часто ведет к невротическим последствиям в подростковом возрасте. Для полноценного развития ребенку необходима любовь обоих родителей. Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влияниям [21, с. 98].

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего  мира, его потребностей и интересов  способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, то есть самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для ребенка является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих [23, с. 100].

Большое внимание на развитие у ребенка нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности [21, с. 88].

Известно стремление младших  школьников к самостоятельности. Оно  приобретает нравственный смысл  в деятельности, в которой ребенок проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Ребенок еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего школьника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Таким образом, овладение  младшими школьниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость [23, с. 102].

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-школьника  к труду. Трудовые поручения, которые  ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в  школе, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Особое влияние на ребенка оказывает труд взрослых в семье.

Характерны мотивы труда  детей в семье: любовь к родителям  и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые может предоставить им только семья: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие [20, с. 73].

Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития школьника.

Решающей в воспитании ребенка является нравственно-психологическая атмосфера семьи, отношения между поколениями и между самими супругами. Как отмечал В.А. Сухомлинский, главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. «Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей» [31].

Образ жизни родителей, их поведение в значительной степени  влияют на воспитание детей.

Существенным фактором воспитания являются материальные и бытовые  условия семьи. Социальное расслоение общества привело к тому, что рядом соседствуют семьи богатые и нищие, в них растут дети, роскошно обеспеченные и обездоленные. Разница проявляется во всем: в питании, одежде, доступе к искусству, в воспитании духовных ценностей.

Эффективность воспитания детей  в семье зависит от единства требований к ребенку со стороны родителей и педагогов (воспитателей детского сада, учителей школы).

Педагогу необходимо знание общих тенденций развития семьи и факторов, влияющих на социализацию личности в семье, знания в области социальной педагоги для выработки стратегии и тактики педагогически грамотного воздействия на конкретную семью, оказания ей квалифицированной психолого-педагогической и социальной помощи [21, с.89].

 

 

 

1.3 Школа как воспитательная организация

Современная школа представляет собой сложную социально-педагогическую технологию подготовки подрастающих поколений  к социальному функционированию, к включению в жизнь, она решает задачи развития, воспитания, образования  и социализации детей в возрасте от 6-7 до 18 лет. Специфика деятельности школы обусловлена следующими факторами:

1) знанием объективных  закономерностей педагогического  процесса;

2) четким представлением  социальных функций школы в  современных условиях;

3) пониманием особенностей  и тенденций развития современной семьи;

4) практической подготовленностью  учителя к работе с родителями по воспитанию подрастающего поколения [27, с. 14].

Ведущим и основополагающим условием успешной работы педагога является авторитетность его личности для  детей.

Можно выделить четыре уровня образовательно-воспитательных целей школы:

1) цели государственной  образовательной политики;

2) региональные социально-воспитательные цели;

3) цели как планируемые  результаты развития личности  школьника 

Цели высшего уровня —  это цели государственной образовательной политики. Они определены во многих документах [29, с. 123].

Второе место в целях  воспитания отводится ориентации на национальную культуру как среду, способствующую духовному и нравственному развитию ребенка. При этом семья играет приоритетную роль в воспитании детей.

Третий уровень целей  касается средств и способов воспитания; их определяет (выбирает) конкретная школа, отдавая предпочтение тому или другому средству или создавая комплексную программу развития.

Цели воспитания как планируемые  результаты развития личности школьника  отражаются в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения как определенная комбинация вышеперечисленных целей.

Понятие «воспитание» признается важнейшей составной частью целостного процесса образования. В содержании любой образовательной технологии отражены процессы воспитания [27, с. 16].

Единой для всех школ концепции  воспитания нет и быть не может. Каждый тип образовательного учреждения и  определенное учреждение могут иметь свою концепцию и программу воспитания с учетом многих объективных и субъективных факторов: специфики региона и отдельно взятого образовательного учреждения; их традиций; культуры; кадрового потенциала, финансово-экономических возможностей и т.д.

Так же как и в обучении, в технологиях школьного воспитания можно выделить реально существующие традиционные позиции и позиции  развития, которые особенно проявляются  в деятельности инновационных образовательных  учреждений.

В опыте российской школы  достаточно много разнообразных  воспитательных методических средств  и организационных форм. Однако все это многообразие представляет собой малоэффективную эклектическую смесь, поэтому лучшие воспитательные технологии имеют определенную структуру, состоящую из следующих технологических компонентов и подструктур:

1) общей концептуальной  основы;

2) общих целевых ориентаций;

3) комплекса методических  средств, адекватных поставленным  целям;

4) подсистемы деятельности, обеспечивающей реализацию целей;

5) подсистемы отношений  между всеми участниками воспитательного процесса и освоенной ими окружающей средой;

6) управления, обеспечивающего интеграцию компонентов в целостную систему [24, с. 71].

Разнообразие методов  и форм — один из путей активизации  и интенсификации воспитания. Воспитывать — значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей.

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь.

Однако чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу. Выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей [24, с.75].

Педагог должен многое знать  и уметь для методически правильной организации всех этих форм работы. Для воспитателя важно знать, как он организует деятельность учеников, какими он обладает возможностями, методическим арсеналом.

Для успеха дела при использовании  разных форм работы с детьми педагог  должен представлять их скрытые возможности  и на основе этого наиболее оптимально их организовывать. Следует помнить, что почти любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия [27, с. 45].

Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Многие из них проводятся как в масштабе всей школы, так и в рамках класса или двух параллельных классов, лишь в начальной школе или только со старшеклассниками. В современной школе классные руководители, учителя организуют вместе с детьми следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы; традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в другой город, страну, выход в театр, реже в кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном летом); спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое другое [27, с.46].

Информация о работе Взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе