Взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности педагогического взаимодействия семьи и школы по воспитанию подрастающего поколения.
Задачи:
1. Теоретически обосновать взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе: охарактеризовать семью как социальный институт и школу как воспитательную организацию; рассмотреть научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы.
2. Описать формы и методы организации воспитательного взаимодействия семьи и школы.
3. Изучить организационно-педагогическую работу школы с родителями.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.47 Кб (Скачать файл)

- расширение сферы участия родителей  в организации жизни образовательного  учреждения [8, с. 20].

Педагог, работающий с коллективом учащихся (воспитанников), должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и следует выбирать направления и формы работы с родителями.

Основной фактор становления и формирования личности - социальная среда, формирующая подрастающего ребенка, решающим образом влияющая на становление его личностного мира.

Планируя работу с родителями, педагог  должен знать, как в нашей стране за последние десятилетия менялся  тип семьи от патриархально-традиционной до детоцентристской и постсовременной [9, с. 61].

Родители с гипертрофированным чувством долга по отношению к детям деформируют личностные качества ребенка. Обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, они ограждают его от каких бы то ни было забот, усилий, трудностей. В результате у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, ответственность. Им тяжело в школе, так как семья не привила им потребности трудиться. Много проблем и за порогом школы, ведь эти дети очень любят командовать, в общении с другими у них часто наблюдается истеричность, грубость [14, с. 58].

Очень важно, чтобы педагог правильно  понял нравственные ценности и микроклимат  семьи, истинны ли они, реализуются  или просто декларируются.

Духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, воздействующим на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои разногласия, ссоры. Но ребенок очень чуток к изменению общего настроения в семье, малейшему проявлению лжи. Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей: крепкая, истинная, нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер.

Социальный фон семьи - сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить или не учитывать.

Важным условием воспитания также является родительский авторитет- влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах. Педагогу необходимо анализировать опыт семейного воспитания своих учеников, ведь далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Существует много ложных оснований авторитета, которые педагог должен знать, чтобы помочь ребенку выйти из трудной ситуации, складывающейся в семье.

Наблюдая, что ребенок безволен, забит, запущен или, наоборот, ведет  себя, как самодур, мстителен, склонен  к демонстрации силы со слабыми, педагог  видит, что это результат подавления ребенка родительским авторитетом, когда по каждому поводу родители раздражаются, повышают голос, прибегают подчас и к методам физического воздействия [21, с. 90].

Хвастливость и высокомерие  детей часто связаны с искаженным восприятием ими действительности положения родителей - их постов, заслуг, непомерно афишируемых родителями.

Иногда отсутствие у детей самостоятельности  либо, наоборот, наличие сопротивления  требованиям взрослых - результат  родительского педантизма, когда  родители совсем не считаются с мнением  ребенка и требуют неукоснительного и беспрекословного выполнения всех своих приказов и поручений.

Когда ребенок не слышит и не слушает  своих родителей - это его ответ  на бесконечные поучения и назидания, ответ полным неповиновением на авторитет назидания [21, с. 91].

В работе с родителями педагогу необходимо учитывать, что некоторые отрицательные  качества в детском характере  могут формироваться и под  влиянием родительских авторитетов. Но в любом случае педагог должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия с родителями- уважением, которое не должно исключаться никакими обстоятельствами, даже фактами недостойного, неправильного поведения родителей. Родители должны видеть в педагоге, работающем с их ребенком, человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации [8, с. 115].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Основные направления организации работы педагога с родителями воспитанников

Одно из основных направлений деятельности педагога - это работа с семьей, в  которой растет, формируется, воспитывается  ребенок. Педагог должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал  семьи. Объектом профессионального  внимания выступает не сама семья  и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается  его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходима работа по следующим направлениям:

- изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

- психолого-педагогическое просвещение  родителей через систему родительских  собраний, бесед, консультаций;

- организация и совместное проведение  свободного времени детей и  родителей;

- защита интересов и прав  ребенка в так называемых трудных семьях [4, с. 112].

Таким образом, педагогом реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции учебного заведения, педагогической позиции, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного, нравственного развития ребенка, об особенностях деятельности воспитанника в стенах образовательного учреждения, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах и т. д.) и корректировка семейного воспитания - именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей [5, с. 70].

Известной и достаточно результативной воспитательной технологией является инициирование активности участия  родителей в образовательном  процессе, при этом эффективность  воспитания во многом зависит от того, какая атмосфера будет создана  для совместной деятельности педагога, родителей и детей.

Работу с семьей необходимо осуществлять через непосредственное взаимодействие с родителями, содержание и формы  определяются в процессе планирования в начале учебного года. Одна из главных  задач педагога – способствовать единению, сплочению семьи, укреплению взаимоотношений родителей и  детей, созданию комфортных условий  для ребенка в семье, формированию навыков совместной деятельности и общения [19, с. 56].

Взаимодействие педагога и родителей  обеспечивается по следующим основным направлениям:

- социологическое и психолого-педагогическое исследование семей;

- организация диагностической  работы по изучению семей;

- использование оптимальных форм  и методов в дифференцированной  групповой и индивидуальной работе  с семьей;

- организация психолого-педагогического  просвещения родителей;

- создание системы массовых  мероприятий с родителями, работа  по организации совместной общественно  значимой деятельности и досуга  родителей и учащихся (воспитанников);

- выявление и использование  в практической деятельности  опыта семейного воспитания;

- внедрение в семейное воспитание  традиций народной педагогики;

- оказание помощи родителям  в формировании нравственного  образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков;

- использование различных форм  сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;

- создание условий для обеспечения  прав родителей на участие  в управлении образовательным  учреждением, организации деятельности  общественных родительских формирований;

- активное включение в работу  с семьей педагога-психолога,  социальных педагогов, педагогов  дополнительного образования, старшего  вожатого, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса);

- оказание помощи родителям  в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам «Этика и психология семейной жизни», «Основы семейного воспитания»);

- разработка тематического оформления (зала, уголка для родителей, музея семейных традиций и др.);

- расширение сферы дополнительных  образовательных и досуговых услуг [19, с. 57].

Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Взаимодействие педагогов и  родителей - это многообразие организации  их совместной деятельности и общения. Процесс сотворчества семьи и  учреждения образования, его особенности  определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива [22, с. 57].

В практической работе с родителями воспитанников педагог использует коллективные и индивидуальные формы  взаимодействия, реализуя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Приведем некоторые из них.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание.

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью педагог организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции-размышления, собрание на тему «Роль отцов в воспитании детей».

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского  собрания. Оно может проходить в виде «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультаций со специалистами.

Существует много вариантов  проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой [8, с. 56].

Родительское собрание должно стать  школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать  хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений воспитанников, их возможностей, степени  продвижения коллектива в учебной  деятельности. Родительское собрание дает возможность демонстрации достигнутых  ребенком успехов. Разговор должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ детей, их достижений, и не только в учебной деятельности [8, с. 57].

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета о работе школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы.

Родительский лекторий способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

Родительские конференции (общеклассные, общешкольные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье - вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые работают в образовательном  учреждении. В их задачу входит проведение социологических и психологических  исследований по проблеме конференции  и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками  конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Информация о работе Взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе