Взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности педагогического взаимодействия семьи и школы по воспитанию подрастающего поколения.
Задачи:
1. Теоретически обосновать взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе: охарактеризовать семью как социальный институт и школу как воспитательную организацию; рассмотреть научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы.
2. Описать формы и методы организации воспитательного взаимодействия семьи и школы.
3. Изучить организационно-педагогическую работу школы с родителями.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.47 Кб (Скачать файл)

 

Введение

В ряду многочисленных проблем  современной педагогической теории и практики одной из традиционных и неизменно актуальных является проблема взаимодействия родителей  и педагогов, их совместные усилия по организации воспитания ребенка, обеспечения  широкого комплекса условий для  его эффективного личностного развития.

Оставаясь «вечной» темой  для педагогики, проблема сотрудничества педагогов и родителей приобретает  сегодня особенную актуальность: образовательные учреждения и семья  оказываются едва ли не единственными  реально заинтересованными сторонами  в результативности воспитывающих  воздействий на личность ребенка, в  освоении им широкой гаммы разнообразных  умений и навыков, обогащении кругозора, опыта освоения и преобразования окружающего мира, в подготовке его  к профессиональному самоопределению. Современная семья - явление сложное, в полной мере испытывающее на себе все трудности и проблемы реформируемого общества. Во многом зависящая от состояния  экономики, общественной морали, семья  стремиться приспособится и выжить в этих условиях, самосохраниться.

Среди родителей ныне весьма нередка растерянность: на что можно  рассчитывать, прибегая в деле воспитания ребенка к помощи профессиональных педагогов, на каких идеях и принципах  строить программу личностного  развития ребенка и вместе с тем, и педагоги сегодня не в меньшей степени, чем родители, нуждаются в рекомендациях по организации продуктивного сотрудничества с семьей воспитанников с учетом современных реалий изменившегося менталитета родителей. Обе стороны - и родители, и педагоги - глубоко заинтересованы во взаимодействии друг с другом.

Позитивная установка  на сотрудничество свидетельствует  о потенциальной успешности взаимных усилий, о продуктивности воспитательных и образовательных контактов, связанных  с личностным развитием ребенка. Такие контакты чаще всего носят стихийный, несистематический характер, не всегда достигают желаемой эффективности. Страдает от этого третья сторона этих отношений – ребенок – именно он оказывается в проигрыше, испытывая перегрузки, чувство морального и психологического дискомфорта в отношениях со взрослыми.

Теоретические и методические аспекты взаимодействия семьи школьника  и образовательного учреждения отражены в исследованиях Е.П. Арнаутовой, Т.В. Воликовой, И.В. Гребенщикова, Т.А. Данилиной, И.И. Жбанковой и др. В работах В.А. Гейко, В.Д.Семенова, М.И.Рожкова и др. рассматриваются различные аспекты многогранного понятия «педагогическое взаимодействие» как научной категории в теории целостного педагогического процесса.

Цель исследования: изучить особенности педагогического взаимодействия семьи и школы по воспитанию подрастающего поколения.

Объект исследования: процесс педагогического взаимодействия семьи и школы по воспитанию детей.

Предмет исследования: семья как комплексное социальное явление.

Задачи:

  1. Теоретически обосновать взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе: охарактеризовать семью как социальный институт и школу как воспитательную организацию; рассмотреть научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы.
  2. Описать формы и методы организации воспитательного взаимодействия семьи и школы.
  3. Изучить организационно-педагогическую работу школы с родителями.

В курсовой работе использовались такие методы, как анализ литературы, сравнительно-сопоставительный метод, изучение и обобщение педагогического опыта.

Данная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

    1. Семья как фактор формирования личности ребенка

Процесс воспитания направлен  на формирование социальных качеств  личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему  миру – к обществу, к людям, к  самому себе. Чем шире, разнообразнее  и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем  богаче ее собственный духовный мир [24, с. 458].

Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности, ребенок утверждает себя как личность среди других людей. Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости [6, с. 54].

С самого рождения человек  попадает в общество. Первым окружающим ребенка миром, начальной единицей общества является семья, где и происходит закладывание основ личности. Семья становится главным социальным фактором, влияющим на становление личности.

Ребенок видит семью  в качестве окружающих его близких  людей: папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной [2, с. 105].

Факторы, влияющие на формирование личности делятся на три группы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. К макрофакторам относятся космос, планета, страна, общество и государство. Во вторую группу входят мезофакторы: тип поселения (село, город), этнокультурные и исторические условия. Среди микрофакторов  выделяют семью, школу и ближайшее  окружение ребенка. Несмотря на использование  термина «микро» – это наиболее значимый фактор для формирования личности.

Реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни.

Воспитание в семье – это та же жизнь, и поведение и даже чувства родителей к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы [9, с.60].

Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного  и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей –  все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного  воспитания.

Методы воспитания в семье – это пути, с помощью  которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей  на сознание и поведение детей. Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение, личный пример, поощрение, наказание. Вся система воспитания детей в семье строится на следующих принципах [13, с. 160]:

1. Собственный стиль  поведения родителей должен отвечать  их стремлению хорошо воспитывать  детей.

2. Родители должны  обеспечивать соответствующие условия,  при которых различные виды  полезной деятельности постепенно  сформируют личность ребенка.

3. В семье должно  быть единство требований всех  членов семьи. Отсутствие единых  требований приводит к «раздвоению  личности», к выработке приспособленческих  навыков.

4. Наличие авторитета родителей - духовного воздействия родителей на формирование сознания и поведения детей, основанного на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.

5. Разумность родительской  любви. Чрезмерная родительская  любовь характеризуется, прежде  всего, повышенным вниманием взрослых  к ребенку, проявлением слишком  большого интереса к его делам,  бездумным выполнением всех его  желаний и прихотей. Нельзя любить ребенка в ущерб себе и другим членам семьи, окружающим людям. У него может возникнуть тенденция к господству над окружающими, навязыванию им своих взглядов.

6. Традиции в семье.  Семья – это небольшой коллектив, и его скрепляют традиции – устойчивые формы. Они могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок. Традиции всегда поддерживаются определенными членами семьи. Традиции очень важны, поскольку благодаря им молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи.

7. Учет особенностей  пола ребенка. Педагог В.А.Сухомлинский призывал родителей к тому, чтобы они не забывали, что в семье живут девочка и мальчик. Образцом для девочки всегда служит мама. Именно у нее она учится готовить, стирать, перенимает другие хозяйственные навыки, учится быть мягкой, терпеливой, разумной, т.е. «хранительницей домашнего очага». Образцом мужского поведения является отец [31].

Основными условиями  успеха в воспитании детей в семье  можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и  чтению, к труду.

Нормальная семейная атмосфера – это осознание  родителями своего долга и чувства  ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к  учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших  и малых делах, в бережном отношении  к достоинству каждого члена  семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит  равенство всех членов, привлечение  детей к решению хозяйственных  вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации  отдыха, в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье [33, с. 63].

Таким образом, можно  сделать вывод, что семья –  это первая школа общения ребенка. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности. Семья  располагает благоприятными условиями  для эстетического воспитания детей. С ростом ребенка восприятие прекрасного  обогащается при посещении культурных мероприятий, театров, музеев, выставок и т.д. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта и внешнего вида самого ребенка и его родителей.

Успех воспитания в  семье может быть обеспечен в  том случае, когда созданы благоприятные  условия для роста и всестороннего  развития ребенка. Определяющая роль семьи  обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности [2, с. 117].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Духовно-нравственное формирование личности ребенка в семье

Актуальной задачей в  настоящее время является воспитание у ребенка нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой  сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции [5, с.69].

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет  приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что  может стать причиной лени, несамостоятельности  детей, неуверенности в своих  силах, низкой самооценки, иждивенчества  и эгоизма.

Наблюдения показывают, что  многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие  к их силам, стремление опекать. Нередко  дети, проявляющие самостоятельность  в детском саду, в присутствии  родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения [5, с. 70].

Семья - важная среда духовно-нравственного формирования личности ребенка и главный институт воспитания, отвечающий не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной функции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности.

Информация о работе Взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе