Воспитательная система школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 09:47, доклад

Краткое описание

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 17.40 Кб (Скачать файл)

1. Воспитательная система  школы

Воспитательный процесс в школе является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, и воздействие микросреды, социального окружения ребенка.

Личность человека формируется  и развивается в результате воздействия  многочисленных факторов, объективных  и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых  и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или  согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное  существо. Он выступает как субъект  своего собственного формирования и  развития. Воспитание является одним  из ведущих понятий в педагогике.

С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно  организуемое взаимодействие педагогов  и воспитанников, организация и  стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими  социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. В данном определении  подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В  нем отражается личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведет к манипулированию личностью.

Многие ученые, как у  нас, так и за рубежом, пришли к  выводу, что воспитание - особая сфера  и не может рассматриваться в  качестве дополнения к обучению и  образованию. Представление воспитания как части структуры образования  принижает его роль и не соответствует  реалиям социальной практики духовной жизни. Задачи обучения и образования  не могут быть эффективно решены без  выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс  реализуется через организацию  деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении  школьника.

В современной педагогической науке ведущими создателями теории воспитательных систем являются В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. Они достаточно продуктивно изучали сущность, структуру, функции, закономерности управления и развития воспитательной системы. В результате чего было установлено, что эффективность построения воспитательной системы школы, класса зависит от использования системного подхода в воспитательной деятельности.

Поэтому одним из ведущих  методологических подходов на всех возрастных ступенях является системный подход. Его целесообразность в процессе воспитания личности заключается в  следующем:

личность школьника способна развиваться как целостная интегрированная  система в целостном интегрированном  педагогическом процессе при условии  взаимосвязанных компонентов;

системный подход позволяет  объединению усилий всех субъектов  воспитания и максимально способствует повышению педагогического влияния  на школьников;

воспитательная система  позволяет с наименьшими затратами  сил и времени педагогического  коллектива соблюдать и удерживать новый режим жизнедеятельности образовательного учреждения;

системный подход позволяет  осуществлять моделирование и создание условий для самореализации и  самоутверждения личностей всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей);

создание воспитательной системы формирует модель-образ  конкретного образовательного учреждения, что создает привлекательный  бренд для индивидуальных членов школьных сообществ;

воспитательная система  значительно расширяет возможности  воздействия на личность.

По существу, воспитывать  это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения. В педагогике есть несколько определений этой категории.

На данном этапе необходимо сформировать понятийное поле. Необходимо вникнуть в содержание и суть понятий, четко представлять их сущность и  отличительные особенности: воспитательная система, воспитательная система класса, воспитательная система школы.

В основу концепции воспитания принято определение, данное Х.Й. Лийметсом, который рассматривал воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности.

Воспитательная система - система организации целостного педагогического процесса - целостность, единство компонентов педагогического  процесса, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, а также в непрерывном единстве с окружающей средой, во взаимодействии с которой воспитательная система проявляет свою целостность.

Воспитательная система  школы - сложное психолого-социопедагогическое образование, неравновесное, саморегулируемое и управляемое. Эта система открытая: она не только успешно взаимодействует с ближним и дальним социумом, но, осваивая его, сама становится мощным средством социализации. Она имеет сложную структуру, состоит из компонентов, скрепленных системными связями, осуществляет соединение частей системы в единое целое и обеспечивается ее управленческим блоком.

Воспитательная система  класса - это целостность, единство компонентов педагогического процесса, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, а также  в неразрывном единстве с окружающей средой, во взаимодействии с которой  воспитательная система класса проявляет  свою целостность. Воспитательная система  класса - это система организации  целостного педагогического процесса, составляющими которого является обучение и воспитание.

Воспитательная система  школы имеет определенную структуру. Технология создания и развития воспитательной системы школы складывается из элементов:

цели (совокупность идей, для  реализации которых она создается);

деятельность, обеспечивающая реализацию целей;

субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;

рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие  субъект в некую общность;

среда системы, освоенная  субъектом;

управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную  систему и развитие этой системы.

Воспитательную систему  нельзя привнести в школу, она  может зародиться и развиваться  только в определенных условиях и  в каждой школе будет индивидуальной. Успешность развития воспитательной системы  зависит от умения руководителя правильно  определить этапы этого процесса и в соответствии с ними определить цели и средства педагогической деятельности, а также критерии эффективности.

Создание воспитательной системы - не самоцель. Она создается  в целях оптимизации условий  развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога, а также их социально - психологической защищенности. Она служит оптимизации процессов личностного развития, поэтому главным критерием ее эффективности является развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога.


Информация о работе Воспитательная система школы