Правовое регулирование транспортного налога в Рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 01:22, дипломная работа

Краткое описание

Налоги являются одним из главных источников пополнения бюджетов различных уровней. Важно знать и уметь правильно с ними обращаться, дабы не понести ответственность перед законом и, в то же время, не получить лишние убытки для своего предприятия или личного имущества.
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.В настоящее же время проблемами налогообложения занимаются представители науки, такие как Шаталов С.Д., который занимался разработкой проекта налоговой реформы в России, так же проблемами налогообложения занимались Пансков В.Г., Крохина Е.А., Борисов Е.Ф., Геращенко В.С., Истратова М.В., Петров А.В. и другие ученые.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1 Правовой регулирование транспортного налога………………………………………………………………………………5
1.1 Общая характеристика транспортного налога………………………………5
1.2 Особенности правового регулирования транспортного налога…………..8
Глава 2. Правовое регулирование «Транспортного налога» на территории Новосибирской области………………………………………………………………………….…24
2.1Общая характеристика транспортного налога в Новосибирской области..24
2.2Проблемы исчисления транспортного налога………………………………..27
Глава 3.Транспортный налог в США……………………………………………………………………………….30
3.1Налоговая система США……………………………………………………….30
3.2Транспортный налог……………………………………………………………33
3.3 Перспективы применения «американской модели»………………………37
Заключение………………………………………………………………………….40
Библиографический список………………………………………………………42
Приложения……………………………………………………………………….46

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 97.66 Кб (Скачать файл)

3.2 Транспортный налог США 
 

Когда мы говорим о таком понятии  как «транспортный налог» мы имеем  ввиду налог, основная цель которого собрать средства на снижение и ликвидацию последствий негативного влияния транспортных средств на окружающий мир (сбор средств на ремонт дорог, находящихся в федеральном или местном ведении). Поэтому говоря о понятии «транспортный налог», мы не можем подразумевать такой распространенный в США налог, как property tax (налог на имущество). Данный налог является налогом на имущество и рассчитывается исходя из стоимости автомобиля, и не имеет целевой направленности. В то время как транспортный налог во всех странах рассчитывается относительно разных показателей, характеризующих именно воздействие транспортного средства на дороги (например: на лошадиные силы, на топливо, на пробег).

«Транспортного  налога» в том виде как он есть в России, в Америке не существует. Транспортный налог в США существует в форме акциза на потребляемое транспортным средством топливо.

Транспортные  налоговые сборы в США изначально включены в цену бензина и, по сути, уплачиваются американскими налогоплательщиками  прямо на заправках при покупке  горючего. С каждого залитого в  бензобак галлона топлива (3,78 литра) около 2,5 цента отчисляется в федеральный  дорожный фонд и еще от 18 до 60 центов пополняют бюджет штата, в котором  заправился автовладелец. Именно за счет местных налогов идет строительство  дорожной инфраструктуры в различных  штатах.[15, с 30]

Десятки миллионов галлонов бензина, которые  сжигают американцы в прожорливых  двигателях своих автомобилей, дают огромные налоговые поступления как в государственный бюджет, так и в бюджеты отдельных штатов.

Минимальные местные налоговые сборы на бензин установлены в штатах Аляска (18,4 цента), Джорджия (30,8) и Вайоминг (32,4), а максимальные - в штатах Нью-Йорк (59,7), Вашингтон (55,9) и Калифорния (53,7). Подсчитано, что средняя ставка «горючего  налога» в США, включающего в  себя федеральные и местные сборы, находится на уровне 42 центов.[43]

Несомненно, к преимуществам подобного подхода  к взиманию «транспортной подати»  относится полное отсутствие бюрократии и потери времени на заполнение квитанций, а также справедливость: ведь оплата происходит пропорционально интенсивности  использования автомобиля. В числе  недостатков главным образом  называется рост стоимости топлива.[15, с 31]

Впервые подобная система транспортного  налогообложения и финансирования дорожного строительства была применена  в Соединенных Штатах еще в 1919 году в штате Орегон. Символично, что именно в этом штате ввиду  падения собираемости бензинового  налога из-за роста популярности малолитражек вновь проявили креативный подход. Местные власти пошли на эксперимент, и теперь автовладельцы платят сборы  не по количеству купленного горючего, а за расстояние, которое проехал  их автомобиль - 1 миля обойдется в 1,2 цента. Причем, чтобы никому из американцев  не пришло в голову «скрутить» показания  пробега, как это зачастую происходит в России, машины оснащаются системами  глобального позиционирования GPS.

В 2011 году американский сенатор от штата Вашингтон  Мэри Маргарет Хауген предложила обязать владельцев электрокаров, живущих в штате, делать взнос за пользование дорогами США. Ежегодно с них планируется взимать 100 долларов.

В настоящее  время дорожный фонд США пополняется  за счет акциза на топливо: он составляет, в среднем, 37,5 цента за галлон (4,55 литра). Поскольку владельцы электрокаров не приобретают бензин, то они, по сути, не платят государству налог за пользование  дорогами. По мнению Хауген, это несправедливо по отношению к владельцам автомобилей, работающих на традиционном виде топлива.

В 2010 году введение транспортного налога на электрокары  уже рассматривалась в Сенате, однако тогда от этой идеи решили отказаться. По мнению аналитиков, сумма в 100 долларов не справедлива.

Именно  столько платят ежегодно обладатели бензиновых машин с расходом топлива 9,4 литра на сто километров и ежегодным  пробегом 10,7 тысячи километров. Между  тем, владельцы электрокаров в Вашингтоне как правило проезжают каждый год гораздо меньше.

При принятии такого закона, за счет электрокаров бюджет Вашингтона сможет получить дополнительные 400 тысяч долларов в 2013 году, а к 2016 году сумма средств от взносов может составить 1,9 миллиона долларов.

В 2010 году правительство США начало кампанию по популяризации электрокаров среди  населения. В настоящее время  оно предоставляет субсидию в  размере 7,5 тысячи долларов при покупке  электрических машин.

Кроме того, в ближайшие десять лет американские власти намерены потратить 3,9 миллиарда  долларов на создание и развитие сети "заправочных" станций для электрокаров, а также на исследования в области  применения альтернативной энергии  в современных автомобилях.

Однако, несмотря на все «выгоды» данного  закона, законопроект не нашел понимания  у сенаторов и его принятие не состоялось.[39]

Как можно  увидеть из последних абзацев  в США существуют попытки изменить или дополнить данный налог. Связано  это с попытками сделать налог  более справедливым: например в отношении  электромобилей, или пенсионера, который  имеет старый автомобиль и вынужден платить много транспортного  налога, из-за того, что его автомобиль в виду его изношенности потребляет много топлива, хотя и наносит  меньший вред дорогам, чем современный  мощный автомобиль.

Таблица 1. Плюсы и минусы американской системы «транспортного налога»

Плюсы Минусы
- социальная справедливость: больше ездишь, эксплуатируешь дороги - больше платишь

- рассрочка платежей по всему году

- 100-процентная  собираемость транспортного налога

- распределение  средств по территориям пропорционально интенсивности движения на них

- экономия - в связи с ликвидацией бухгалтерии,  канцелярии и самого штата  налоговых инспекторов и судебных  приставов, занимающихся сбором  и взысканием транспортного налога

- стимулирование  приобретения экономичных автомобилей.

- увеличение  стоимости «транспортной составляющей» всех товаров и услуг

- сложность  расчета налога для транспорта, использующего электроэнергию, а  также специфического транспорта, на который налоги высоки: снегоходов, катеров, гидроциклов, самолетов и т.п.

- утеря  льгот ветеранами и инвалидами, аграриями и военными. [22, с 10]


 

Однако, даже поверхностному взгляду ясно, что плюсы гораздо весомее, а  почти все минусы могут быть преодолены дополнительными выплатами соответствующим  категориям населения, как это и  делается в западных странах с  транспортным налогом, включенным в  стоимость топлива.

 

3.3Перспективы  применения «американской  модели» 
 

На последнем  заседании Госдумы в 2010 году депутаты нижней палаты российского парламента наложили «вето» на принятие законопроекта, разработанного их коллегами, где предполагалась отмена транспортного налога, путем  включения его в розничную  стоимость бензина путем дополнения Налогового кодекса РФ соответствующими поправками.

Авторы  законодательной инициативы - Игорь  Лебедев и Максим Рохмистров - считают, что при нынешней схеме взыскания налога получаемая один раз в год сумма представляет интерес для коррупционеров, а при предложенной ими системе «деньги будут поступать равномерно, что не будет представлять интерес для разного рода коррупционных схем».

     По  их словам, практика включения транспортного  налога в стоимость бензина применяется  «во всех цивилизованных странах». В качестве примера они назвали  США, где уже «много лет транспортный налог собирается именно по такой  схеме».

     «Подобный (предлагаемый) порядок уплаты транспортного  налога неизбежно породит схемы  уклонения от налогообложения, основанные на приобретении физическими лицами автомобильного бензина и дизельного топлива для личного потребления  под видом индивидуальных предпринимателей», - говорится в заключении профильного комитета палаты по бюджету и налогам. В нем также отмечается, что ряд положений законопроекта не согласованы между собой.

     Кроме того, по мнению комитета, законопроект, распространяясь лишь на бензин и  дизельное топливо, исключает из объекта налогообложения многие виды транспорта, использующие альтернативные виды топлива.

     По  словам депутатов, либерал-демократы  не учитывают, что бензин и дизель покупают и те, кто использует его  не для автомобилей, а для электрогенераторов, а также для отопления загородных домов.

     «Этим необоснованно расширяется налоговая  база, а транспортный налог перестает  выступать в роли компенсационного платежа», - говорится в заключении.

     Также законодатели из комитета отметили, что  отсутствие финансово-экономического обоснования не позволяет оценить, как изменение порядка исчисления и уплаты транспортного налога повлияет на конечных потребителей бензина и  дизеля.

     «Остается открытым вопрос о социальных последствиях принятия соответствующих изменений», - говорится в заключении.

     Ранее вице-премьер РФ Сергей Иванов на заседании  правительственной комиссии по транспорту и связи сообщил, что правительство  РФ рассматривает возможность отмены транспортного налога с 2011 года и  компенсации его повышением ставок акцизов на горюче-смазочные материалы.

     «Эта  новость порадует многих автолюбителей, которые по тем или иным причинам редко эксплуатируют свои транспортные средства, однако вынуждены платить  этот налог наравне с остальными», - сказал он.[1]

     Сергей  Иванов отметил, что эти планы правительства связаны с увеличением акцизов на нефтепродукты для пополнения создаваемого с 1 января следующего года федерального бюджетного дорожного фонда.

     «Теперь объемы расходов на содержание автомобиля будут определяться в первую очередь  количеством потребляемого топлива», - заметил Иванов.

     После этого вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин заявил журналистам, что Минфин РФ в целом поддерживает идею о переходе от транспортного  налога к топливным акцизам, но предлагает делать это поэтапно.

     Позднее глава Минэкономразвития Эльвира  Набиуллина сказала, что не ожидает резкого роста цен на бензин при возможном переходе от транспортного налога к повышенным акцизам на бензин.

     «Не нужно опасаться», - заявила она, комментируя соответствующее предложение  о замене налога акцизами, которое  озвучил Сергей Иванов.

     «Акциз  на нефть и нефтепродукты лучше, чем транспортный налог - это мое  мнение. Но нам важно не допустить  резкого роста цен на бензин», - сказала Набиуллина.2

     Депутаты  и правительство РФ готовили два  разных предложения об отмене транспортного  налога и замене его повышением с 1 января 2011 года акцизов на нефтепродукты. Возможное повышение акцизов  на бензин в них значительно отличается. У нас получилось замещение – 53 копейки на литр бензина. Это 3% от стоимости бензина. Минфин сейчас озвучивает какие-то странные цифры. Он говорит, что цена замещения на уровне акцизов составит около 2 рублей", - сообщил в эфире РБК-ТВ Максим Рохмистров.[24, с 49-52]

     В заключение, хотелось бы отметить то, что «американская модель» взимания транспортного налога подошла бы для нашей страны. Это позволило бы в первую очередь иметь 100 процентную собираемость налога, а это как нельзя лучше отразится на бюджете страны. Плюс для регионов — транзитники покупают топливо в этом регионе, разбивают дороги, а платят налог по месту регистрации своего транспортного средства. А здесь все деньги будут идти в регион. Но есть и минусы , и самый главный это то, что цены на бензин у нас и без этого растут постоянно, а если введут данную модель , то цены как мне кажется будут расти вверх, хотя это и не прогнозируют чиновники Так же «американская модель» облегчила бы «жизнь» гражданам России, тем, что не пришлось бы брать реквизиты счетов для оплаты транспортного налога. Однако на сегодняшнее время идея ввести американский вариант данного налога дальше стадии предложения не продвинулась. 
 
 
 

Заключение 
 

Налоговая система является одним из самых  важных элементов Российской экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов  экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы  налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Основной  чертой, характеризующей положения  норм о транспортном налоге, является то, что обновленный вариант налога на транспортные средства представляет собой упрощенную и унифицированную  систему налогообложения владельцев транспортных средств.

Информация о работе Правовое регулирование транспортного налога в Рф