Правовое регулирование транспортного налога в Рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 01:22, дипломная работа

Краткое описание

Налоги являются одним из главных источников пополнения бюджетов различных уровней. Важно знать и уметь правильно с ними обращаться, дабы не понести ответственность перед законом и, в то же время, не получить лишние убытки для своего предприятия или личного имущества.
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.В настоящее же время проблемами налогообложения занимаются представители науки, такие как Шаталов С.Д., который занимался разработкой проекта налоговой реформы в России, так же проблемами налогообложения занимались Пансков В.Г., Крохина Е.А., Борисов Е.Ф., Геращенко В.С., Истратова М.В., Петров А.В. и другие ученые.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1 Правовой регулирование транспортного налога………………………………………………………………………………5
1.1 Общая характеристика транспортного налога………………………………5
1.2 Особенности правового регулирования транспортного налога…………..8
Глава 2. Правовое регулирование «Транспортного налога» на территории Новосибирской области………………………………………………………………………….…24
2.1Общая характеристика транспортного налога в Новосибирской области..24
2.2Проблемы исчисления транспортного налога………………………………..27
Глава 3.Транспортный налог в США……………………………………………………………………………….30
3.1Налоговая система США……………………………………………………….30
3.2Транспортный налог……………………………………………………………33
3.3 Перспективы применения «американской модели»………………………37
Заключение………………………………………………………………………….40
Библиографический список………………………………………………………42
Приложения……………………………………………………………………….46

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 97.66 Кб (Скачать файл)

Вместе  с тем Налоговым кодексом установлен достаточно широкий перечень транспортных средств, которые не относятся к  объектам налогообложения.

В частности, не облагаются налогом:

- Вёсельные лодки, а также моторные лодки с мощностью не свыше 5 л.см.

- Полученные или приобретённые через органы социальной защиты населения автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с., или 73,55 кВт, а также автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами;

- Промысловые морские и речные суда, а также пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления у организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских или грузовых перевозок;

- Тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины (молоковозы, специальные машины для перевозки птицы, скота, автомобили ветеринарной помощи, технического обслуживания и др.), если они зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используются при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции. К этой же категории относятся самолёты и вертолёты санитарной авиации и медицинской службы;

- Транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительской власти, где законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба;

- Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона или кражи документом, выдаваемым уполномоченным на то органом.

Налоговая база – это часть объекта обложения, образующаяся в результате учета  всех полагающихся льгот и изъятий  и служащая предметом непосредственного  применения налоговой ставки. Налоговая  база определяется отдельно по каждому  транспортному средству и зависит  от его вида.[34, ст.359] В связи с разнородностью объектов налогообложения Налоговый кодекс РФ предусматривает различный порядок определения налоговой базы по транспортному налогу. Например, в отношении водных несамоходных средств налоговая база - это валовая вместимость в тоннах, а в отношении транспортных средств, имеющих двигатель, - его мощность в лошадиных силах. [28]

В связи  с разнородностью объектов налогообложения  ст. 359 НК РФ предусматривается различный  порядок определения налоговой  базы в зависимости от мощности двигателя  в транспортных средствах, валовой  вместимости в регистровых тоннах или количества единиц транспортных средств.

В отношении  транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного  средства в лошадиных силах;

В отношении  водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая  вместимость в регистровых тоннах;

В отношении  водных и воздушных транспортных средств, не относящихся к вышеуказанным, - как единица транспортного средства.

Льготы  по налогам не являются обязательным элементом налогообложения, однако в необходимых случаях в нормативном  правовом акте могут предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиком. Льготы по налогу – это предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, включая возможность  не уплачивать налог (в исключительных случаях могут быть индивидуальными).[16]

Глава 28 Налогового кодекса РФ не устанавливает  льгот по транспортному налогу. Закон  субъекта Российской Федерации может  устанавливать и не устанавливать  налоговые льготы. При установлении налоговых льгот должна быть четко  определена категория налогоплательщиков, которая может ими воспользоваться, основания для их использования, а также возможность контроля целевого использования соответствующей  категории транспортных средств.

Льготы  по налогам, в том числе по транспортному  налогу, должны иметь социальную направленность, а также носить стимулирующий  характер. Как показывает практика, льготы по транспортному налогу установлены во многих регионах для инвалидов разных категорий, многодетных семей, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, для лиц, подвергшихся воздействию радиации в результате экологических катастроф, Героев Советского Союза, Героев Труда, лиц, награжденных государственными наградами (например, орденом Мужества, орденом Славы), для пенсионеров, индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, льготы по транспортному налогу могут предоставляться бюджетным  организациям, органам социальной защиты населения, учреждениям здравоохранения, общественным организациям инвалидов, интернатам, организациям автотранспорта, осуществляющим перевозки пассажиров, организациям, производящим ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, и т.д.

Налоговая ставка – это величина налога на единицу обложения. [5, 127]. Налогообложение транспортных средств производится по налоговым ставкам, установленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (но не выше установленных п.2 ст.361 Налогового кодекса РФ).

В законах  субъектов Российской Федерации  может быть предусмотрена уплата транспортного налога по ставкам, установленным  в Налоговом кодексе. Кроме того, ставки налога могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в  десять раз по сравнению с базовой. Не допускается установление индивидуальных налоговых ставок для отдельных налогоплательщиков. Налоговые ставки установлены в п.1 ст.361 Налогового кодекса РФ в рублях в зависимости от категории транспортного средства (вида транспортного средства), мощности двигателя на 1 лошадиную силу (л. с. /кВт), валовой вместимости на одну регистрационную тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. [9, с 27]

В указанных  пределах допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории транспортного  средства (вида транспортного средства, мощности двигателя, валовой вместимости), а также срока полезного использования  транспортного средства (он определяется в календарных годах от года выпуска  транспортного средства).

При установлении ставок в зависимости от возраста транспортного средства, определяемого  в календарных годах от года выпуска  транспортного средства, возраст  транспортного средства определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах, следующих  за годом выпуска транспортного  средства. Сумма налога исчисляется  как произведение соответствующей  налоговой ставки и налоговой  базы. При этом учитываются налоговые  льготы, а также количество календарных  месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика  в истекшем налоговом периоде. Месяц  регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного  средства с регистрации (снятия с  учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) принимается  за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение календарного года исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа календарных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в истекшем налоговом периоде, к числу 12. Налоговый период – это период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признан календарный год - период с 1 января по 31 декабря. Таким образом, по итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Однако при смене налогоплательщика в течение календарного года налог будет уплачиваться не за полный налоговый период. В этом случае налоговый период для нового и старого владельцев транспортного средства будет рассчитываться с учетом коэффициента, равного числу месяцев, в течение которых лица признавались налогоплательщиками, деленному на 12. [8, ст.360]

Таким образом, если в течение налогового периода изменился налогоплательщик (лицо, на имя которого зарегистрировано транспортное средство), то согласно ст. 78 НК РФ, у лица, которое заплатило  налог за 12 месяцев, возникает право  на зачет или возврат излишне  уплаченной суммы налога пропорционально  тому времени, в течение которого транспортное средство уже не было зарегистрировано на его имя.

Порядок уплаты транспортного налога согласно ст.58 Налогового кодекса РФ представляет собой способ и форму его уплаты. По способу налоги могут уплачиваться по окончании налогового периода  или с использованием авансовых  платежей. По форме налог уплачивается в наличном или безналичном порядке. Форма уплаты налога установлена  Налоговым кодексом РФ и не может  изменяться региональным законодательством. Следовательно, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации  вправе самостоятельно установить способ уплаты налога: по окончании налогового периода (единовременно или в  несколько этапов) или с использованием авансовых платежей. Срок уплаты налога устанавливается в зависимости  от вышеназванных способов его уплаты.

В субъектах  РФ, где введены отчетные периоды, следует исчислять квартальные  авансовые платежи, а также отчитываться по ним. По общему правилу сроки, в  которые нужно уплатить авансы и  сдать квартальные расчеты, устанавливают  региональные власти. То же самое можно  сказать про уплату налога по итогам года и сдачу декларации. Но в законах субъектов РФ не может устанавливаться срок сдачи расчетов или декларации, отличный от того, который указан в пункте 3 статьи 363.1. Налогового кодекса РФ. То есть сдавать расчеты по авансовым платежам нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. А декларацию по транспортному налогу нужно приносить в инспекцию не позднее 1 февраля года, следующего за текущим. Что касается срока, до которого нужно перечислять авансовые платежи, то он обязательно должен быть прописан в региональных законах.[17, с 23-25]. Глава 28 Налогового кодекса РФ по этому поводу ничего не говорит. Следовательно, если в региональном законе такой срок не указан, то налогоплательщик имеет полное право авансовые платежи не исчислять. Если же власти установили срок для уплаты авансов, но фирма опоздала их перечислить, то налоговики могут начислить пени. Такая возможность у чиновников появилась с 1 января 2007 года - после того, как глава 28 Налогового кодекса РФ установила по налогу отчетные периоды. Налогоплательщики-организации обязаны представить по окончании налогового периода в сроки, установленные законодательными органами по субъектам Российской Федерации, налоговую декларацию по транспортному налогу в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств. Налоговая декларация по транспортному налогу для юридических лиц и инструкция по ее заполнению утверждаются МНС России в соответствии со ст.80 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщики - физические лица декларацию по налогу не представляют.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют  сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. [25]

В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата налога производится по месту нахождения транспортного  средства. Согласно ст. 83 НК РФ местом нахождения признается:

1) для  морских, речных и воздушных  транспортных средств - место  нахождения (жительства) собственника  имущества; 

2) для  иных транспортных средств - место  (порт) приписки или место государственной  регистрации, а при отсутствии  таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества. 

НК РФ не содержит подробного перечня условий, составляющих порядок уплаты налога. Уплата налога может производиться  разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном  актами законодательства о налогах  и сборах.[33, ст.58]

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется  в отношении каждого транспортного  средства как произведение соответствующей  налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей  статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися  организациями, определяется как разница  между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение  налогового периода.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют  суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного  периода в размере одной четвертой  произведения соответствующей налоговой  базы и налоговой ставки.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра  и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение  числа полных месяцев, в течение  которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Информация о работе Правовое регулирование транспортного налога в Рф