Правовое регулирование наружной рекламы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 07:20, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы диссертационного исследования. Актуальность проблем, связанных с созданием и распространением наружной рекламы в Российской Федерации, обусловлена современным уровнем развития рекламной инфраструктуры в целом, и наружной рекламы, в частности. Реклама, как социальное и экономическое явление, играет немалую роль в экономике современных государств. Некоторые авторы, анализируя иностранный опыт правового регулирования рекламы, высказывают мнение, что реклама является основной движущей силой, например, в американской экономике1. Учитывая интенсивное развитие рекламной отрасли, нельзя исключать, что в обозримом будущем индустрия рекламы будет занимать не менее важное место и в экономике России.

Вложенные файлы: 1 файл

автореферат.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

 

На  правах рукописи

Ермоленко Сергей Сергеевич

 

 

ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

12.00.03 – Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических  наук

 

 

 

 

 

 

Москва – 2012

Работа выполнена  в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина».

Научный руководитель   Кузнецова Наталия Владимировна

кандидат юридических  наук, доцент

Официальные оппоненты: Фоков Анатолий Павлович

доктор юридических  наук,

профессор кафедры гражданского права

ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»

Кирилин Алексей Владимирович

кандидат юридических  наук,

доцент кафедры  гражданского права

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Ведущая организация:  ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет»

Защита состоится 29 января 2013 года в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.123.04, созданного на базе Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, г. Москва, 123995, ул. Садовая Кудринская, д.9, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.

Автореферат разослан __ декабря 2012 года.

 

 

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор юридический наук, профессор           Н.А. Громошина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Актуальность проблем, связанных с созданием и распространением наружной рекламы в Российской Федерации, обусловлена современным уровнем развития рекламной инфраструктуры в целом, и наружной рекламы, в частности. Реклама, как социальное и экономическое явление, играет немалую роль в экономике современных государств. Некоторые авторы, анализируя иностранный опыт правового регулирования рекламы, высказывают мнение, что реклама является основной движущей силой, например, в американской экономике1. Учитывая интенсивное развитие рекламной отрасли, нельзя исключать, что в обозримом будущем индустрия рекламы будет занимать не менее важное место и в экономике России.

Развитие рекламных отношений  и становление законодательства в этой области происходит в нашей стране на протяжении уже 20 лет, поскольку до 
90-х годов ХХ века рекламная деятельность в России носила значительно менее активный характер, нежели в последние два десятилетия, а экономическую основу этой деятельности составляла огосударствленная плановая экономика. Страны Европы, напротив, имеют более обширный опыт в области создания и распространения рекламы, о чем свидетельствует, например, международная кодификация норм данной отрасли, произведенная еще в 1937 году путем принятия Международного кодекса рекламной практики. В этой связи детальный анализ правового регулирования наружной рекламы в России и внесение изменений в некоторые нормативные акты на современном этапе может способствовать более гармоничному развитию рекламной деятельности в будущем.

Лишь к 1995 году в России сложились необходимые условия, и возникла реальная потребность в комплексном и системном регулировании рекламных отношений и, в том числе, отношений в сфере наружной рекламы. Результатом юридической работы в данном направлении стало принятие Федерального закона «О рекламе» от 18.07.1995 № 108-ФЗ. Этот закон стал основой для дальнейшего формирования в России практической, а отчасти и теоретической, базы в сфере рекламной деятельности.

Вместе с тем, данный закон  не был лишен известных недостатков, что применительно к регулированию  наружной рекламы выразилось в недостаточно полной проработке вопросов размещения рекламных конструкций и взаимодействию органов власти с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере распространения наружной рекламы (вопросы, связанные с размещением наружной рекламы на объектах государственного и муниципального недвижимого имущества; отсутствие норм о преимущественном положении лица в сфере распространения наружной рекламы; недостаточная регламентация порядка выдачи разрешения на установку рекламной конструкции).

Следует отметить, что вопросы правового регулирования наружной рекламы имеют недостаточную проработку и в научной литературе.

Поскольку реклама  представляет собой весьма многообразное  явление и может быть распространена самыми различными способами, значение эффективности правового регулирования  рекламы меняется в зависимости  от того, какой вид рекламной деятельности является предметом регулирования. Чем более популярен тот или иной вид рекламы, и чем больше влияния он оказывает на потребителей, тем все более важным становится недопущение злоупотреблений в первую очередь именно в данном сегменте рекламной деятельности. Учитывая это, правовое регулирование наружной рекламы нуждается в особом внимании со стороны научного сообщества, законодателя и правоприменителей по следующим причинам.

Во-первых, она  получила широкое распространение в крупных российских городах, и объемы ее производства продолжают наращиваться.

Из первой причины  частично вытекает вторая - наружная реклама  имеет возможность оказывать  на потребителей сильное и устойчивое воздействие, поскольку жители городов встречаются с ней ежедневно, вне зависимости от своего желания, и рекламные сообщения автоматически фиксируются и запоминаются потребителями.

В-третьих, наружная реклама создала вокруг себя самостоятельную  индустрию, в которую вовлечены  самые различные субъекты как  частного, так и государственного сектора - начиная от маркетинговых агентств, занимающихся разработкой рекламных кампаний, и заканчивая органами местного самоуправления, ответственными за выдачу разрешений на установку рекламных конструкций. Соответственно, в данной сфере экономики обращаются значительные капиталы, что неизбежно оказывает влияние на экономику государства в целом.

По оценкам  Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), до наступления мирового финансового кризиса, в 2008 году суммарный объем вложений в распространение наружной рекламы составил 42,3 млрд. рублей по всей России. В 2010 году в результате мирового финансового кризиса данный показатель заметно снизился (29,7 млрд. рублей), однако рынок наружной рекламы начал демонстрировать динамику восстановления – в 2010 году положительный прирост составил 18% по отношению к 2009 году2, в 2011 году прирост составил еще 15%3.

Вопросы, связанные  с правовым регулированием наружной рекламы приобретают еще большую  актуальность в связи с тем, что  они не были в достаточной мере освещены в юридической литературе ни до, ни после принятия действующего Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 28.07.2012; далее – Закон «О рекламе»).

Между тем, с  момента вступления в действие указанного закона судебная практика успела сформировать ответы на ряд вопросов, которые вытекают из положений закона, и одновременно обозначила иные проблемы, возникающие в практике распространения наружной рекламы.

Особое значение имеет тот факт, что наружная реклама, распространяемая с использованием рекламных конструкций, способна непосредственным образом влиять на общественную безопасность, поскольку ненадежные рекламные конструкции или работы по их установке несут реальные риски для жизни и здоровья граждан, для государственного и частного имущества. В этой связи весьма актуальным представляется рассмотрение в рамках настоящей работы вопросов технического регулирования деятельности по распространению наружной рекламы.

Необходимо  учитывать, что в последние годы крупные российские города ведут  работу по созданию собственных концепций размещения наружной рекламы4, опираясь при этом на действующее законодательство. Подобные концепции, не будучи нормативными правовыми актами, свидетельствуют о стремлении государства и бизнеса повысить эффективность регулирования наружной рекламы. Однако в связи с отсутствием в теории и законодательстве ключевых понятий и единых подходов к регулированию деятельности субъектов в сфере наружной рекламы, совершенствование правового регулирования наружной рекламы не может быть последовательным и системным.

Отсутствие теоретически разработанного и нормативно закрепленного определения наружной рекламы и классификации видов наружной рекламы, наличие пробелов в нормативном регулировании, а также необходимость унификации правоприменительной практики в обозначенной сфере определили выбор темы, цели и задачи настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования. Разработке теоретических и практических аспектов правового регулирования деятельности по распространению наружной рекламы в России в предшествующие десятилетия уделялось весьма небольшое внимание.

Более значительный вклад отечественными исследователями  сделан в изучение правового регулирования  рекламной деятельности в целом. Данный научный опыт, безусловно, был принят во внимание при подготовке настоящей работы.

Среди советских  авторов, занимавшихся вопросами правового  регулирования рекламы, следует  назвать кандидатскую диссертацию В.И. Иванова5 - его работу можно признать исключением, поскольку в тот период вопросы рекламы практически не освещались специалистами в области права ввиду низкого уровня развития рекламной индустрии как таковой.

Среди современных  авторов, занимающихся проблемами правового  регулирования рекламной деятельности, необходимо назвать работы М.В. Барановой, А.Ю. Головина, Б.О. Дзгоевой, Л.М. Жуковской, Д.А. Копытина, О.Б. Кузнецовой, Р.М. Лисецкого, Н.Ю. Морозовой, Ю.В. Найдерова, В.Л. Нечуй-Ветра, В.О. Нюняева, Е.В. Павловец, Н.В. Пака, С.А. Пузыревского, Г.А. Свердлыка, Э.Л. Страунинга, Е.Г. Тер-Аванесова, Р.А. Топсахалова, О.А. Филатовой, Ю.В. Черячукина, И.В. Чубуковой и других специалистов в области правового регулировании рекламы.

Необходимо  также отметить, что изучение вопросов правового регулирования рекламной  деятельности в последнее десятилетие весьма активно развивается в рамках публикаций, авторами которых, помимо указанных выше исследователей, также являются И.А. Баклыкова, Ю.Я. Вольдман, К.В. Всеволожский, Е.И. Еременко, Д.В. Королева, В.В. Лобачев, М.В. Машанов, В.Р. Мединский, И.В. Некрасова, Ю.В. Сорокина, И.Г. Шаблинский.

Важно заметить, что среди работ, принадлежащих  названным авторам, в основном встречаются исследования, направленные на изучение как правового регулирования рекламы в целом, так и отдельных видов рекламы, а также различных элементов, присущих регулированию отношений в сфере рекламы. Имеются также работы сравнительно-правового характера.

Кроме того, имеющиеся исследования практически не касаются вопросов, связанных непосредственно с наружной рекламой. Более того, труды указанных авторов основаны, главным образом, на Законе «О рекламе» 1995 года, либо проведены непосредственно после вступления в силу действующего Закона «О рекламе». Однако большое значение имеет анализ практики правоприменения действующего законодательства.

Учитывая вышесказанное, можно отметить, что настоящая  работа является первым комплексным исследованием проблем правового регулирования наружной рекламы в России и одной из первых юридических работ в сфере рекламы, основанных на практике многолетнего применения действующего Закона «О рекламе».

Объектом  научного исследования в рамках настоящей диссертации являются общественные отношения, складывающиеся в связи с созданием, производством и размещением наружной рекламы.

Предметом исследования являются правовые нормы, направленные на регулирование отношений в сфере наружной рекламы в Российской Федерации, практика их применения государственными органами и органами местного самоуправления, а также совокупность теоретических положений о рекламе в целом и наружной рекламе, в частности.

Целью исследования является детальное изучение современных методов и специфики правового регулирования наружной рекламы в России, выявление проблем в регулировании наружной рекламы и выработка предложений по устранению этих проблем и совершенствованию правового регулирования наружной рекламы в России.

Для достижения указанной цели в рамках диссертационного исследования поставлены следующие задачи:

    • выявить признаки и сформулировать определение понятия «наружная реклама»;
    • выявить правоотношения, возникающие в сфере наружной рекламы, и определить объект, состав субъектов и содержание данных правоотношений;
    • выявить и определить содержание публично-правовых и частно-правовых аспектов в регулировании наружной рекламы;
    • провести анализ правовых проблем, возникающих на отдельных этапах распространения наружной рекламы, связанных, в том числе, с регулированием порядка размещения наружной рекламы и демонтажа рекламных конструкций, техническим регулированием наружной рекламы, а также с административной ответственностью за нарушения в сфере наружной рекламы, и предложить способы решения этих проблем;
    • установить правовую природу основных гражданско-правовых договоров, используемых в процессе распространения наружной рекламы, определить их существенные условия;
    • провести анализ правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций в сфере рекламы и наружной рекламы и выработать предложения по совершенствованию и развитию системы саморегулирования рекламной деятельности в России.

Информация о работе Правовое регулирование наружной рекламы в РФ