Правовое регулирование особых экономических зон в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 10:51, доклад

Краткое описание

Одной из эффективных и перспективных форм сотрудничества на мировой арене, привлечения инвестиций, дальнейшего развития экономического и научного потенциала страны становится создание особых экономических зон (ОЭЗ).
Однако их создание требует надлежащей нормативной базы и выработки принципов регулирования деятельности ОЭЗ, системы различных льгот для привлечения инвесторов и учета социальных, экономических и географических факторов при определении территорий для образования ОЭЗ.
От эффективности использования института ОЭЗ напрямую зависит интеграция страны в международное экономические сообщество, что является для Российской Федерации на данном этапе развития важной задачей.

Содержание

Введение
1 Законодательное регулирование особых экономических зон в Российской Федерации
2 ОЭЗ в России с точки зрения теории
3 Анализ эффективности деятельности ОЭЗ в Российской Федерации и проблем их развития
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое регулирование ОЭЗ в рф.docx

— 52.10 Кб (Скачать файл)

 

 

Правовое регулирование особых экономических зон в Российской Федерации

 

Содержание

Введение

1 Законодательное  регулирование особых экономических  зон в Российской Федерации

2 ОЭЗ в России с точки зрения теории

3 Анализ эффективности деятельности ОЭЗ в Российской Федерации и проблем их развития

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

Трансформация международных отношений на данном этапе мирового развития расширяют возможности сотрудничества России с ведущими государствами мира. На передний план в качестве главных составляющих этого сотрудничества выходят экономические, научно-технические, интеллектуальные, информационные факторы, степень сопряжения научных и производственных ресурсов Российской Федерации и других стран, концентрация финансового капитала и диверсификация экономических связей.

Одной из эффективных и перспективных форм сотрудничества на мировой арене, привлечения инвестиций, дальнейшего развития экономического и научного потенциала страны становится создание особых экономических зон (ОЭЗ).

Однако их создание требует надлежащей нормативной базы и выработки принципов регулирования деятельности ОЭЗ, системы различных льгот для привлечения инвесторов и учета социальных, экономических и географических факторов при определении территорий для образования ОЭЗ.

От эффективности использования института ОЭЗ напрямую зависит интеграция страны в международное экономические сообщество, что является для Российской Федерации на данном этапе развития важной задачей.

Всем вышесказанным обуславливается актуальность выбранной темы.

При выполнении данной работы я овладела такими навыками, как поиск информации по заданным критериям, анализ нормативно-правовых актов и публикаций с последующим формированием соответствующих выводов.

 

1 Законодательное регулирование особых экономических зон в Российской Федерации

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [1], под особой экономической зоной понимается определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ является основополагающим нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность ОЭЗ.

Основным органом управления ОЭЗ является Министерство экономического развития РФ.‰

В 2006 году было создано ОАО «Особые экономические зоны» - управляющая компания. Единственным акционером ОАО «ОЭЗ» является государство в лице Министерства экономического развития РФ.

Исходя из ст. 3 вышеуказанного Федерального закона, особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны четырех типов, которые закреплены в ст. 4 ФЗ от 22.07.2005 №116-ФЗ:

1) промышленно-производственные  особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие  особые экономические зоны;

3) туристско-рекреационные  особые экономические зоны;

4) портовые  особые экономические зоны.

Разграничение ОЭЗ на промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые зоны проводится в первую очередь в зависимости от видов деятельности, которыми резиденты могут заниматься на территориях соответствующих ОЭЗ. Виды деятельности, осуществление которых разрешено в ОЭЗ, при ее создании определяет Правительство РФ.

На определение конкретных видов деятельности, которые резиденты ОЭЗ смогут осуществлять на их территории, влияет социально-экономическое положение субъекта РФ и муниципального образования, в границах которого предполагается создать ОЭЗ, стратегия социально-экономического развития региона, характеристика и направление деятельности потенциальных резидентов ОЭЗ. Эти данные среди прочих высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ совместно с исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований указывают в заявках на создание ОЭЗ.

Конкретный вид деятельности, который будет осуществлять резидент ОЭЗ, определяется предметом соглашения о ведении деятельности, заключаемого резидентом ОЭЗ с органами управления ОЭЗ.

Технико-внедренческие зоны предназначены для разработки и внедрения продуктов научной деятельности, стимулирования инновационного процесса в них, позволяющего при ограниченном привлечении государственных средств эффективно использовать все финансовые, материальные, научные, природные, информационные и другие ресурсы для укрепления научно-технического потенциала национальной экономики и развития высокотехнологичных производств.

Основная цель технико-внедренческих ОЭЗ заключается в разработке новых «прорывных» идей, реализации их в инновационных технологиях и товарах путем доведения до опытного, а затем до массового производства и продвижения на рынки, что активизирует экономику страны в целом.

В отличие от промышленно-производственных зон, ориентированных на создание крупносерийного, трудоемкого производства, в технико-внедренческих зонах предполагается разработка принципиально новых технологий, материалов и товаров; осуществление экспериментального производства небольших партий товаров. Формирование технико-внедренческих зон в мировой практике происходит в основном вокруг крупных научных центров.

Промышленно-производственные зоны предназначены для производства высококачественной конкурентоспособной продукции с целью насыщения внутреннего потребительского рынка и производства продукции, способной конкурировать на общемировом рынке.

Создание промышленно-производственных ОЭЗ направлено на привлечение в приоритетные отрасли экономики капитальных вложений (в сумме, эквивалентной не менее 120 млн рублей на каждого резидента ОЭЗ) в целях насыщения внутреннего потребительского рынка и производства продукции, способной конкурировать на общемировом рынке.

Туристско-рекреационные зоны создаются для повышения конкурентоспособности туристской и другой деятельности в сфере туризма, развития лечебно-оздоровительных курортов и деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний, по разработке и использованию природных лечебных ресурсов. Создание туристско-рекреационных ОЭЗ имеет особое значение в силу того, что туризм - это самая мультипликативная сфера услуг с точки зрения количества занятых в ней работников и создания дополнительных рабочих мест.

Принципиальное отличие туристско-рекреационных ОЭЗ от промышленно-производственных и технико-внедренческих зон состоит в том, что акцент в этих зонах делается не на производстве каких-либо товаров, а на оказании услуг населению. Развитие и рациональное использование туристских и лечебных ресурсов на территории ОЭЗ должно способствовать экономическому подъему в целом в данном регионе.

Целью создания портовых зон является привлечение инвестиций на осуществление деятельности по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта. Суммы привлекаемых инвестиций при строительстве новых объектов инфраструктуры нового морского порта, речного порта или аэропорта должны составлять на каждого участника (резидента) не менее 400 млн рублей, при реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта - не менее 120 млн рублей [2].

В настоящее время в России существует 21 особая экономическая зона, созданная в соответствии с ФЗ от 22.07.2005 №116-ФЗ. 6 из них специализируются на развитии промышленного производства, 5 — на технологических инновациях, 7 определено как «туристско-рекреационные», еще 3 особые экономические зоны специализируются на развитии портово-логистических и транспортных узлов.

Кроме этого, в рамках туристско-рекреационных ОЭЗ создан туристический кластер, объединяющий 8 территорий [3].

Также существуют 2 ОЭЗ,  действующие на основании иных федеральных законов, это особая экономическая зона в Магаданской области (создана Федеральным законом от 31.05.1999 № 104-ФЗ) и особая экономическая зона в Калининградской области (действует на основании Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ). ОЭЗ в Магаданской области функционирует до 31 декабря 2014 г., согласно ст. 7.1 ФЗ от 31.05.1999 № 104-ФЗ [4].

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, что подразумевает:

  1. Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства.
  2. Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы (Режим свободной таможенной зоны, установленный на территории особой экономической зоны, позволяет снизить издержки при реализации инвестиционных проектов и запуске производств, для создания которых зачастую требуется ввозить на территорию России дорогостоящее оборудование и компоненты.

Ввозимые на территорию зоны иностранные товары (оборудование, сырье, комплектующие, строительные материалы) размещаются и используются без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (18%)).

  1. Предоставляется ряд налоговых преференций как на федеральном, так и на региональном уровне.
  2. Система администрирования «одно окно» позволяет упросить взаимодействие с государственными регулирующими органами [5].

Существуют общие для всех типов особых экономических зон налоговые льготы:

  1. Для резидентов всех типов зон устанавливается пониженная ставка налога на прибыль подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
  2. Резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок от 5-10 лет в зависимости от зоны с момента постановки имущества на учет при выполнении следующих условий:
  • имущество создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории зоны;
  • указанное имущество находится на территории зоны;
  • имущество фактически используется на территории зоны.
  1. Преференции по транспортному налогу устанавливаются субъектами Российской Федерации, на территории которых создаются особые зоны. Для инвесторов льгота по транспортному налогу предоставляется с момента регистрации транспортного средства.
  1. На федеральном уровне инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога на 5-10 лет в зависимости от зоны с момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на ее территории.

Что касается налогообложения резидентов ОЭЗ в Калининградской области, то, исходя из ст. 17 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ [6], ему посвящено несколько статей НК РФ, устанавливающих особенности уплаты налога на прибыль (ст. 288.1 НК РФ) и налога на имущество (ст. 385.1 НК РФ) [7].

В зависимости от типа зон инвесторам предоставляются дополнительные льготы [5]:

  1. Инвесторы промышленно-производственных и туристско-рекреационных зон вправе применять ускоренную амортизацию, устанавливая повышающий коэффициент к основным средствам.
  2. В соответствии с Федеральным законом от 16.10.2010 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страховании» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 08.10.2010) [8] предусматривается установление пониженных тарифов страховых взносов на переходный период 2011-2019 годов для организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны.
  3. Для резидентов портовых зон предусмотрены преференции по НДС: проведение работ (оказание услуг) резидентами портовой ОЭЗ в портовой ОЭЗ относится к операциям, не подлежащим  налогообложению НДС.

Таким образом, процесс создания и функционирования ОЭЗ в России достаточно подробно урегулировании законодателем. Однако, несмотря на все перечисленные преференции, положение резидентов российских ОЭЗ несколько хуже в экономическом плане, чем положение  резидентов ОЭЗ других стран.

Информация о работе Правовое регулирование особых экономических зон в РФ