Налогово-бюджетная политика в современной России: цели, направления и результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является на основании анализа Федерального бюджета за 2003и 2004 года выявить основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2005 году.
Во-первых, потому что уже совсем скоро наступит 2005 год и всем хочется знать, какие планы и перспективы, изменения в экономической, социальной и политической сферах нам предстоят.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 416.00 Кб (Скачать файл)

4.Принцип экономичности налогообложения. Во времена А. Смита объектами  налогообложения были самые разнообразные  вещи: окна в домах, стекла, уголь, свечи и т.д.,  учесть которые  было весьма непросто. Это требовало соответствующих расходов, которые не всегда покрывались собранными налогами. Очевидно, что налоговая система должна требовать на свое содержание совсем незначительную часть того, что она дает государству в виде собранных налогов.

В современных условиях принцип экономичности рассматривается более широко. Он предполагает экономическую эффективность налогообложения. Практика показала, что объем налоговых поступлений зависит и от ставки налогов. Чрезмерно высокая ставка может обернуться меньшим объемом поступлений, чем невысокая ставка. Зависимость объема налоговых поступлений от уровня налоговой ставки иллюстрируется с помощью кривой Лаффера.

 

 

                                     Налоговое поступление


 


 

 

 

 

 


                                                                                                                                                            Налоговая


 

ставка, %

                                                          0                                            50                                         100

 

                                                                                               Рис.  1 Кривая Лаффера

                      Источник: Седов В.В Макроэкономика: Учеб. Пособие с.61

Кривая хорошо показывает. Что ставка налога не должна превышать 50%, так как дальнейшее ее повышение влечет снижение налоговых поступлений.  Последние могут опуститься до нуля, если установитть 100%-ю ставку. Эта тенденция обусловлена тем, что у плательщиков исчезает стимул иметь высокие доходы, так как  все равно большую часть их придется отдать. Кроме того, получаемые доходы плательщики начинают скрывать. Наиболее выгодная величина налоговой ставки зависит от конкретных условий в той или иной стране. Она может быть довольно высокой в военное время. Если в стране процветает казнокрадство, налоги идут на строительство роскошных дач государственных чиновников, то даже не очень высокая ставка вызывает возмущение налогоплательщиков.

5.Кривая  Лафера выводит еще один принцип, который выдвинул еще а.   Смит – это принцип неотягощенности налогов. Размер налога должен быть таким, чтобы он не очень обременял плательщиков и они могли его уплатить без особого ущерба  для своего благосостояния. /10. с. 61-62/

К предложенным А. Смитом принципам налогообложения можно также добавить принципы обязательности и всеобщности налогообложения, смысл которых ясен из их названия. Поскольку налог  предстает как обязательный платеж, то его должны платить все, кому положено. Для этого в РФ созданы специальные органы в виде налоговых инспекций и налоговых полиций, которые следят за уплатой налогов, выявляют и наказывают неплательщиков.

В заключение отметим еще один принцип – системность налогообложения. Суть его заключается в том, что совокупность всех видов налогов, их ставки, способы изъятия, налоговое законодательство и налоговые органы образуют налоговую систему страны и эта система должна быть непротиворечивой, все ее элементы должны быть взаимосвязаны и взаимодополнять друг друга. В этом случае налоги будут ограничено вписываться в национальную экономику, усиливая ей необходимый динамизм. /10. с.63/

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками, в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Совокупность взимаемых в государство налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее – налоги), а также форм и методов их построения образуют налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в налоговом кодексе РФ.

Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид – налоги на товары и услуги; налог с продаж, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. В России примерно одна половина налоговых сборов приходится на прямые налоги, другая – на косвенные.

1. Подоходный налог с физических  лиц (налог на личные доходы) является  вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика – физического лица. Платежи осуществляются в течении года, но окончательный расчет производится в конце его. Налоговые системы разных стран, будучи в основном схожими, имеют свои собственные наборы налоговых ставок и изъятий из налогообложения, налоговых кредитов и сроков выплат. Обычно подоходный налог взимается по прогрессивной ставке, повышающейся по мере роста дохода налогоплательщика. Высшие ставки подоходного налога в развитых странах колеблются от 30% до 70%. Самый высокий уровень подоходного налога – в Швеции. В России ставка этого налога составляет 13% .

В последние десятилетия заметна тенденция понижения ставок налога в мире. Тем не менее в развитых странах физические лица расходуют весьма существенную часть своего дохода на выплату этого налога. Подоходный налог с физических лиц в этих странах, в отличие от России, является главной составляющей бюджетных доходов.

2.Налог  на прибыль предприятий, организаций (фирм, корпораций) взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Однако для некоторых фирм в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог.

Налог на прибыль предприятий (корпоративный налог) составляет основную часть их налоговых выплат. Обложения налогом подлежит прибыль, чистый доход (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков).

Налогообложение той части прибыли, которая подлежит распределению между акционерами (пайщиками) в виде дивидендов, в разных странах осуществляется по-разному. Полученные дивиденды попадают под действие подоходного налога с физических лиц, в результате чего одна и та же сумма может дважды облагаться налогом: вначале корпоративным налогом как часть прибыли, а затем подоходным налогом с физических лиц как распределяемая прибыль, которая превращается с точки зрения налогообложения в доход акционеров. В результате возникает так называемое двойное налогообложение. Оно имеет место и в других случаях. В зависимости от подхода к двойному налогообложению распределяемой прибыли национальные системы взимания налога на прибыль предприятий можно сгруппировать следующим образом:

·классическая система, при которой распределяемая часть дохода облагается вначале налогом на прибыль предприятий, а затем личным подоходным налогом (Бельгия, Нидерланды, Люксембург, США. Швеция, Швейцария, а также Россия);

·система снижения налогообложения на уровне компании. Прикоторой распределяемая прибыль либо облагается по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, германия, Япония), либо частично освобождается от налогообложения (Испания, Финляндия);

·система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога  на получаемые дивиденды независимо от того, удержан или не удержан корпоративный налог с распределяемой прибыли (Австрия, Дания, Канада, Япония); либо налог, уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров (Великобритания, Ирландия, Франция);

·система полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога на уровне фирмы (Греция, Норвегия) или акционеров (Австралия. Италия, Финляндия).

3. Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично – их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный  и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями. В России взносы предприятий в государственные внебюджетные фонды составляют около 39,5% от их затрат на заработную плату.

4.Поимущественные  налоги – это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер  этих налогов определяется задачей  перераспределения богатства. В  некоторых странах  такие налоги  включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.

5.Налоги  на товары и услуги, прежде  всего таможенные пошлины и  сборы, акцизы, налог с продаж  и налог на добавленную стоимость. Последний схож с налогом с  продаж, при котором всю его  тяжесть несет  конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя. В России используется несколько упрощенная, так называемая косвенная модель исчисления добавочной стоимости, т.е. не прямо с величины добавленной стоимости, рассчитать которую непросто, а исходя из величины реализации произведенной продукции за минусом закупленных сырья, материалов, полуфабрикатов и т.д.

Налоговые платежи, как мы уже знаем, поступают в центральный, региональный и местные бюджеты. Существует определенный порядок распределения поступающих средств. В России в местные бюджеты целиком поступают налоги на имущество физических лиц и земельный налог, налог на наследство или дарение и некоторые незначительные налоги. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог  на недвижимость, налог с продаж, дорожный и транспортный налоги и ряд менее значительных налогов. К федеральным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятий, взносы во внебюджетные фонды, таможенные  пошлины и сборы. Поступления от ряда налогов (в России это НДС, налог на прибыль предприятий, акцизы) делятся между центральным и территориальными бюджетами. В связи с определенными противоречиями между интересами центрального правительства и территориальными экономическими интересами вокруг разделения налоговых поступлений идет политическая борьба. Местные жители и власти заинтересованы, чтобы больше средств поступало в бюджеты штатов, земель, муниципалитетов, общин, так как из этих средств финансируется образование, здравоохранение, благоустройство территории, местное общественное строительство, охрана порядка и окружающей среды. У центрального правительства постоянно не хватает средств на административные и военные расходы, решение глобальных экономических и социальных зада.

Величина налоговой суммы (так называемое налоговое бремя) зависит прежде всего от налоговой базы и налоговой ставки. Налоговая база – это та величина, с которой взимается налог, а налоговая ставка – это размер, в котором взимается налог.

В США, Великобритании, Италии и некоторых других странах размеры налога на прибыль определяются исключительно её величиной. В ФРГ Франция  Японии, Швеции часть налога на прибыль взимается независимо от её размера . В 80-90-х гг. в большинстве стран идёт снижение ставок налогов . В результате если в целом по ОЭСР фирмы выплачивали в 1986 г. в виде налогов более 45% своей прибыли, то в 1996г.-около 30%.Наряду со снижением ставок налогообложения возрастали налоговые льготы на выплату государственного долга и процентов по нему.

На практике у большинства компаний на выплату налогов уходит доля прибыли, меньшая, чем ставка налогообложения. Во-первых, используются различные налоговые льготы, о которых речь пойдет ниже. Во вторых, в компании легально могут уменьшать размер подлежащей налогообложению суммы за счет увеличения отчисление не облагаемые налогом фонды (амортизационный и др.). В-третьих, компании с небольшим оборотом во многих странах облагаются более низким налогом. В-четвертых, в ряде стран налог на прибыль корпораций может выплачиваться не только отдельной фирмой, но и ее материнской компанией (если фирма входит в группу компаний), что на практике позволяет снизить налоговую базу компании входящих в группу. В-пятых, почти всюду действует система покрытия убытков компании за счет ее прибыли нескольких предшествующих лет или будущих прибылей.

Налоговая льгота (льгота на налоги) устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях определяемых законодательными актами. Распространены следующие виды налоговых льгот:

·необлагаемый минимум объекта налога;

·изъятие из обложение определенных элементов объекта налога (например, затрат на НИОКР);

·освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (например, инвалидов);

·понижение налоговых ставок;

·вычет из налоговой базы (налоговый вычет);

·изменение срока уплаты налогов и сборов (в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита);

·списание безнадежных долгов по налогам.

В результате средний уровень налогообложения компаний намного ниже базового (т.е. максимального). Например, в ФРГ он составлял в конце 80-Х гг. около 50% (базовый равнялся 71%). В России по оценке он составляет  в настоящее время около 65%.

Доля отдельных налогов, участвующих в формировании доходной части бюджета, в разных странах с рыночной экономикой характеризуется разными данными. В России роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная. В связи с относительно низким уровнем жизни большинства населения поступления от налогов на личные доходы невелики; вместо них главное место в доходной части бюджета занимают налоги на прибыль предприятий и НДС.

Информация о работе Налогово-бюджетная политика в современной России: цели, направления и результаты