Налогово-бюджетная политика в современной России: цели, направления и результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является на основании анализа Федерального бюджета за 2003и 2004 года выявить основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2005 году.
Во-первых, потому что уже совсем скоро наступит 2005 год и всем хочется знать, какие планы и перспективы, изменения в экономической, социальной и политической сферах нам предстоят.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 416.00 Кб (Скачать файл)

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Легче всего обстоит дело с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от показателя эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая его чаксть уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

При высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Налоги выполняют следующие важнейшие функции:

·фискальную, т.е. финансирование государственных расходов. У государства есть традиционные функции – содержание органов государственного управления, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности граждан, национальная оборона, охрана окружающей среды и природных ресурсов, поддержка транспорта, дорог, связи и информатики. В CC в. к ним прибавились все возрастающие социально-культурные функции. На выполнение этих традиционных и современных функций и приходится основная часть государственных расходов;

·социальную, т.е. поддержания социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания интервала между ними. Одним из главных способов осуществления этого является введение прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем непропорционально большая часть его взимается в виде налога. Пропорциональное налогообложение предусматривает одинаковую долю налога в доходах независимо от их величины. По прогрессивной шкале платится подоходный налог с физических лиц и часто – налог на прибыль предприятий и поимущественные налоги, т.е. те налоги, которые технически возможно взимать по разным ставкам в зависимости от дохода налогоплательщика. Социальную функцию также несет освобождение от уплаты ряда налогов некоторых категорий налогоплательщиков (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, матерей-одиночек, многодетных, переселенцев, студентов) или не обложение налогами некоторых социально значимых товаров и услуг (освобождение их от НДС, налога с продаж, таможенных пошлин), или же, наоборот, повышенное налогообложение предметов роскоши (через высокий НДС, акцизы);

·регулирующую, т.е. государственного регулирования экономики, прежде всего циклических колебаний, структурных изменений, цен, капиталовложений, НИКОР, экологии, внешнеэкономических связей. Для этого вводятся новые и отменяются старые налоги, меняются и дифференцируются их ставки, предоставляются налоговые льготы.

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Наглядно это демонстрирует кривая Лаффера, получившая название по имени американского экономиста, обосновавшего зависимость бюджетных доходов от налоговых ставок. Ее смысл в том, что снижение налоговых ставок обладает мощным стимулирующим воздействием на экономику. При снижении ставок налогов в конечном счете увеличивается налоговая база: раз выпускается больше продукции, то и налогов собирается больше, хотя это происходит не сразу.

Современные принципы налогообложения таковы.

1.Уровень  налоговой ставки должен устанавливаться  с учетом возможностей налогоплательщика.

2.Обязательность  уплаты налогов. Налоговая система  не должна оставлять сомнений  у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и пеней, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем современное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

3.Система  и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

4.Налоговая  система должна быть гибкой  и легко адаптируемой к изменяющимся  общественно-политическим потребностям.

5.Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной политики. Этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.

Мы уже отмечали что та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога, называется налоговой ставкой (размером налога).

Различают минимальные, максимальные и средние налоговые ставки. Например, в США подоходный налог с физических лиц прогрессивный: годовой доход до 21450 долл. Включительно облагается налогом по ставке 15% (это минимальная налоговая ставка подоходного налога); от 21450 до 51900 долл. – по ставке 3217,5 долл.+28% с суммы, превышающей 21450 долл.; свыше 51900 долл. – по ставке 11743,5 долл.+31% с суммы, превышающей 51900 долл. (это максимальная ставка). / 11. с. 617 – 625/

1.2 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

Налогово-бюджетные рычаги воздействуют на соотношение расходов и доходов как потребителей (домохозяйств), так и производителей (фирм). Это означает, что они влияют на совокупный спрос, и на совокупное предложение.

Так, подоходные налоги, означая вычет из доходов, ведут к уменьшению доли располагаемых доходов, превращаемых в расходы и обеспечивающих ту часть совокупного спроса, которая представлена потребительскими расходами. Через совокупный спрос налоги влияют и на объем производства. Увеличение налогов оказывает сдерживающие воздействие на производство, а понижение, наоборот, способствует его росту. /Приложение 6/

Подоходный налог тем самым предстает как форма принудительного сбережения, соответствующим образом влияя на совокупный спрос. Это хорошо видно из следующего рисунка.

    E                                               E,Y       


                                                                  


E1                                          


E2



      0                 Y     Y1                          Y

                                                                                                                   Рис. 2

                 Источник: Экономика: Учебник 3-е изд., перераб. и доп. С. 613

На рисунке линия  С1 представляет функцию потребления без налога, линия С2 – функцию потребления с налогом. Видно, что при данном совокупном доходе 0Y1 без налога потребление и, соответственно, спрос (0Е1) больше, чем с налогом (0Е2).

Напомним, что наклон линии С характеризует предельную склонность к потреблению, поэтому действует правило, согласно которому налог уменьшает потребление с учетом предельной склонности к потреблению:

ΔС=ΔТ*МРС  (1)

Аналогичным способом действуют и косвенные налоги. Они включаются в цену товаров и тем самым уменьшают совокупный спрос. Поскольку эти налоги по сравнению с прямыми более регрессивны, то они способны оказывать на совокупный спрос еще большее влияние.

Налоговая политика в отношении фирм оказывает влияние и на совокупное предложение, так как налоги на прибыль или капитал включаются предприятиями в издержки, оказывая соответствующее влияние на предложение с их стороны.

Достоинством косвенных налогов является их оперативность. В отличие от прямых налогов, которые изменяют редко, так как их состав и величина тесно связаны с формированием государственного бюджета, косвенные налоги можно менять в течении года.

Вот почему косвенные налоги считаются средством проведения дискретной политики, а прямые налоги – недискретной.

Дискретная налоговая политика предполагает сознательное изменение ставок налогов в зависимости от экономической конъюнктуры. Кризисная ситуация в экономике предполагает снижение ставок налогов. Когда экономика на подъеме и есть опасность ее «перегрева» , чревато резким вхождением в кризис, ставки налогов могут повышаться, сдерживая тем самым совокупный спрос и экономический рост.

Недискретная налоговая политика обусловлена тем, что ставки налогов в течение  длительного времени  не пересматриваются и эффект ее мер оказывается в зависимости от экономической конъюнктуры. Если происходит экономический рост, то  это предполагает рост доходов субъектов экономики.

Соответственно происходит рост  налогов на личные доходы, прибыль, добавленную стоимость и т.д., что оказывает сдерживающее влияние, как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение  и тормозит экономический рост, предотвращая «перегрев» экономики. В условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры доходы снижаются, соответственно, снижается  объем налогов, что сдерживает сокращение совокупного спроса и совокупного предложения, падение темпов экономического роста. Таким образом  как бы автоматически действуют своего рода «встроенные стабилизаторы».

С налогами тесно связана бюджетная политика, поскольку налоги – основной источник доходов государства. В отличие от налогов бюджетные расходы в большей степени влияют на совокупный спрос, а не на совокупное предложение. Если вновь обратится к графику, то сдвиг линии потребления вверх может быть обусловлен соответствующим увеличением расходов государства, а вниз – их уменьшением.

Здесь также действует мультипликационный эффект, в результате которого увеличение расходов госбюджета, например на 20 млрд. р. при мультипликаторе совокупного спроса, равном четырем, должно вызвать общий рост совокупного спроса на 80 млрд р. Поэтому, зная мультипликатор и установив конкретную цель, например, увеличить объем производства на 80 млрд р., можно определить, на сколько должны быть увеличены бюджетные расходы.

Бюджетная политика государства также может быть дискретной и недискретной.

Дискретный характер обусловлен возможностью пересмотра государством нормативов своих расходов в зависимости от экономической конъюнктуры. Например, во время кризисного спада государство пересматривает нормативы своих расходов в сторону увеличения. Благодаря чему возрастает абсолютная величина его расходов.

Недискртный характер обеспечивается постановкой государственных расходов в непосредственной зависимости от состояния экономики. Во время экономического подъема, когда на сравнительно высоком уровне находятся доходы значительной части населения. При существующих нормативах расходов происходит автоматическое снижение их абсолютной величены, так как часть населения по уровню своего благосостояния уже не попадает под эти нормативы. Кризисная ситуация в экономике приводит к тому, что резко возрастает число нуждающихся в государственной поддержке и государству приходиться увеличивать расходы на эту поддержку. / 11. с. 628 – 630/

В целом налоговые рычаги применяются в единстве с бюджетными расходами, так что можно говорить о единой  налогово-бюджетной политике государства. Так, при первых признаках вхождения экономики в экономический кризис государство стремится уменьшить налоговое бремя на население и предприятия и увеличивать свои бюджетные расходы. Во время экономического подъема действия государства меняются на противоположные: оно увеличивает налоги и сокращает бюджетные расходы.

Здесь возникает вопрос: как государство при циклическом спаде может увеличивать бюджетные расходы, одновременно сокращая налоги, если падение являются источником его расходов? Ответ заключаются в том, что во время циклического подъема налоговые поступления в госбюджет превышают расходы государства и образуется профицит госбюджета, за счет чего формируется  специальный стабилизационный фонд, позволяющий государству при необходимости расходовать средств больше, чем получать. Налогово-бюджетная политика становится своеобразным сознательно используемым «стабилизатором», основанным на возможности больше средств госбюджета тратить в период экономического спада и меньше – в период экономического подъема и тем самым сглаживать циклические колебания экономики. впрочем, не исключается, а предполагается необходимость дефицита госбюджета во время спада даже при отсутствии специального стабилизационного фонда. 

Но при равенстве налоговых поступлений и бюджетных расходов происходит влияние налогово-бюджетной политики на совокупный спрос и экономику. Это влияние обусловлено действием эффекта сбалансированного бюджета.

Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через госбюджет, составляют главную экономическую силу современного государства. Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества.

Фискальная политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни, например, в период спада, и тогда ее называют фискальной экспансией. Главными ее рычагами являются увеличение государственных расходов или/и снижение налогов.

Направленная на ограничение экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией, фискальная политика называется фискальной рестрикцией. Она предполагает снижение государственных расходов или/и увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы.

Подавляющая часть бюджетных расходов (государственные закупки, заработная плата так называемый бюджетникам, кредиты, ссуды и субсидии) обусловливает совокупный спрос.

Информация о работе Налогово-бюджетная политика в современной России: цели, направления и результаты