Анализ налогово-бюджетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность тематики данной курсовой работы основана на том факте, что от того, насколько эффективно государство будет проводить налогово-бюджетную политику, зависит стабильность уровня совокупного объема выпуска, т.е. ВВП, занятость ресурсов в экономике, уровень цен и другое. Наша экономика, бюджет и налоговая сфера, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……3
Глава 1. Теоретические основы налогово-бюджетной политики
1.1.Понятие налогово-бюджетной политики. Воздействие элементов
налогово-бюджетной политики на совокупный спрос ………......5
1.2.Влияние государственных закупок, налогов и трансфертов………...7
1.3.Виды фискальной политики…………………………………………..12
1.4. Эффективность налогово-бюджетной политики
Глава 2. Анализ налогово-бюджетной политики
2.1. Анализ налогово-бюджетной политики в Российской Федерации ……...18
2.2. Налогово-бюджетная политика в Краснодарском крае………………......27
Заключение…………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая макро.docx

— 91.18 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………..……3

Глава 1. Теоретические  основы налогово-бюджетной политики

1.1.Понятие налогово-бюджетной политики. Воздействие элементов

налогово-бюджетной политики  на совокупный спрос ………......5

1.2.Влияние государственных закупок, налогов и трансфертов………...7

1.3.Виды фискальной политики…………………………………………..12

1.4. Эффективность налогово-бюджетной  политики

Глава 2. Анализ налогово-бюджетной политики

2.1. Анализ налогово-бюджетной политики в Российской Федерации ……...18

2.2. Налогово-бюджетная политика в Краснодарском крае………………......27

Заключение…………………………………………………………………….34

Список литературы……………………………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бюджетно-налоговая политика государства - важное направление его  финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование  экономики посредством налогов  и политики доходов и расходов.

В данной курсовой работе мне  хотелось бы раскрыть роль бюджетно-налоговой  политики в государственной экономике  и рассмотреть её цели и структуру. Для этого, я рассмотрю само понятие налогово-бюджетной политики, ее виды, а также ее влияние на совокупный спрос и совокупное предложение. Также, я проанализирую налогово-бюджетную политику в Российской Федерации, бюджет Российской Федерации и его основные показатели за период 2009-2012 гг.

Актуальность тематики данной курсовой работы основана на том факте, что от того, насколько эффективно государство будет проводить налогово-бюджетную политику, зависит стабильность уровня совокупного объема выпуска, т.е. ВВП, занятость ресурсов в экономике, уровень цен и другое. Наша экономика, бюджет и налоговая  сфера, находятся  ещё в неустойчивой стадии формирования, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Главными средствами перераспределения  доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики  и экономической политики являются бюджет и налоги. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций  органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в  бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Совокупность всех видов бюджетов, образует бюджетную систему государства. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой  обуславливаются его экономической  политикой. Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона.

В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части  бюджета приобрело в основном налоговый характер. Переход экономики  России на рыночные отношения потребовал создания системы налогообложения  предприятий и граждан (юридических  и физических лиц). Созданная целостная  система налогообложения четко  и недвусмысленно устанавливает  перечень налогов, которые могут  применяться на территории РФ, права  и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, разграничены полномочия органов государственной  власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налогов и льгот  по ним. Налоговая система в нашей  стране создается практически заново. Поэтому в ходе реализации налоговых  законов возникает множество  острейших проблем, касающихся взаимоотношений  налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и  физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов, в бюджете до сих пор  нет определенной линии инвестиционной политики, не выделены приоритетные отрасли  для развития (либо выделены, но их не придерживаются), без чего невозможно становление экономики страны.

 

 

Глава 1. Теоретические основы налогово-бюджетной политики

    1. Понятие налогово-бюджетной политики. Воздействие элементов налогово-бюджетной политики  на совокупный спрос

 

Налогово-бюджетная (фискальная) политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.

Цели налогово-бюджетной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний и стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, — поддержание:

  • стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);
  • полной занятости ресурсов;
  • стабильного уровня цен.

Налогово-бюджетную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность).

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета:

    • государственные закупки;
    • налоги;
    • трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и  трансферты — это расходы государственного бюджета, а налоги — основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют налогово-бюджетной политикой. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг в краткосрочном периоде влияет только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов фирмам (субсидий) — и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение субсидий, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.1

Использование инструментов фискальной политики для  регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов.

Влияние этих инструментов на совокупный спрос  разное.

Государственные закупки являются компонентом совокупного  спроса, поэтому их изменение оказывает прямое и непосредственное воздействие на величину совокупных расходов, т.е. на совокупный спрос, и изменяет величину совокупного выпуска и дохода. Изменение налогов и трансфертов означают лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос косвенное — через изменение величины потребительских (поскольку меняется величина располагаемого дохода домохозяйств) и инвестиционных (так как меняется величина прибыли, остающаяся в распоряжении фирм) расходов.

Исследование  влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос проводилось Дж.М. Кейнсом и его последователями, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессии в экономике. Это предположение основывалось на идее, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.

Механизм  действия мультипликатора основан  на том, что расходы одного экономического агента превращаются в дополнительные доходы другого и соответственно служат предпосылкой для увеличения его расходов, что создает дополнительный доход третьему экономическому агенту, расходование которого увеличивает доход следующего агента и т.д. В результате совокупный доход оказывается гораздо больше, чем первоначальное изменение расходов.2

 

 

    1. Влияние государственных закупок, налогов и трансфертов

 

Влияние государственных  закупок

Рассмотрим механизм воздействия  изменения государственных закупок  на совокупный спрос. Предположим, что  государство дополнительно закупило товаров или услуг на 100 дол. (повысило заработную плату чиновнику или  учителю или купило дополнительное оборудование для своего предприятия, или начало строить автостраду и т.п.), т.е. AG - 100 дол. Продавец товара или услуги получил дополнительный доход на эту сумму. Это означает, что его располагаемый доход увеличился, а поскольку располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), то рационально действующий экономический агент потратит на потребление не весь свой дополнительный доход — часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений. Эту идею Кейнс назвал основным психологическим законом и сформулировал следующим образом: «Основной психологический закон ... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход». Отношение прироста потребления к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению (marginal propensity to consume — mpc).

,          

 

Отношение прироста сбережений к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к сбережению (marginal propensity to save — mps).

,         

Сумма mpc и mps равна единице:

 

Величины mpc и mps для каждой страны достаточно стабильны (неизменны), поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями.

Предположим, что экономические агенты тратят на увеличение потребления 80% прироста своего дохода, а 20% сберегают. Это означает, что mрс = 0,8, a mps = 0,2.

Когда государство увеличивает  свои закупки на 100 дол., то этим оно  создает какому-то экономическому агенту дополнительный доход, равный 100 дол., из которого 80 дол. он потратит на увеличение потребления и 20 дол. — на увеличение сбережений. Потратив 80 дол., он создаст  дополнительный доход другому агенту, из которого последний 64 дол. (80 х 0,8 =64) потратит на увеличение потребления и 16 дол. (80 х 0,2 = 16) — на прирост сбережений. Полученные 64 дол. дополнительного дохода продавец также потратит на дополнительные потребление (51,2 дол.) и сбережения (12,8 дол.). И так далее.

Мультипликатор автономных расходов — это коэффициент, который  показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход (Y) при росте (уменьшении) автономных расходов (А) на единицу.

 

Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расходов (в нашем случае государственных закупок товаров и услуг) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов совокупный доход мультипликативно сокращается.3

 

Влияние налогов

Одним из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов является налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий. Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования.

Содержание  и цели налоговой политики обусловлены  объективными и субъективными факторами, политическим строем, задачами, стоящими перед государством.

В силу указанного представляется первостепенным сформировать концепцию налоговой  политики с позиции экономической  детерминированности, т.е. равновесия финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов. Отношения собственности на средства производства и предметы потребления, обусловливая распределение ресурсов между хозяйствующими субъектами и ограничивая тем самым их производственное и личное потребление, являются причиной возникновения противоречия между ограниченными размерами объекта собственности каждого отдельного хозяйствующего субъекта и изменчивым процессом налогообложения. Социально-экономический смысл налога — смена формы собственности или переход права собственности на финансовые ресурсы налогоплательщиков в государственную бюджетную сферу.

Сложившиеся в государстве налоговые отношения  отражаются в налоговой политике, задача которой состоит в обеспечении  финансовыми ресурсами функционирования самого государства, создании благоприятных условий для повышения эффективности национальной экономики и повышения уровня жизни населения. Налоговая политика определяет роль налогов в обществе, которая может быть позитивна или негативна по отношению к субъектам хозяйствования. Для государства рост налоговых изъятий является положительным фактором, а для субъектов хозяйствования — отрицательным. Проблема состоит в определении границ изъятия, в оптимальном сочетании функций налогов, их влиянии на состояние экономической, социальной и политической системы в обществе.

Цели  налоговой политики:

  • фискальная — основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;
  • экономическая — целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;
  • социальная — сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта;
  • стимулирующая — предполагает активизацию инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;
  • экологическая — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;
  • контрольная — используется государством для принятия решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;
  • международная — введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.4

Налоги также действуют на совокупный спрос в кейнсианской модели с  эффектом мультипликатора. Однако мультипликативный  эффект налогов меньше, чем мультипликативный  эффект государственных закупок. Это  объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов — косвенно, через изменение потребительских расходов.

Рассмотрим  воздействие на совокупный спрос  автономных (аккордных) налогов (Тх), которые не зависят от уровня дохода. Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода. Рост автономных налогов сокращает располагаемый доход, а уменьшение налогов увеличивает располагаемый доход. Если, например, автономные налоги сокращаются на 100 дол., то располагаемый доход увеличивается на 100 дол. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S).

Информация о работе Анализ налогово-бюджетной политики