Налогово-бюджетная политика в современной России: цели, направления и результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является на основании анализа Федерального бюджета за 2003и 2004 года выявить основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2005 году.
Во-первых, потому что уже совсем скоро наступит 2005 год и всем хочется знать, какие планы и перспективы, изменения в экономической, социальной и политической сферах нам предстоят.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 416.00 Кб (Скачать файл)

Их большой вес в нем позволяет государству воздействовать на весь совокупный спрос:

AD=C+I +G +X,  (2) где,

AD – совокупный спрос;

С – потребительский спрос;

I – инвестиционный спрос (частные инвестиции);

G – спрос государства; X – чистый экспорт.

На совокупный спрос правительство воздействует также через налоги: чем выше ставки, тем ниже размер располагаемых доходов в виде потребительского спроса домашних хозяйств и инвестиционного спроса предприятий. Однако налоги могут оставаться высокими безотносительно к их негативному воздействию на совокупный спрос, а просто потому, что фискальная функция налогообложения может возобладать над регулирующей, что и происходит в России в 90-е гг.

В равновесной экономике сумма сбережений (S) должна быть равна сумме инвестиций (I), т.е. S=I. Однако на практике ситуация обычно близка к такой, когда к сбережениям домашних хозяйств (S) прибавляются доходы госбюджета (они состоят преимущественно из налогов и поэтому обозначаются также буквой T), а к частным инвестициям (I)  добавляются государственные расходы (G), которые для экономики выполняют роль инвестиционных вливаний:

S + T= I + G (3)

Если преобразовать это уравнение, то получим

S - I = G – T (4)

Эта преобразованная формула показывает, что разница между сбережениями и инвестициями равна  разнице между государственными расходами и доходами, т.е. бюджетному дефициту. Говоря по-другому, то эта разница часто идет на покрытие бюджетного дефицита, обычно в виде государственных займов. Однако это та часть сбережений, которая могла бы быть частными инвестициями.

Другой негативный эффект от государственных займов известен еще больше. Он состоит в том, что в результате дополнительного спроса на сбережения повышается процентная ставка на рынке ссудного капитала, что ведет к сокращению частных инвестиций и соответственно к падению производства, экспорта и потребительских расходов. Возникает так называемый эффект вытеснения государственными займами частных инвестиций.

Рост государственных расходов ведет к оживлению экономики – росту доходов и ВВП.

При росте ВВП рост государственных расходов приводит к тому, что они со временем начинают превышать государственные расходы. В результате дефицит госбюджета, типичный для периода спада ВВД, превращается в профицит. Заметим, что размеры и дефицита, и профицита зависят от наклона линии, который обусловлен тем, насколько налоговые поступления в бюджет восприимчивы (эластичны) к изменениям ВВП.

В свою очередь, указанная восприимчивость во многом зависит от силы так называемых встроенных стабилизаторов. Это прогрессивная система налогообложения, государственные трансферты малоимущим и тому подобные средства воздействия на доходы. Они не только уменьшают меру снижения и повышения совокупного спроса, но и смягчают циклические колебания в доходах госбюджета.

В ходе экономического цикла автоматически может возникать дефицит (в фазе спада) и профицит (в фазе подъема). Для борьбы с дефицитом госбюджета и в целях оживления предлагают снижать налоги. Они полагают, что более низкие ставки налогов не обязательно приведут к увеличению дефицита госбюджета из-за сокращения налоговых поступлений (как полагают кейнсианцы), а подъему производства (предложения) и спроса помогут обязательно. В качестве доказательства того, что снижение налоговых ставок оборачивается ростом налоговых поступлений в бюджет, приводится кривая Лаффера.

                          T, %


                  100                                                                              

                                                                                                                      

                                                                              


                                                 TR max                                         

                                                                                    Рис. 3 Кривая Лаффера:

 Источник: Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. с. 495

T- ставка налога;

R - налоговые поступления

Однако проблема состоит в том, что если это происходит, то в долгосрочном периоде, а в краткосрочном периоде поступления налогов в бюджет могут и снизится.

Отметим также, что косвенные налоги в отличии от прямых, являются одним из встроенных стабилизаторов бюджета. В фазе спада, когда объем прибыли и других доходов обычно  снижается больше, чем объем ВВП, также резко сокращается поступление прямых налогов. Что касается косвенных налогов, то объем сделок с товарами и услугами снижается заметно меньше, в результате чего поступления в госбюджет от НДС, налога с продаж, акцизов снижаются не в такой степени, как объем ВВП. Более того, косвенные налоги уменьшают и отрицательное воздействие инфляции на бюджет. Если прямые налоги дают в бюджет поступления в основном от тех доходов и имущества, размеры и цены которых растут обычно медленнее инфляции, то косвенные налоги базируются на тех товарах и сделках, цены которых не отстают, а иногда и опережают индекс-дефлятор ВВП. / 11. с. 641- 647/

1.3 Законодательная база

       Бюджетный кодекс  Российской Федерации служит  целям финансового регулирования,    устанавливает    общие    принципы    бюджетного   законодательства    Российской    Федерации,    правовые   основы   функционирования бюджетной системы Российской Федерации,  правовое   положение     субъектов    бюджетных    правоотношений,    порядок   регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации,  основания и виды ответственности   за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

К бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие     между     субъектами      бюджетных правоотношений  в  процессе  формирования  доходов и осуществления   расходов  бюджетов  всех  уровней  бюджетной  системы   Российской Федерации   и   бюджетов   государственных   внебюджетных  фондов.

         Президент  Российской Федерации издает  указы,  Федеральные органы исполнительной  власти,  органы    государственной   власти   субъектов   Российской Федерации, органы  местного   самоуправления   принимают   нормативные правовые акты, регулирующие  бюджетные правоотношения каждый  в пределах   своей компетенции.

       Закон о бюджете  принимается на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, вступает  в силу со дня подписания, подлежит опубликованию  немедленно  после  его принятия и подписания в установленном порядке.      

       В области  регулирования  бюджетных  правоотношений  к ведению Российской Федерации относятся: установление общих  принципов  организации  и функционирования  бюджетной системы Российской Федерации. Разграничение налогов   и   других   доходов   между  уровнями бюджетной системы,  а также распределение в порядке  межбюджетного регулирования  доходов  от  федеральных  налогов  и  сборов,  иных доходов  федерального  бюджета  между  бюджетами  разных   уровней  бюджетной системы Российской Федерации. Разграничение полномочий  по  осуществлению   расходов   между  бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации. Определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов  всех  уровней бюджетной  системы  Российской Федерации,  утверждения  отчетов  об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением. Определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.  Определение основ     осуществления     государственных     и муниципальных   заимствований,   а    также    основ    управления   государственным и муниципальным долгом; установление порядка  составления   и   рассмотрения   проекта федерального   бюджета,   утверждения  и  исполнения  федерального  бюджета,  осуществления контроля за его  исполнением,  составления отчетности  об  исполнении  и  утверждения  отчетов  об исполнении  федерального  бюджета  и  бюджетов  государственных   внебюджетных  фондов.

       Федеральный бюджет  и  бюджеты  государственных   внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме федеральных  законов. Бюджеты субъектов Российской  Федерации и  бюджеты  территориальных  государственных внебюджетных фондов  разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской  Федерации. Местные  бюджеты разрабатываются    и   утверждаются   в   форме   правовых   актов представительных органов местного самоуправления либо  в  порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Бюджетная классификация    Российской    Федерации    является группировкой доходов и расходов бюджетов  всех  уровней  бюджетной системы  Российской  Федерации,  а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

 В Российской Федерации  отсутствует четкая система распределения  налогов  между бюджетами разных  уровней. Формально она сведена к системе «50:50». При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50 процентов от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.                                                                                                                                               

Бюджетный кодекс Российской  федерации затрагивает следующие вопросы: регулирование доходов бюджета; собственные доходы бюджетов, штрафы и иные суммы принудительного изъятия; безвозмездные перечисления, финансовая помощь; доходы   от  продажи  имущества,  находящегося  в государственной и муниципальной собственности; виды доходов бюджетов, формирование доходов бюджетов; принципы бюджетной системы российской федерации, единства бюджетной системы Российской Федерации;  самостоятельности бюджетов, государственных внебюджетных фондов;  сбалансированности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; гласности.     Основным источником доходов бюджета являются налоги. Все правовые аспекты по налогам закреплены в налоговом кодексе.

Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий государству в определенных законодательством размерах и в установленные сроки.   Налоги устанавливаются на различных уровнях государственной власти: федеральном, региональном, местном.

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на  учет в  налоговом  органе. Иностранные  организации  имеют  право  встать  на  учет  в налоговых  органах  в   качестве   налогоплательщиков   по   месту нахождения   своих   постоянных   представительств   в  Российской Федерации.  Постановка  на  учет  в   качестве   налогоплательщика осуществляется   налоговым   органом   на   основании  письменного заявления иностранной организации.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение   от   исполнения   обязанностей   налогоплательщика, связанных  с  исчислением и уплатой налога, если за три  предшествующих  последовательных  календарных  месяца сумма   выручки   от   реализации   товаров  (работ,  услуг)  этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности одну тысячу рублей.

Не    подлежит    налогообложению     (освобождается     от налогообложения)   предоставление   арендодателем   в   аренду  на территории Российской Федерации  помещений  иностранным  гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Реализация   (а   также  передача,  выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации: следующих  медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню,  утверждаемому Правительством  Российской Федерации: важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезно-ортопедических изделий,  сырья  и  материалов  для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств,   включая  автомототранспорт,  материалы, которые могут быть  использованы  исключительно  для  профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными    лечебными    учреждениями    и   поликлиническими отделениями; ритуальные услуги.

Для индивидуальных предпринимателей  перестает распространяться  действовавший  на  момент   их   государственной регистрации   порядок   налогообложения,   которым  индивидуальным предпринимателям предоставлялись льготные условия на первые четыре года   деятельности. Кроме того, законодательно закреплены и рассмотрены следующие вопросы.

Государственной  поддержки  студентов и аспирантов образовательных учреждений  высшего профессионального образования, развития российской  науки, о распределении средств,  поступающих от продажи гражданам  и юридическим  лицам земельных участков,  находящихся в государственной  собственности, или права их аренды.                                                                             Признать утратившими силу:  внесение таможенных платежей по подакцизным товарам    в  федеральный   бюджет, распределение  средств,  поступающих  от  продажи гражданам  и юридическим  лицам земельных участков,  находящихся в государственной  собственности,  или  права  их  аренды. При внесении изменений в порядок исполнения бюджета Министерство   финансов  Российской  Федерации  в аналогичном порядке  осуществляет доведение лимитов бюджетных обязательств по расходам   федерального  бюджета. 

Реализации  Федеральной  целевой  программы "Жилище",  в том числе Президентской программы "Государственные жилищные сертификаты".  Погашению государственного долга на выплату компенсации по вкладам (взносам)  граждан в организациях государственного страхования,  а также   в  части  перечисления  средств  федерального  бюджета. 

Информация о работе Налогово-бюджетная политика в современной России: цели, направления и результаты