Территориальное общественное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение взаимоотношений ТОС с органами местного самоуправления и органами государственной власти.
Для достижения основной цели работы предполагается решение следующих задач:
- изучить теоретические основы территориального общественного самоуправления как института гражданского общества;
- провести анализ современного состояния территориального общественного самоуправления;
- рассмотреть пути совершенствования взаимоотношений ТОС с органами

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 . Территориальное общественное самоуправление как институт гражданского общества
1.1. Понятие ТОС
1.2. Система организации, ПРИНЦИПЫ И ФУНК ТОС
1.3. Правовые основы ТОС
ГЛАВА 2 Практика осуществления территориального общественного самоуправления …………
2.1. Положение и развитие ТОС в регионах РФ
2.2. ТОС в Кл рне
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

тос сборка.docx

— 120.93 Кб (Скачать файл)

 

Концепция и основные положения законопроекта  рассматривались 158 органами территориального общественного самоуправления самостоятельно, а также в форме специализированных семинаров, проведенных в г.г.Буденновске, Новомосковске, на межрегиональной  научно-практической конференции, парламентских  слушаниях, организованных Комитетом  по делам общественных объединений  и религиозных организаций, и  на пленарном заседании Государственной  Думы 30.09.98.

 

В настоящей  редакции законопроекта учтены замечания  и предложения:

 

высказанные при обсуждении законопроекта на пленарном заседании Государственной  Думы 30.09.98;

 

поступившие от министерств (комитетов) науки и  образования субъектов   Российской   Федерации,   глав   администраций   городов  и представительных органов  местного самоуправления;

 

высказанные при обсуждении законопроекта на собрании органов территориального общественного самоуправления г.Москвы.

 

Финансово-экономическое  обоснование проекта Федерального закона «Об  общих  принципах  организации  территориального  общественного самоуправления»: предлагаемый Федеральный закон не требует финансирования из федерального бюджета, он не содержит положений, предусматривающих льготное  налогообложение  и  кредитование  органов  территориального общественного самоуправления.

 

Затраты на реализацию предлагаемого Закона осуществляются в рамках консолидированного федерального бюджета Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  по статьям расходов на содержание органов юстиции и органов  местного самоуправления.

 

Проанализировав основные положения проекта Закона, можно уже сейчас сделать вывод, что необходимо разработать некоторые  нормативные правовые акты для реализации Закона «Об общих принципах организации  территориального общественного самоуправления», а именно:

 

1. В  случае принятия данный Федеральный  закон реализуется принятием  закона субъекта Российской Федерации  «О территориальном общественном  самоуправлении (в данном субъекте  Российской Федерации)» и принятием  соответствующих норм в уставах  муниципальных образований данного  субъекта Российской Федерации.

 

В этой связи целесообразно разработать  модельный закон субъекта Российской Федерации «О территориальном общественном самоуправлении» и модельный  раздел в Устав муниципального образования  «Территориальное общественное самоуправление».

 

Указанные  модельный  закон  и  модельный  раздел  Устава рассматриваются  депутатами, вносящими данный федеральный  закон, и рекомендуются ими для  разработки соответствующих нормативных  правовых актов субъектов Российской Федерации.

 

В связи  с вышеизложенным целесообразно  отменить, изменить или дополнить  некоторые законы и нормативные  правовые акты, а именно:

 

подлежат  признанию утратившими силу статьи 80-86 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 6 июля 1991 г. N 1550-1, а также  потребуется внесение изменений  и дополнений в:

 

1) статьи 7 и 12 Федерального закона «Об  общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ;

 

2) статьи 27 и 56 Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» от 28 августа 1995г.Н154-ФЗ;

 

3) принятые  на их основе соответствующие  нормативные правовые акты субъектов.

 

Анализируя  правовые  основы  деятельности  территориального общественного самоуправления в Российской Федерации, хочется  подробнее рассмотреть основные нормативные документы по ТОСам  в нашем городе: Устав города и  Положение о территориальном  общественном положении в городе Нижнем Новгороде.

 

Территориальное общественное самоуправление в городе Нижнем Новгороде, как и в других городах, является формой осуществления  местного самоуправления и призвано содействовать реализации прав и  свобод граждан, их самостоятельности  в решении вопросов развития территории.

 

В Уставе города Нижнего Новгорода, принятом 29.01.98 г., ТОС посвящена глава 8 (ст.50-52). В ст.50 говорится, что «порядок создания органов территориального общественного  самоуправления, срок их полномочий и  структура определяются Положением о территориальном общественном положении в городе Нижнем Новгороде, принимаемом городской Думой».

 

Необходимостью  более широкого привлечения граждан  к решению насущных жизненных  задач, стоящих перед городом, было продиктовано принятие в новой редакции Положения о территориальном  общественном самоуправлении в г. Н.Новгороде  от 17.11.99 г. (приложение 2). Действовавшее  ранее, принятое в июне 1994 г. Положение  о ТОС в городе, потребовало  значительных изменений и дополнений в связи с последующим принятием  нормативно-правовых актов и, в первую очередь, Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации».

 

Основные  отличия нового Положения от предыдущего  в следующем:

 

• появились новые главы об ответственности, реорганизации и ликвидации органа ТОС;

 

• появилась статья, регламентирующая деятельность старшего по дому (улице, двору, подъезду);

 

• исключена глава о комитетах  общественного самоуправления;

 

• более подробно описаны:

 

а) компетенция общих собраний (сходов), конференций граждан;

 

б) организация работы совета общественного  самоуправления;

 

в) компетенция совета общественного  самоуправления;

 

г) глава о финансах и имуществе  органа территориального общественного  самоуправления.

 

В целом, новое Положение является хорошо проработанным правовым актом, в  котором учтены многие предложения  и пожелания, внесенные на обсуждениях  проекта документа.

 

В соответствии с новым Положением 22 декабря 1999 года было принято постановление  городской Думы «Об установлении границ советов общественного самоуправления», которым были определены границы 96 советов во всех 8 районах Нижнего  Новгорода. В настоящее время  можно говорить о завершении, в  основном, формирования системы ТОС  в городе, которая сейчас охватывает практически всю территорию города.

 

Как видим, существующая правовая основа органов  территориального самоуправления требует  и комментариев и определения  конкретных шагов по реализации содержащихся в ней положений. В этом отношении, большое значение имеет организационная  работа органов местного самоуправления.

 

Итак,    эффективное    функционирование   системы   местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование   местного   самоуправления   на   этапе   реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его  деятельности. Полноценное развитие законодательства о местном самоуправлении является также залогом развития демократии в нашей стране, создания правового государства.

 

 

Правовой статус и сущность территориального общественного самоуправления.

 

Правовой  статус территориального общественного  самоуправления точно определен  наименованием статьи 27 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» и ее 1 пунктом: территориальное  общественное самоуправление - это  форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанная на самоорганизации граждан по месту их жительства. Предметом своей деятельности ТОС имеет вопросы местного значения, но при этом, не являясь формой власти, не принимает общеобязательные решения, а осуществляет собственные инициативы в этих вопросах, направленные на решение конкретных задач в обеспечение собственной жизнедеятельности.3

В соответствии с действующим федеральным законом  органы ТОС обособлены от органов  местного самоуправления и не включены в их систему.4

Сущность  ТОС, ни способ формирования этих органов  не допускают передачи органам территориального общественного самоуправления властных прав в отношении граждан и  юридических лиц. Формирование такого властного института противоречит основам конституционного строя  Российской Федерации.5

Непонимание сущности ТОС приводит к возникновению  ряда проблем в организации деятельности территориального общественного самоуправления, отказа населения от участия, а иногда и противодействие работе таких  псевдо ТОС, заменяющих подлинную самостоятельность  граждан.

Важность  такого института как территориальное  общественное самоуправление обусловлена  тем, что ТОС способствует воспитанию гражданского самосознания, организации  активного сотрудничества власти и  народа, преодолению пассивности  и иждивенческих настроений населения. Исходя из этого, органы государственной  власти и местного самоуправления должны способствовать созданию ТОС, проводить  разъяснительную работу среди населения, создавать условия для формирования и деятельности органов территориального общественного самоуправления. Существенную помощь здесь могут оказать депутаты от соответствующих избирательных округов.6

Однако  при организации ТОС необходимо учитывать, что органы ТОС могут  создаваться только по инициативе населения, а их компетенция определяется самими гражданами при формировании этих органов, так как именно граждане сами решают какие собственные инициативы, они  будут осуществлять в вопросах местного значения.

В первую очередь, как законодательством, так  и уставом

муниципального  образования должно быть установлено  право граждан на осуществление территориального общественного самоуправления и определены гарантии такого права. Серьезным является вопрос об установлении территорий, на которых осуществляется ТОС. Поскольку под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства, имеет смысл предоставить право выбора территории, на которой будет осуществляться ТОС, самим гражданам, а органам местного самоуправления лишь установить границы этих территорий. Наиболее распространенным является создание органов ТОС в городах и поселках на территории дворов, улиц, кварталов. Возможно формирование органов ТОС и в микрорайонах, однако, такие органы обычно создаются для решения более крупных и единичных задач (экологических, градостроительных, создания добровольных дружин по охране общественного порядка, организации работы с молодежью). В сельской местности возможно создание органов ТОС в мелких поселениях, не являющихся муниципальными образованиями.7

Большое значение для становления и развития ТОС имеет наличие нормативной  правовой базы, регламентирующей деятельность органов ТОС.

Такую нормативную  правовую базу составляют:

• Федеральный  Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 №131-ФЗ.

• Уставы муниципальных образований.

В настоящее  время не представляется возможным  эффективного общественного самоуправления в связи с имеющей место  законодательной неурегулированностью вопросов собственности и разграничения  предметов ведения и полномочий по линии «Федеральный центр - субъект  Федерации -местное самоуправление».

Разрешение  возникающих противоречий возможно при закреплении за органами ТОС  правового статуса в Федеральном  законе «Об органах территориального общественного самоуправления».

1.3 Правовые основы  ТОС

 

 Территориальное общественное  самоуправление (ТОС) – одна из  важнейших составляющих местного  самоуправления, призванная содействовать  гражданам в реализации своих  прав и свобод. Сегодня роль  местных органов власти прежде  всего состоит в том, чтобы  помочь выявить проблемы и  предоставить гражданам принять  участие в их решении.

Правовую основу территориального общественного самоуправления в  настоящее время составляют следующие  нормативно-правовые акты:

1) Конституция Российской Федерации  (ст. 130 закрепляет возможность осуществления  местного самоуправления путем  других форм прямого волеизъявления  граждан);

2) Федеральный закон от 6 октября  2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации» (ст. 27);

3) Федеральный закон от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих  организациях»;

4) местные нормативные акты: уставы  муниципальных образований, положения  представительных органов местного  самоуправления и т.д.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон №131-ФЗ) территориальное общественное самоуправление – это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Исходя из определения, можно сделать  вывод, что основными принципами осуществления территориального общественного  самоуправления являются принципы самостоятельности  и ответственности жителей и  органов ТОС.

Принцип самостоятельности предполагает: во-первых, самостоятельное определение  жителями системы и структуры  органов ТОС, во-вторых, свободу действий при осуществлении собственных  инициатив по любому вопросу местного значения (который не исключен из компетенции  органов ТОС и не отнесен к  компетенции иных органов), в-третьих, финансово-экономическую самостоятельность  органов ТОС, которые вправе формировать  и исполнять собственный бюджет.

Информация о работе Территориальное общественное самоуправление