Территориальное общественное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение взаимоотношений ТОС с органами местного самоуправления и органами государственной власти.
Для достижения основной цели работы предполагается решение следующих задач:
- изучить теоретические основы территориального общественного самоуправления как института гражданского общества;
- провести анализ современного состояния территориального общественного самоуправления;
- рассмотреть пути совершенствования взаимоотношений ТОС с органами

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 . Территориальное общественное самоуправление как институт гражданского общества
1.1. Понятие ТОС
1.2. Система организации, ПРИНЦИПЫ И ФУНК ТОС
1.3. Правовые основы ТОС
ГЛАВА 2 Практика осуществления территориального общественного самоуправления …………
2.1. Положение и развитие ТОС в регионах РФ
2.2. ТОС в Кл рне
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

тос сборка.docx

— 120.93 Кб (Скачать файл)

Принцип ответственности означает возможность наступления неблагоприятных  последствий в случаях принятия органами ТОС противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего  осуществления органами ТОС своих  полномочий и т.п. Ответственность  органов ТОС может наступить  как перед жителями (в случае утраты доверия), так и перед органами местного самоуправления и органами государственной власти (в случае нарушения законодательства).

Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ территориальное общественное самоуправление осуществляется на части территории муниципального образования. Границы  территории ТОС устанавливаются  представительным органом муниципального образования по предложению населения. Мнение населения, проживающего на данной территории, может быть выявлено с  помощью собраний, конференций жителей, опросов общественного мнения и  т.п.

Федеральный закон № 131-ФЗ закрепляет две основные формы осуществления  территориального общественного самоуправления жителями: во-первых, непосредственно (через все формы прямого волеизъявления) и, во-вторых, опосредованно — через формируемые органы ТОС.

Система территориального общественного  самоуправления как совокупность организационных  форм осуществления ТОС обычно включает в себя следующие элементы:

1) формы прямого волеизъявления (общие собрания, конференции жителей,  опросы населения и т.п.);

2) органы ТОС (собрания, советы, комитеты, правления и т.п.);

3) добровольные союзы органов  ТОС.

Федеральный закон № 131-ФЗ закрепляет многоуровневую модель территориального общественного самоуправления, определяя  следующие территории осуществления  ТОС: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Следует отметить, что на одной  территориальной единице может  быть создан только один орган ТОС.

Многоуровневая система предполагает подчинение нижестоящих уровней  вышестоящим, например старший по подъезду будет подчиняться старшему по дому, а тот в свою очередь председателю ТОС микрорайона.

Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ органы ТОС избираются жителями, проживающими на соответствующей территории. Выборы органов ТОС могут проводиться  на учредительных собраниях или  конференциях жителей по месту их жительства.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента  регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Порядок  регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования  и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (Приложении № 1 — примерное Положение «О территориальном общественном самоуправлении в _______», Приложение № 2 — примерный Порядок учета территориальных общественных самоуправлений в ________).

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом  может являться юридическим лицом  и подлежит государственной регистрации  в организационно-правовой форме  некоммерческой организации. Высшим руководящим  органом ТОС является общее собрание (конференция) жителей соответствующей  территории.

Федеральный закон №131-ФЗ устанавливает, что общее собрание жителей правомочно, если в нем принимает участие  не менее половины жителей соответствующей  территории, достигших 16-летнего возраста, а конференция считается правомочной, если в ней принимают участие  не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей  территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. (Проект Протокола № 1 собрания жителей по учреждению территориального общественного самоуправления «___________»  в приложении № 3).

Федеральный закон №131-ФЗ закрепляет исключительные полномочия собраний, конференций ТОС, относя к ним  следующие вопросы:

1) установление структуры органов  ТОС (на общем собрании жителей  определяются виды избираемых  органов ТОС, как правило, это  председатель, осуществляющий общее  руководство, исполнительно-распорядительный  и контрольно-ревизионный органы  ТОС, на собрании также определяется  количество работников органов  ТОС);

2) принятие устава ТОС, внесение  в него изменений и дополнений (устав как учредительный акт  ТОС может быть принят только  на общем собрании, конференции  жителей);

3) избрание органов ТОС (именно  на общих собраниях, конференциях  жителями избираются председатель  ТОС и органы ТОС);

4) определение основных направлений  деятельности ТОС (на собраниях,  конференциях жители определяют наиболее приоритетные направления развития своей территории, как правило, это вопросы благоустройства территории ТОС, ремонта жилого комплекса, удовлетворение иных социально-бытовых потребностей граждан);

5) утверждение сметы доходов  и расходов ТОС и отчета  о ее исполнении (в данном случае  под сметой следует понимать  финансово-плановый акт ТОС, определяющий  целевое назначение выделенных  ресурсов и объем доходов и  расходов за определенный период  времени (как правило, один  год) с разбивкой по кварталам);

6) рассмотрение и утверждение  отчетов о деятельности органов  ТОС (председатель и органы  ТОС отчитываются об итогах  деятельности перед жителями  своей территории, таким образом  осуществляется общественный контроль  за деятельностью субъекта ТОС).

Федеральный закон № 131-ФЗ определяет полномочия органов ТОС, в частности  они:

1) представляют интересы населения,  проживающего на соответствующей  территории (основной функцией ТОС  является представление и защита  интересов жителей своей территории  в органах местного самоуправления  и в органах государственной  власти);

2) обеспечивают исполнение решений,  принятых на собраниях и конференциях  граждан (решения, принятые высшим  руководящим органом ТОС, исполняются  иными органами ТОС, общее руководство  при этом осуществляет председатель  ТОС);

3) могут осуществлять хозяйственную  деятельность по содержанию жилищного  фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение  социально-бытовых потребностей  граждан, проживающих на соответствующей  территории, как за счет средств  указанных граждан, так и на  основании договора между органами  территориального общественного  самоуправления и органами местного  самоуправления с использованием  средств местного бюджета (это  накладывает на хозяйственную деятельность органов ТОС ограничения, так как содержит закрытый перечень направлений деятельности субъекта ТОС) (Приложение № 4 — примерный договор между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления).

Органы ТОС вправе использовать земельные участки на территории ТОС под строительство погребов и гаражей, создание детских и  оздоровительных площадок, разбивку скверов, открытие стоянок автомобилей  и площадок для выгула собак, а  также для других общественно  полезных целей);

4) вправе вносить в органы  местного самоуправления проекты  муниципальных правовых актов,  подлежащие обязательному рассмотрению  этими органами и должностными  лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено  принятие указанных актов (таким  образом, особенностью статуса  органов ТОС является право  участвовать в местном нормотворчестве).

Согласно Федеральному закону №131-ФЗ органы ТОС обязаны иметь устав  ТОС (Приложения № 5 и № 6 — примерные  уставы ТОС). В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

1) территория, на которой оно  осуществляется;

2) цели, задачи, формы и основные  направления деятельности территориального  общественного самоуправления;

3) порядок формирования, прекращения  полномочий, права и обязанности,  срок полномочий органов территориального  общественного самоуправления;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества,  а также порядок пользования  и распоряжения указанным имуществом  и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления  территориального общественного  самоуправления.

Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться  не могут.

В соответствии с Федеральным законом  № 131-ФЗ условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета для осуществления территориального общественного самоуправления определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (например, Положение «О муниципальном гранте для территориальных общественных самоуправлений в _________» (Приложение № 7).

Важность и необходимость развития территориального общественного самоуправления обусловлена прежде всего тем, что  оно способствует воспитанию гражданского самосознания, организации конструктивного  сотрудничества жителей с местной  властью, преодолению пассивности, потребительских и иждивенческих  настроений.

Территориальное общественное самоуправление – это эффективный механизм диалога  муниципальной власти с населением, который позволяет плодотворно  сотрудничать и избегать сколько-нибудь значительных социальных конфликтов, быстро доводить до власти мнение жителей, помогать жителям осознать себя хозяевами  в доме, на улице, в микрорайоне, поселке, городе; эффективно решать возникающие  проблемы, опираясь на собственные  силы и возможности.

 

 
ГЛАВА 2 Практика осуществления территориального общественного самоуправления …………

2.1. Положение и развитие ТОС в регионах РФ

3.1 Положение ТОС  в субъектах РФ

 

Бурное нормотворчество  на уровне субъектов Российской Федерации  в вопросах урегулирования правового  положения ТОС привело к множеству  противоречий по отношению к Федеральным  нормам. В отдельных субъектах  не учитывалось мнения населения  местного самоуправления, в других ущемлялись права. За период с момента  принятия закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления…» до начала 2003 года в Верховном суде РФ и Конституционном суде РФ рассматривались  десятки дел о противоречии местного законодательства федеральному и о  их конституционности. В частности  можно выделить:

- Постановление Конституционного  Суда РФ от 15 января 1998 г. N 3-П "По  делу о проверке конституционности  статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики  Коми и статьи 31 Закона Республики  Коми от 31 октября 1994 года "Об  органах исполнительной власти  в Республике Коми";

- Определение СК Верховного  Суда РФ от 21 апреля 2000 г. по делу N 74-Г00-З Об отмене решения Верховного Суда республики Саха (Якутия) от 23 февраля 2000 г. и дополнительного решения Верховного Суда республики Саха (Якутия) от 14 марта 2000 г.

- Решение СК по гражданским  делам Московского городского  суда от 17 декабря 2001 г. О признании абзаца 2 п.1 ст.28 Закона г. Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников районного Собрания в городе Москве" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.8

Причины таких «коллизий» все те же, во-первых, – неоднозначность  норм ст.27 Закона, во-вторых, их явное  противоречие конституционным нормам.

Но вернемся к рассмотрению современных источников правового  регулирования ТОС.

Еще один источник, в котором  могут быть затронуты полномочия органов территориального общественного  самоуправления– специальные договоры и соглашения.

Органы ТОС и вышестоящие  органы управления не обязательно должны строить взаимодействие только на основе четкого разделения полномочий. По целому ряду текущих вопросов целесообразно  использовать иные, более оперативные  формы. Так, если характер взаимодействия в определенной сфере требует  детального определения прав, обязанностей и ответственности, а также связан с выделением материально-финансовых средств, предпочтительной формой взаимодействия является договор. Такие договоры и  соглашения подписываются главами  органов, но в ряде случаев, установленных  законом, вступают в силу только после  утверждения со стороны представительных органов власти и после их официального опубликования в средствах массовой информации.

 

Развитие ТОС в регионах

 

Территориальное общественное самоуправление, без особой поддержки  властей развивающееся на просторах  от Калининграда до Владивостока, за десять лет выросло до масштабов серьезного социально-политического фактора, с  которым нельзя не считаться.

 

По данным различных ассоциаций органов ТОС, география его деятельности весьма обширна: она охватывает до 100 процентов населения малых городов (6 советов ТОС при населении 60 тысяч человек в Буденновске, 12 советов ТОС при населении 140 тысяч человек в Невинномысске), до 60 - 80 процентов населения средних  городов (около 100 органов ТОС в  Нижнем Новгороде), до 40 - 50 процентов  населения крупных городов (около 300 органов ТОС в Москве, около 150 органов ТОС в Санкт-Петербурге).[16]

Информация о работе Территориальное общественное самоуправление