Территориальное общественное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение взаимоотношений ТОС с органами местного самоуправления и органами государственной власти.
Для достижения основной цели работы предполагается решение следующих задач:
- изучить теоретические основы территориального общественного самоуправления как института гражданского общества;
- провести анализ современного состояния территориального общественного самоуправления;
- рассмотреть пути совершенствования взаимоотношений ТОС с органами

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 . Территориальное общественное самоуправление как институт гражданского общества
1.1. Понятие ТОС
1.2. Система организации, ПРИНЦИПЫ И ФУНК ТОС
1.3. Правовые основы ТОС
ГЛАВА 2 Практика осуществления территориального общественного самоуправления …………
2.1. Положение и развитие ТОС в регионах РФ
2.2. ТОС в Кл рне
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

тос сборка.docx

— 120.93 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы непосредственной демократии

Непосредственная  демократия в системе местного самоуправления осуществляется посредством различных  форм прямого волеизъявления населения  или его отдельных групп, проживающих  в границах районов, городов, районах  в городах, поселков, сельских поселений, в которых осуществляется местное  самоуправление. Она играет особую роль в его реализации.1

Эта роль определяется, прежде всего тем, что  посредством таких форм прямой демократии, как выборы, собрания населения и  ряда других обеспечивается формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы местного самоуправления – его органов.

К непосредственным формам ТОС с участием населения  относятся:

– собрания /конференции/;

– сходы;

– выборы органов ТОС;

– референдумы, опросы;

– правотворческая инициатива;

– обращения;

– обсуждения;

– общественные инициативы.

Система ТОС является частью общей системы  местного самоуправления, и включает в себя:

1. Общие  собрания (сходы), конференции граждан.  Это одна из самых массовых  форма непосредственной демократии, наиболее доступной гражданам и являющаяся средством их самоорганизации. Характерна исключительно для сельских населенных пунктов. Полномочия сходов являются несколько неопределенными. Обычно это форма отчетности муниципального управления перед населением. Решения сходов носят исключительно рекомендательный характер. Чаще всего сходы собираются по инициативе администрации и депутатов органов местной представительной власти.

Принятый  в 1991 году Закон Российской Федерации  о местном самоуправлении в Российской Федерации отнес к компетенции  общих собраний (сходов) граждан  следующие вопросы:

– избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений (уставов) о них;

– утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления по социально – экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении;

– решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления.

Общее собрание, конференция правомочны при явке более 25% от числа жителей, имеющих  право участвовать в общем  собрании (сходе), или не менее 50%, избранных  на конференцию делегатов. Участники  конференции делегируются собраниями жителей домов, кварталов, улиц, подъездов, групп домов в частном секторе. Порядок голосования определяется собранием. Результаты голосования  оформляются протоколом.

К исключительной компетенции общих собраний (сходов), конференций граждан соответствующей  территории относятся решения следующих  вопросов:

– принятие решения об образовании и ликвидации органов ТОС;

– принятие Устава, структуры и численности органов ТОС;

– досрочное прекращение полномочий органов ТОС;

– избрание совета общественного самоуправления (далее – Совет) и председателя Совета;

– избрание ревизионной комиссии;

– утверждение отчета о деятельности органов ТОС;

– утверждение отчета о финансовых результатах деятельности органов ТОС.

Решения общих собраний, конференций граждан  принимаются большинством голосов  присутствующих, оформляются протоколом (в котором указывается: дата, место  проведения, общее число жителей, имеющих право принимать решения  на общем собрании, конференции, число  присутствующих на общем собрании, конференции, перечень вопросов и принятые решения). Решения общих собраний, конференций в течение 10 дней доводятся  до сведения органов местного самоуправления и соответствующих организаций  и служб.2

2. Домовые  (уличные) комитеты. Работают без  образования юридического лица  и во многом повторяют сеть  домкомов доперестроечных времен. В последнее время наметилась тенденция активизация деятельности данных структур. Это связано с проходящей реформой ЖКХ и массовым переводом ведомственного жилья в муниципальную собственность. Домовые и уличные комитеты создаются стихийно, собраниями инициативных групп из числа жителей. Их основные функции – вопросы благоустройства и взаимодействия со структурами ЖКХ. Они не претендуют на целевое финансирование из бюджета и занимаются аккумуляцией собственных усилий для решения вопросов благоустройства и лоббирования собственных интересов в подразделениях ЖКХ. Домовые и уличные комитеты часто выступают как заказчики ряда общественно-полезных работ и мероприятий (от мелкого ремонта и содержания инфраструктуры домов до охраны общественного порядка).

3. Комитеты  территориального общественного  самоуправления и товарищества  собственников жилья. Это самая  высокоразвитая форма ТОС на  настоящее время. КТОСы и ТСЖ  действуют практически всегда  как юридические лица, имеют выборных оплачиваемых руководителей и жесткую организационную структуру. Как правило, действуют они в городах, охватывая значительную территорию (один или несколько микрорайонов). ТСЖ – узкоцелевые организации, направленные на решение частных вопросов. ТСЖ выполняют важнейшую функцию отстаивания интересов собственников жилья. Значение их работы усиливается в связи с проведением жилищной реформы. На данном этапе собственники жилья находятся в заведомо худшем положении по сравнению с владельцами жилья (муниципальной собственности).

4. В систему  ТОС также входят союзы и  ассоциации ТОС различных уровней.

Территориальное общественное самоуправление объединяет население на основе совместной работы по выполнению определенных задач в  области обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно-бытовых и иных запросов, охраны их прав и интересов. Органы местного самоуправления, в соответствии с уставом муниципального образования, содействуют органам ТОС в  осуществлении их полномочий.

 

 

 

 

Органы  ТОС создаются гражданами на основе добровольного волеизъявления по месту  их жительства на части территории муниципального образования: территориях  поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся поселениями, городских  микрорайонов, кварталов, улиц, дворов, многоквартирных жилых домов  или группы таких домов и др.

  Особое значение имеет создание  органов ТОС в местах компактного  проживания малочисленных народов.  Они призваны содействовать социально-экономическому  и культурному развитию, защите  исконной среды обитания, традиционного  образа жизни, хозяйствования  и промыслов малочисленных народов.  Общие принципы организации и  деятельности ТОС малочисленных  народов устанавливаются федеральным  законом.

  Система организации ТОС представляет  собой совокупность организационных  форм, посредством которых реализуются  инициативы населения по решению  местных вопросов (рис. 1.8.1).

 

Рис. 1.8.1. Система территориального

  общественного самоуправления

 

  ТОС осуществляется населением  посредством проведения собраний  и конференций граждан, которые  могут избирать различные органы. Собрание считается правомочным,  если в нем принимают участие  не менее половины жителей  соответствующей территории, достигших  возраста 16 лет. Конференция считается  правомочной при участии не  менее 2/3 избранных делегатов.  К исключительным полномочиям  собрания, конференции граждан, осуществляющих  ТОС, относятся:

- установление структуры органов  ТОС;

- принятие устава ТОС, внесение  в него изменений и дополнений;

- избрание органов и должностных  лиц ТОС на основе открытости  и гласности;

- определение основных направлений  деятельности ТОС;

- утверждение сметы доходов и  расходов ТОС и отчета о  ее исполнении;

- рассмотрение и утверждение  отчетов о деятельности органов  ТОС.

  Органами ТОС могут быть: совет  или комитет самоуправления, исполнительные  органы, ревизионная комиссия (ревизор). ТОС обычно возглавляет председатель  или другое лицо, а в сельских и других малых населенных пунктах, не являющихся поселениями, - староста. Исполнительный орган может возглавлять директор (исполнительный директор). В небольших ТОС функции председателя и директора могут быть совмещены. По отдельным вопросам могут избираться общественные комиссии (например, по работе с подростками, благоустройству, общественному порядку и т.п.). Председатель и иные должностные лица, а также органы ТОС должны быть подотчетны собранию (конференции). Органы ТОС, являющиеся юридическими лицами, обязаны вести соответствующую отчетность, в том числе бухгалтерскую.

  Органы ТОС представляют интересы  населения, проживающего на соответствующей  территории; обеспечивают исполнение  решений, принятых на собраниях  и конференциях граждан. Они  могут осуществлять хозяйственную  деятельность по содержанию жилищного  фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение  социально-бытовых потребностей. К  собственной хозяйственной деятельности  ТОС может относиться торговая  и строительная деятельность, участие  в коммерческих организациях, сдача  в аренду земельных участков, нежилых помещений, рекламных  площадей, принадлежащих ТОС, и  т.п.

  Компетенция отдельных органов  ТОС определяется их уставами  с учетом полномочий, которые  могут передаваться им органами  местного самоуправления.

  К ассоциациям относятся городские,  районные и другие объединения  органов ТОС (советы, комитеты, иные  органы), а также объединения уполномоченных  выборных лиц (советы старост,  иных уполномоченных лиц). Они  создаются в целях содействия  эффективному осуществлению ТОС,  координации деятельности органов  ТОС отдельных территориальных  образований и оказания им  организационной и методической  помощи на добровольной основе.

  Органы ТОС на своей территории  могут играть разные роли или  несколько ролей одновременно (рис. 1.8.2).

 

Рис. 1.8.2. Роли и функции территориального

  общественного самоуправления

 

  Такая разнородная деятельность  подпадает под сферу регулирования  разных федеральных законов. В  связи с этим рассматриваются  предложения о принятии специального  федерального закона "О территориальном  общественном самоуправлении населения".

 

Принципы  территориального общественного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации  и деятельности населения, формируемых  им органов ТОС в решении вопросов местного значения.

 

Территориальное общественное самоуправление осуществляется на следующих принципах:

 

1. широкого и активного участия  населения и их объединений  в выработке, принятии и реализации  решений по вопросам развития  своей территории;

 

2. самостоятельности, предусматривающей  создание органов ТОС населением, а также определении финансовых  источников их деятельности;

 

3. выборности органов ТОС, их  подконтрольности и подотчетности  населению;

 

4. открытости и публичности деятельности  органов ТОС, учета ими общественного  мнения;

 

5. законности деятельности ТОС;

 

6. сочетании территориальных и  местных интересов с региональными  и государственными интересами;

 

7. защиты прав и интересов населения  территории.

 

К   функциям    территориального   общественного    самоуправления относятся основные направления  их деятельности, а именно:

 

1. обеспечение участия жителей  территории в решении вопросов  местного значения;

 

2. использование муниципальной собственности  (в том числе, аренда нежилых  муниципальных помещений) при  передаче ее в пользование  на правах хозяйственного ведения  муниципальному унитарному предприятию  или на правах оперативного  управления учреждению в случаях,  когда это затрагивает интересы  граждан территории действия  ОТОСа;

 

3. прием выполненных работ по  благоустройству и озеленению  территорий, ремонту и реконструкции  жилого фонда, объектов социальной  инфраструктуры, жилищно-коммунального  хозяйства, дорог и тротуаров,  расположенных на территории  действия ОТОСа;

 

4.   формирование   промышленных,   рекреационных  и  других  функциональных зон и объектов, использование природных ресурсов, охрана историко-культурного наследия  и окружающей среды;

 

5. приватизация объектов бытового  обслуживания населения и торговых  предприятий территории действия  ОТОСа;

 

6. застройка муниципальных земельных  участков в пределах территории  действия ОТОСа, возведение на  них зданий и сооружений, осуществление  перестройки или сноса строений, кроме случаев застройки земельного  участка в соответствии с генеральным  планом и проектами планировки  и застройки, предоставления (передачи) земельных участков гражданам;

 

7. представление земельных участков  и находящегося на них недвижимого  имущества другим юридическим  лицам в постоянное и срочное  пользование, в том числе и  аренду;

 

8. порядок использования гражданами  и юридическими лицами земельных  участков общего пользования:  территории, на которых расположены  внутриквартальные и дворовые  спортивные сооружения, зоны отдыха  и зеленые насаждения, автостоянки,  мусоросборники, хозяйственные пристройки, гаражи, места выгула домашних  животных и птиц;

 

9. участие в поддержании правопорядка  на соответствующей территории;

 

10. другие решения, затрагивающие  интересы граждан соответствующей  территории и уставные полномочия  ОТОСа.

Информация о работе Территориальное общественное самоуправление