Территориальное общественное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение взаимоотношений ТОС с органами местного самоуправления и органами государственной власти.
Для достижения основной цели работы предполагается решение следующих задач:
- изучить теоретические основы территориального общественного самоуправления как института гражданского общества;
- провести анализ современного состояния территориального общественного самоуправления;
- рассмотреть пути совершенствования взаимоотношений ТОС с органами

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 . Территориальное общественное самоуправление как институт гражданского общества
1.1. Понятие ТОС
1.2. Система организации, ПРИНЦИПЫ И ФУНК ТОС
1.3. Правовые основы ТОС
ГЛАВА 2 Практика осуществления территориального общественного самоуправления …………
2.1. Положение и развитие ТОС в регионах РФ
2.2. ТОС в Кл рне
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

тос сборка.docx

— 120.93 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Саратов

 

В Саратове зафиксировано 34 КТОСа, из которых реально действуют  только 27. Более половины КТОСов здесь  создано по инициативе властей. Саратовские  КТОСы отличаются относительно слабым имущественным и финансовым обеспечением: у трети КТОСов отсутствуют помещения, у половины - телефоны. С другой стороны, деятельность их в целом поддерживается мэрией Саратова.  Председатели КТОСов являются постоянными участниками  оперативных совещаний в администрации. Законодательная и нормотворческая  база Саратовской области в части  реализации Закона РФ «Об основах  организации местного самоуправления в РФ», касающейся деятельности ОТОС, считается одной из самых лучших по исследуемым регионам.

 

Финансовая обеспеченность деятельности саратовских КТОСов вызывает   определенные   вопросы.   Собственно   предпринимательской деятельностью  они занимаются весьма неуспешно, и  живут в основном за счет бюджетных  средств. Необходимость в бюджетном  финансировании их деятельности   часто   вызывает   сопротивление   администрации   при   передаче некоторых административных функций  КТОСам. Если проследить динамику развития системы ОТОС за последние пять лет  отчетливо прослеживается тенденция  сокращения количества ОТОС разных видов. Пик развития ОТОС пришелся на 1997 год, после чего началось некоторое сокращение их численности. Это связано, прежде всего, с вопросом финансирования деятельности этих организаций. В связи с бюджетным  кризисом администрации очень неохотно идут на прямое финансирование, так  как не всегда вызывает доверие руководство  ОТОС. Специфика деятельности ОТОС приводит к постоянному контакту этих организаций с политическими  партиями и движениями, депутатским  корпусом. КТОСы начинают играть своеобразную политическую роль, нередко являясь  представителями депутата в округе по работе с населением. Поэтому финансирование их выглядит еще и как подпитка политических структур.

 

Кроме того, администрация  крайне негативно относится к  занятой большинством КТОСов позиции  контролирующего органа. Вопросы  контроля за деятельностью служб  ЖКХ как-то отрегулированы. Что же касается распределения земли и  собственности на территории КТОСов, то очень часто администрация  занимает в этом вопросе достаточно жесткую позицию и не считается  с возражениями комитетов. С другой стороны, признавая контролирующую функцию КТОСов, администрация очень  часто требует выполнения определенных объемов работ их силами и за их счет. Чаще всего, эта работа связана  с благоустройством территорий, причем подчеркивается, что если КТОСы являются выразителем воли населения, проживающего на ней, то пусть докажут свое реальное влияние путем выполнения силами населения, например, работ по озеленению.

 

Взаимоотношения администрации  и КТОСов нельзя назвать простыми. Однако следует отметить, что в  целом муниципальные органы власти и ОТОСы научились находить общий  язык. Муниципальные органы с удовольствием  используют силы КТОСов для работы с населением. Принимается и их контролирующая функция. Однако любые  вопросы, касающиеся согласования прав  распоряжения  муниципальной  собственностью  и  коммерческой деятельности КТОСов с использованием муниципальной  собственности, служит предметом постоянных разногласий.

 

 

 

Тюмень

 

В Тюмени имеется некоторый  опыт сотрудничества муниципальной  власти с территориальным общественным самоуправлением. Органы ТОС привлекаются (к сожалению, не всегда) к решению  вопросов об отводе земель, утверждению  планов  строительства,  составлению  планов  социально-экономического развития города. Председатели органов ТОС  получают подробную информацию о  деятельности городской Думы и участвуют  в работе ее постоянных комиссий. В  администрации города создан отдел  по работе с органами ТОС. Органы ТОС  участвуют в конкурсах на получение  муниципальных грантов, что позволяет  осуществлять их финансирование по договорам - под конкретные проекты. Тюменской  городской Думой утверждено Положение  о порядке передачи органам ТОС  отдельных полномочий, где описана  процедура заключения договора между  администрацией города и органом  ТОС о передаче конкретных полномочий и средств для их реализации. К  сожалению, уже два года данное положение  не работает. На наряду с нежеланием администрации передавать кому-либо свои распорядительные функции существует определенное недоверие к органам  ТОС. Абсолютно ясно, что рано или  поздно этот шаг администрация сделает: явно видна невозможность решения  некоторых местных (может быть, на первый взгляд, не самых важных, мелких) вопросов силами территориальных управлений администрации.

 

В настоящее время Тюменской  городской Думой разрабатывается  проект Положения о территориальных  программах, составляемых при активном участии органов ТОС. После утверждения  городской Думой эти программы  должны стать частью плана социально-экономического развития города, и, соответственно, попасть  в бюджет. Определенная положением обязательная процедура согласования программ с органом ТОС на всех этапах (в том числе на этапе  исполнения) даст в руки территориального общественного самоуправления реальные рычаги влияния на развитие своей  территории.

 

 

 

Чувашская Республика

 

Специализированных   структур,   занимающихся   исключительно  проблемами развития ТОС, в Чувашской  Республике нет. В то же время существует целый ряд органов, которые, помимо прочего, так или иначе взаимодействуют  с ними. Это  районные  и  городские  администрации,  Совет  по местному самоуправлению при Президенте ЧР, который возглавляет глава администрации  Президента ЧР Петр Краснов. На одной  из последних сессий Госсовета ЧР было решено образовать Комитет по самоуправлению, круг функций которого пока четко не определен.[20]

 

Точных цифр, характеризующих  состояние ТОС в ЧР, нет. Разновидностей ОТОС здесь довольно много: советы самоуправления, уличные и домовые комитеты. Кроме  того, общее количество ОТОС непрерывно меняется, в основном - в сторону  уменьшения. Большая их часть создана  в 1989-91 годах по инициативе республиканского руководства, отреагировавшего таким  образом на федеральную инициативу. Формально органы общественного  самоуправления независимы от местных  администраций, но фактически в состав руководящих структур ТОС по должности  часто входят руководители коммунальных служб, местных правоохранительных органов и т.д., что, конечно, не способствует росту их самостоятельности.

 

Местной нормативной базы, регулирующей вопросы создания и  функционирования ТОС, в Чувашской  Республике не существует.

 

Финансовое состояние  большинства ОТОС удручающее - они  работают на общественных началах и  не имеют вообще никакого финансирования. Некоторым из них помогают местные  предприятия и предприниматели, часть ОТОС живет за счет того, что  сдает в аренду предоставленные  местными властями помещения. Отсутствием  денег, по-видимому, в наибольшей мере объясняется тенденция сокращения числа ТОС в последние годы. На заре существования советов самоуправления, например, они опирались на старших  по домам. Эти люди имели свой интерес - им, как активным общественникам, выдавались дополнительные талоны на продукты, что  в тот период было достаточно весомым  стимулом. Сегодня стимулы такого рода фактически отсутствуют. Руководители и активисты ОТОС в ЧР - преимущественно  пенсионеры, люди с высшим и средним  специальным образованием, бывшие учителя, врачи или инженеры. В руководящие  органы ТОС, как уже говорилось выше, часто входят сотрудники местных  правоохранительных органов, коммунальных служб и т.д. Это обычно люди среднего возраста.

 

Там, где ТОС сохранились  и функционируют, местное население  не прочь использовать их возможности  в своих интересах - добиться установки  телефона по льготному тарифу, повлиять на местные власти и т.д. В то же время лично участвовать в  работе ТОС стремятся очень немногие. Об участии в деятельности ТОС  волонтеров сведений не имеется. Местные  и региональные органы власти чаще всего не препятствуют деятельности ТОС. В последнее время даже наметился  рост внимания к ТОС с их стороны.

 

 

 

Республика Мордовия

 

Ситуация в сфере ОТОС Республики Мордовия практически аналогична той, что описана для Чувашии. Отличия сводятся к тому, что сфера  эта здесь находится в значительно  большем упадке. По сути, здесь существуют лишь отдельные выжившие после расцвета в начале 90-х годов КТОСы, не связанные  прямо между собой, хотя и проводящие периодически разного рода встречи и консультации. Работа по их организации или поддержке в республике, по существу, не ведется. Открытым также остается вопрос о том, насколько эти структуры можно считать живыми и действующими, а насколько - символом структур, видимость деятельности которых поддерживается заинтересованным в их возрождении активом.

 

ОТОС представлены, в основном, как в Тамбовской области - УК и  ДК, особенно распространенными в  частном секторе застройки Саранска. Статистические данные по ним отсутствуют. Интересно, что в Мордовии, в отличие  от многих других субъектов РФ, существует собственное законодательство, полностью  регламентирующее деятельность ТОС, причем, достаточно высокого качества. Вообще, законодательство о МСУ в республике можно считать одним из самых  тщательно проработанных в Российской Федерации,

 

Отрадно отметить, что поддержку  территориальному общественному самоуправлению оказывает не только государство, но и различные коммерческие и некоммерческие структуры, фонды и ассоциации.

 

В настоящее время Фонд Евразия (американская некоммерческая организация, основанная в 1993 году) проводит в рамках «Программы поддержки и  развития в регионах России территориального общественного самоуправления», действующей  с  6  апреля  1999  года,  конкурс  на  получение  гранта  в  3000$.  В рамках этого конкурса будут  поддержаны проекты действующих  ТОС, направленные на развитие территориального общественного самоуправления.

 

Критерии отбора участников этого конкурса очень высокие, вот  только некоторые из них:

 

• глубокий анализ и понимание  состояния и перспектив развития программе в регионах;

 

• реалистичность проекта;

 

• количество людей, получающих пользу от проекта;

 

• конкретный и значимый конечный результат и перспективы  продолжения осуществления этой деятельности после окончания гранта;

 

• экономическая эффективность  проекта и наличие собственного или привлеченного вклада в денежном или натуральном выражении;

 

• перспективы финансовой устойчивости после окончания гранта;

 

• репутация организации-заявителя  в регионе;

 

• опыт и квалификация основных исполнителей проекта;

 

·     сотрудничество с местными органами власти, коммерческими  и некоммерческими организациями.

 

Итак, исходя из выше изложенного, мы получили довольно пеструю картину  положения ТОС в системе местного самоуправления в различных субъектах. По сути дела, можно выделить несколько  типов отношений к ТОС.

 

Во-первых. У довольно широкого круга ученых и практиков отношение  к территориальным сообществам  почти эйфорическое. Они видят  в них довольно эффективный путь становления истинного самоуправления населения.

 

Во-вторых. Распространенным является также мнение, по ТОС - это  одна из возможных (причем необязательных) форм осуществления местного самоуправления. Это, если можно сказать, "спокойное" отношение к данному институту.

 

И, наконец, в третьих, существует негативное отношение к ТОС - как  к институту совершенно лишнему.

 

Воодушевившись идеей  развития местного самоуправления в  целом, мы бы могли присоединиться к  первому типу отношений к территориальным  сообществам. Его радикальные сторонники ратуют за то, чтобы у территориального сообщества были определенные распорядительные функции, оно  имело   бы   материальную   базу,  посредством   которой   удовлетворяло  бы местные  бытовые нужды, а значит, и вело бы собственную хозяйственную деятельность.[21]

 

С одной стороны, можно  только порадоваться таким возможностям. Но с другой - все эти возможности  связаны, в конечном итоге, с коммерческим оборотом и извлечением прибыли. Но там, где возможна прибыль, не исключены  и убытки. И не получим ли мы органы территориального общественного самоуправления в качестве несостоятельного должника?

 

В этой связи, предпочтительным, думается, должен быть тот вариант, при котором ТОС осуществляло бы хозяйственную деятельность, направленную на обслуживание населения и не связанную  с извлечением прибыли.

 

Если же мы за истину возьмем  третий тип отношений, то в данном случае просто игнорируем право граждан  на осуществление местного самоуправления во всех формах, в том числе и  в форме ТОС.

 

По всей видимости, мы должны склониться здесь к правилу "золотой  середины", то есть рассматривать  ТОС как одну из предоставленных  законом форм осуществления местного самоуправления и стремиться обеспечить возможности реализации ее в наших  условиях.

 

ТОС в различных формах самоорганизации граждан имеет  одну универсальную характеристику, позволяющую отнести его к  территориальным институтам гражданского общества, а именно - независимость  от органов государственной власти.

 

Если органы местного самоуправления сочетают в себе общественные и государственные  начала, то органы ТОС носят только общественный характер. И в этой связи они по своей природе  более схожи с юридическими лицами частного права, поскольку в своей  деятельности они не вторгаются в  публично-правовую сферу.

 

Общественный характер данных органов вытекает из того, что действуют  они не от имени государства, а  от определенного территориального микроколлектива.

 

В этом смысле значение органов  ТОС для формирования гражданского общества в России является довольно важным, поскольку именно в них  реально происходит  процесс размывания традиционного для России отчуждения общества  от управленческой деятельности. Главным здесь является, как это  не парадоксально,   необязательность  таких   организаций.   Значит,   можно предположить, что большинство  их них станет возникать не по велению  сверху, а действительно лишь только в случае необходимости, когда жители сами осознают свои нужды и интересы и объединятся для их реализации и защиты.

Информация о работе Территориальное общественное самоуправление