Территориальное общественное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение взаимоотношений ТОС с органами местного самоуправления и органами государственной власти.
Для достижения основной цели работы предполагается решение следующих задач:
- изучить теоретические основы территориального общественного самоуправления как института гражданского общества;
- провести анализ современного состояния территориального общественного самоуправления;
- рассмотреть пути совершенствования взаимоотношений ТОС с органами

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 . Территориальное общественное самоуправление как институт гражданского общества
1.1. Понятие ТОС
1.2. Система организации, ПРИНЦИПЫ И ФУНК ТОС
1.3. Правовые основы ТОС
ГЛАВА 2 Практика осуществления территориального общественного самоуправления …………
2.1. Положение и развитие ТОС в регионах РФ
2.2. ТОС в Кл рне
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

тос сборка.docx

— 120.93 Кб (Скачать файл)

2) цели, задачи, формы и основные направления  деятельности территориального  общественного самоуправления;

3) порядок  формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий  органов территориального общественного  самоуправления;

4) порядок  принятия решений;

5) порядок  приобретения имущества, а также  порядок пользования и распоряжения  указанным имуществом и финансовыми  средствами;

6) порядок  прекращения осуществления территориального  общественного самоуправления.

10. Дополнительные  требования к уставу территориального  общественного самоуправления органами  местного самоуправления устанавливаться  не могут.

11. Порядок  организации и осуществления  территориального общественного  самоуправления, условия и порядок  выделения необходимых средств  из бюджета города Орска определяются  нормативными правовыми актами  городского Совета.

 

Заключение

 

Органы  ТОС - исключительно российской явление, возможности которого в возрождении  нашего традиционного образа жизни  и основанной на нем самоорганизации  граждан по решению местных проблем  исключительно велики.

Формирование  органов ТОС позволяет реализовать  общественную инициативу граждан, посредством  этого привлечь как можно большее  количество людей к участию в  решении конкретных задач, характерных  для данной территории.

Ситуация  незащищенности и неадаптировонности граждан в условиях проведения реформ требует создания легитимных выборных органов, представляющих интересы населения  непосредственно в местах его  проживания. Органы ТОС таким образом  наиболее полно выражают интересы и  чаяния граждан.

Формирование  территориального общественного самоуправления сталкивается с рядом проблем. Из проблем, решение которых на сегодня  будет в наибольшей степени способствовать развитию ТОС можно отметить такие:

• неинформированность  населения;

• идей, желанием и инициативной создания ТОС  на своей территории должны проникнуться все - от простого жителя до главы администрации;

• в бюджетах муниципальных образований должны предусматриваться средства на развитие ТОС;

• при  представительных органах должны создаваться  комитеты (комиссии) по ТОС, что будет  способствовать разработке и совершенствованию  нормативной правовой базы;

• органы ТОС должны иметь не только Уставы и планы работы, но и долгосрочные программы действий по развитию своих  территорий;

• в местных  администрациях для уполномоченных выборных лиц ТОС и членов органов  ТОС должно быть организовано обучение. Как правило,

данная  категория лиц работает на общественных началах, поэтому необходимо предусматривать  материальное и моральное поощрения;

• интересы органов ТОС во многом переплетаются  с деятельностью предприятий  жилищно-коммунального хозяйства (благоустройство  территорий, ремонт жилого фонда и  т.д.), поэтому органам местного самоуправления необходимо оказать помощь в организации  конструктивного сотрудничества в  решении данных вопросов;

• в настоящее  время у органов местного самоуправления несколько двойственное отношение  к органам ТОС. С одной стороны - органы местного самоуправления видят  в органах ТОС своих помощников в решении местных задач, с  другой стороны - не способствуют приданию этим органам статуса юридических  лиц, передачи или делегирования  им части своих полномочий из-за определенной боязни порождения альтернативного  органа власти. В результате чего, не имея достаточно материальной базы и  определенных полномочий, органы ТОС  могут решать узкий круг проблем;

• для  того, чтобы активнее лоббировать  интересы ТОС в органах законодательной  и исполнительной власти необходимо создание ассоциаций (союзов) органов  ТОС.

Становление территориального общественного самоуправления в России - процесс длительный. Пока положено только начало этому процессу. Но как показывает практика, через  ТОС, которое является для населения  понятным, доступным и управляемым, граждане приобщаются к демократическим  ценностям и идеям, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь  общества соответствующей территории.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Органы  ТОС - исключительно российской явление, возможности которого в возрождении  нашего традиционного образа жизни  и основанной на нем самоорганизации  граждан по решению местных проблем  исключительно велики.

Формирование  органов ТОС позволяет реализовать  общественную инициативу граждан, посредством  этого привлечь как можно большее  количество людей к участию в  решении конкретных задач, характерных  для данной территории.

Ситуация  незащищенности и неадаптировонности граждан в условиях проведения реформ требует создания легитимных выборных органов, представляющих интересы населения  непосредственно в местах его  проживания. Органы ТОС таким образом  наиболее полно выражают интересы и  чаяния граждан.

Формирование  территориального общественного самоуправления сталкивается с рядом проблем. Из проблем, решение которых на сегодня  будет в наибольшей степени способствовать развитию ТОС можно отметить такие:

- неинформированность  населения;

- идей, желанием  и инициативной создания ТОС  на своей территории должны  проникнуться все - от простого  жителя до главы администрации;

- в бюджетах  муниципальных образований должны  предусматриваться средства на  развитие ТОС;

- при  представительных органах должны  создаваться комитеты (комиссии) по  ТОС, что будет способствовать  разработке и совершенствованию  нормативной правовой базы;

- органы  ТОС должны иметь не только  Уставы и планы работы, но и  долгосрочные программы действий  по развитию своих территорий;

- в местных  администрациях для уполномоченных  выборных лиц ТОС и членов  органов ТОС должно быть организовано  обучение. Как правило, данная  категория лиц работает на  общественных началах, поэтому  необходимо предусматривать материальное и моральное поощрения;

- интересы  органов ТОС во многом переплетаются  с деятельностью предприятий  жилищно-коммунального хозяйства  (благоустройство территорий, ремонт  жилого фонда и т.д.), поэтому  органам местного самоуправления  необходимо оказать помощь в  организации конструктивного сотрудничества  в решении данных вопросов;

- в настоящее  время у органов местного самоуправления  несколько двойственное отношение  к органам ТОС. С одной стороны  - органы местного самоуправления  видят в органах ТОС своих  помощников в решении местных  задач, с другой стороны - не  способствуют приданию этим органам  статуса юридических лиц, передачи  или делегирования им части  своих полномочий из-за определенной  боязни порождения альтернативного  органа власти. В результате чего, не имея достаточно материальной  базы и определенных полномочий, органы ТОС могут решать узкий  круг проблем;

- для  того, чтобы активнее лоббировать  интересы ТОС в органах законодательной  и исполнительной власти необходимо  создание ассоциаций (союзов) органов  ТОС.

Мною  предлагается более широкое использование  территориального общественного самоуправления в решении вопросов экономики  и социальной сферы путем активизации  граждан членов ТОС

Становление территориального общественного самоуправления в России - процесс длительный. Пока положено только начало этому процессу. Но как показывает практика, через  ТОС, которое является для населения  понятным, доступным и управляемым, граждане приобщаются к демократическим  ценностям и идеям, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь  общества соответствующей территории.

 

Заключение

 

Формирование  гражданского общества в современной  России связано с объективной  необходимостью развития демократических  институтов. В управлении территориальными сообществами значимую роль играют институты  местного самоуправления и территориального общественного самоуправления как  формы самоорганизации граждан.

В этих условиях большое значение приобретают распространение демократических  начал, расширение форм участия граждан  в решении местных дел, в том  числе и территориального общественного  самоуправления. Именно органы ТОС позволяют сократить разрыв между властью и населением, дают жителям реальную возможность изменить сложившуюся проблемную ситуацию и тем самым ощутить собственную значимость. Например, начиная с 1990 г. в городе Саратове было создано 53 субъекта ТОС, а к 2008 г. активно осуществляли свою деятельность 34 субъекта ТОС, что свидетельствует о востребованности данного социального института.

Обоснование территориального общественного самоуправления содержится в федеральных законах, в законодательной базе системы местного самоуправления и других нормативно-правовых актах.

В современных  российских условиях создается и  укрепляется правовая база территориального общественного самоуправления. Так, с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» начался новый этап реформирования институтов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления. Данный закон создал необходимые правовые условия, позволяющие привлекать жителей к управлению муниципальным образованием и решению вопросов местного значения.

Востребованность  форм прямого волеизъявления граждан является не только показателем развития демократии в государстве, но и системообразующим институциональным фактором социума. У современных органов муниципального управления практически отсутствуют возможности решать задачи территориального развития самостоятельно. В этой связи возрастает роль новых субъектов местного самоуправления – органов ТОС, заинтересованных в решении вопросов местного значения в целях повышения эффективности социально-экономического развития муниципальных территорий.

Вместе  с тем образование новых отношений  и институтов гражданского общества сопровождается рядом проблем, ключевой из которых является отсутствие эффективного механизма социального управления.

Проблемно развивается и территориальное  общественное самоуправление, имеющее множество нерешенных вопросов. Дистанцирование органов ТОС от жителей свидетельствует о возрастающей тенденции отчуждения населения от власти, низкой общественно-политической активности жителей на фоне их правовой неграмотности. Граждане воспринимают органы ТОС либо как продолжение жесткой вертикали власти либо как формальную организацию, не влияющую на решение конкретных проблем; Одна из основных причин этого заключается в том, что современная Россия унаследовала систему территориальных местных сообществ, в большей степени сложившуюся в советский период и не имеющую требуемой субъектности. Необходимо формирование новой модели территориального общественного самоуправления с учетом социальной трансформации общества. Развитие территориального общественного самоуправления также ограничивают недостаточное участие молодежи, представляющей данную структуру как нечто несущественное. Нерешенным является вопрос четкого разграничения полномочий между органами местного самоуправления и территориального общественного самоуправления, а также наделение органов ТОС большей компетенцией.

 

Список литературы

  1. Абдуллина Э. Экономическая реализация муниципальной собственности на землю // Муницип. экономика. - 2011. - N 4. - С.26-33
  2. Астафьев С. Роль общественного самоуправления в сфере качества продукции и услуг // Стандарты и качество. - 2012. - N 7. - С.64-66
  3. Бабун Р. Проблемы определения предметов ведения и полномочий местного самоуправления // Муницип. право. - 2009. - N 2(46). - С.5-12
  4. Батуев Ц. Территориальное развитие субъектов Российской Федерации как предмет государственного регулирования // Власть. - 2012. - N 5- С.19-23
  5. Васильев В.И. Борьба с коррупцией и местное самоуправление // Журн. рос. права. - 2012. - N 4. - С.5-17
  6. Герасимов Е.В. Местное самоуправление как важный элемент развития экономической системы // Микроэкономика. - 2010. - N 1. - С.160-164
  7. Грипп Э.Х. Местное самоуправление в современной России: проблемы и перспективы развития / Грипп Э.Х., Яхина Ю.Х. // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2010. - N 5. - С.15-18
  8. Губина М. Особенности муниципального управления в условиях экономического кризиса / Н.Губина, Ч. Мисбахова // Власть. - 2011. - N 6. - С.41-45
  9. Дуканова И.В. Исследование потенциала социально-экономического развития муниципальных образований // Микроэкономика. - 2011. - N 3. - С.112-117
  10. Журавлева И.А. Проблемы обеспечения прозрачности деятельности органов исполнительной власти // Микроэкономика. - 2012. - N 2. - С.8-11
  11. Звягинцев М.Г. Влияние развития института государственной службы в России на организацию местного самоуправления // Соц.-гуман. знания. - 2010. - N 2. - С.310-317
  12. Истомина Н.А. Мониторинг эффективности как способ оценки деятельности органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2012- N 3- С.19-24
  13. Киселева А.М. Проблема устойчивого равновесия муниципальной системы // Личность. Культура. Общество. - 2011. - Т.13, N 1. - C.234-240
  14. Корсакова С.В. Правотворческая политика в сфере местного самоуправления: пути повышения эффективности // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2011. - N 4. - С.15-18
  15. Кузнецов Н.В. Муниципальное образование как основная организационно-территориальная структура местного самоуправления // Микроэкономика. - 2011. - N 5. - С.78-81
  16. Кузнецов С.П. Территориальное общественное самоуправление как одна из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления // Рос. юстиция. - 2011. - N 12. - С.18-20
  17. Лавровский Б.Л. Современные тенденции формирования муниципальных бюджетов / Б.Л.Лавровский, Е.В.Уварова, И.А.Мурзов // Регион: экономика и социология. - 2011. - N 2. - С.233-247
  18. Мосейко В. Институциональная роль местного самоуправления в процессах повышения качества жизни населения / В.Мосейко, Н.Морозова // Власть. - 2011. - N 11. - С.43-47
  19. Невинский В.В. Местное самоуправление: проблемы и перспективы правового регулирования / В.В.Невинский, О.Л.Казанцева // Рос. юстиция. - 2010. - N 11. - С.5-10
  20. Организация местного самоуправления в России: итоги реформ // Неприкосн. запас: дебаты о политике и культуре. - 2011. - N 1. - С.77-86
  21. Сеструхина А.С. Оценка эффективности управления местным развитием: терминологический и методологический аспекты // Муницип. экономика. - 2011. - N 3. - С.14-19
  22. Шуба К. Местное самоуправление в современной России: достижения и проблемы // Власть. - 2010. - N 8. - С.65-67
  23. Шуба К. Проблемы повышения эффективности функционирования системы местного самоуправления в РФ // Власть. - 2012. - N 5. - С.86-87
  24. Якушкина Т. Система управления муниципальным имуществом: разработка стратегии // Пробл. теории и практики управл. - 2011. - N 6. - С.70-78

Информация о работе Территориальное общественное самоуправление