Роль образования на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась политика – часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….............................. 3
ГлаваI Значение муниципальной экономики и социальной политики

1.1 Роль муниципального образования и муниципальной экономики в реализации социальной политики………………………………………………………………………. 6

1.2Социальная политика……………………………………………………………………13
ГлаваII Направления социальной политики в муниципальном образовании
2.1Механизмы реализации социальной политики в муниципальном образовании…...…22
2.2Реализация муниципальной политики в сфере образования…………………………28





Заключение……………………………………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………………………………….44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по муницип управлению.doc

— 405.50 Кб (Скачать файл)

       Базовыми  нормативными актами, определяющими  задачи органов местного самоуправления в области образования, является ст. 43 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закон РФ «Об образовании», Федеральные законы «Об утверждении федеральной программы развития образования», «О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей оставшихся без попечительства родителей» и другие правовые акты. Данные законы детализируются в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Минобразования России, региональном законодательстве.

       Система управления образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

        Система управления образованием на муниципальном уровне (рис. 1) представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.1 Структура системы образования на муниципальном уровне

       Деятельность  муниципальных образовательных  учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учреждений образования являются местные органы управления образованием.

       На  основании их решения органы управления муниципальным имуществом закрепляют за учреждениями образования в оперативное управление объекты собственности и в бессрочное бесплатное пользование — участки земли. При этом муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ и субъектов РФ, а также правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий.

       Органам местного самоуправления в целях  осуществления государственной политики в области образования переданы полномочия по планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей местных органов управления образованием. На территории муниципального образования (в основном города) может располагаться большое количество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности.

       Органы муниципального управления образованием взаимодействуют с немуниципальными образовательными учреждениями в целях представления и защиты интересов жителей муниципального образования, обучающихся в этих учреждениях. Изменения в системе образования требуют совершенствования управленческой деятельности органов местного самоуправления, нацеленной на развитие системы образования с помощью специальных форм, методов и средств, дающих возможность поднять эффективность образования на должный уровень.

       В соответствии с законодательством органы местного самоуправления формируют местные бюджеты в части расходов на образование и соответствующие фонды развития сферы образования. Они разрабатывают и принимают местные нормативы финансирования системы образования, устанавливают дополнительные налоги и льготы, стимулирующие развитие образования. В их компетенции регулирование отношений собственности в системе образования, а именно — контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями. Органы местного самоуправления создают, реорганизуют и ликвидируют муниципальные образовательные учреждения, строят для них здания и сооружения, обустраивают прилегающие к ним территории. Как собственники муниципальных учреждений образования они имеют право назначать руководителей этих учреждений, если иное не предусмотрено решением органа местного самоуправления, а также типовыми положениями и уставами образовательных учреждений.

       Согласно  новому порядку финансирования муниципальной  системы образования, финансовое обеспечение учебного процесса в муниципальных образовательных учреждениях, включая расходы на оплату труда работников, учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, отнесено на бюджеты субъектов РФ. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов будут осуществлять соответствующие расходы в качестве государственных полномочий, передаваемых одновременно с финансовыми средствами. К вопросам местного значения в сфере образования отнесена организация процесса образования, включая финансирование содержания имущественных комплексов муниципальных учреждений.

       Уставом образовательного учреждения может  быть предусмотрена его предпринимательская деятельность (сдача в аренду основных фондов и иного имущества, оказание посреднических услуг и т. п.). Органы местного самоуправления вправе приостановить такого рода практику образовательного учреждения, если она идет в ущерб собственно образовательной деятельности, предусмотренной уставом учреждения.

       Новая образовательная политика, идущая по пути развития вариативного образования, во многом привела к пониманию того, что основанная на остаточном принципе финансирования административно-командная модель обеспечения унитарного образования, несмотря на рецидивы реставрации, уходит в прошлое. В современных условиях организационно-экономические меры в системе образования выступают как ключевой компонент реформирования образования в целом, главная цель которого — повышение качества и эффективности учебной и воспитательной деятельности. Без этого улучшение содержания и качества образования, решение вопросов закрепления кадров невозможны.

Можно выделить следующие  экономические и организационные меры:

       1. Стимулирование платежеспособного  спроса на образование через  налоговые льготы. Налоговые льготы для предприятий, которые принимают решение о заказе специалистов. Образовательные кредиты и страхование, что позволит определить текущие потребности в профессиональном и стыкующемся с ним вариативном общем образовании. Доля прямых заказов (договоров) в этом случае может расти, при этом реализуется свобода выбора учащимися и их семьями как образовательных учреждений, так и форм получения образования. Этот выбор будет обеспечиваться механизмом нормативного финансирования в расчете на одного учащегося.

       2. Изменение принципов определения государственного и муниципального заказа на образовательные услуги и формирование государственных образовательных стандартов.

       3. Дополнение бюджетного финансирования  образовательных учреждений средствами, полученными от эффективного управления переданной им собственностью. Для этого требуются достижение или расширение экономической самостоятельности образовательных учреждений и формирование действенной системы попечительского, общественного и административного контроля за эффективностью хозяйственных решений, принимаемых администрациями учебных заведений.

       4. Постепенное уравнивание всех  учебных заведений, прошедших  государственную аттестацию и получивших государственную аккредитацию, в получении на конкурсной основе государственного или муниципального заказа на образование. Это требует развития системы контроля обеспечения государственных образовательных стандартов, качества знаний учащихся и студентов.

       Реализация  муниципальной политики в сфере  образования и науки в значительной мере определяется уровнем работы соответствующих муниципальных органов. В настоящее время структура этих органов не регламентирована и осуществляется в разных формах в зависимости от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, разветвленности сети образовательных учреждений, а также наличия необходимых специалистов. На практике органы управления образованием в муниципалитетах могут быть организованы как отдел (комитет, департамент) образования в структуре местной администрации, имеющий статус юридического лица. Муниципальные органы управления образованием, как правило, наделяются следующими функциями (рис. 2).

 
 
 
 
 
 
 
 

       На  территории муниципального образования  может располагаться большое  количество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности. Органы муниципального управления образованием взаимодействуют с немуниципальными образовательными учреждениями в целях предоставления и защиты интересов жителей муниципального образования, обучающихся в этих учреждениях.

       Изменения в системе образования требует  совершенствования управленческой деятельности органов местного самоуправления, нацеленной на развитие системы образования  с помощью специальных форм, методов  и средств, дающих поднять эффективность  образования на должный уровень.

       Таким образом, уровень населения является одной из важнейших характеристик  муниципального образования. Муниципальная  политика в сфере образования  строится на основе государственной  политики.

       Реализация  муниципальной политики в сфере образования и науки в значительной мере определяется уровнем работы соответствующих муниципальных органов. В настоящее время структура этих органов не регламентирована и осуществляется в разных формах в зависимости от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, сети образовательных учреждений, а также наличия необходимых специалистов. На практике органы управления образованием в муниципалитетах могут быть организованы как отдел (комитет, департамент) образования в структуре местной администрации, имеющий статус юридического лица. 
 
 
 
 
 
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 3 Типы образовательных учреждений на территории муниципального образования (города)

         Изменения в системе образования  требуют совершенствования форм  и методов деятельности органов местного самоуправления, дающих возможность поднять эффективность образования на должный уровень. 
Заключение

       Социальная  функция является главной, определяющей для муниципального управления среди  всех остальных. Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ и, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

       Под социальной политикой в узком смысле при анализе управления социальным развитием муниципального образования понимается деятельность субъектов управления различного уровня, направленная на управление социальным развитием муниципального образования, на обеспечение материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации.

       Местная социальная политика, как неотъемлемый компонент системы управления социальной сферой муниципальных образований, в процессе своей разработки и  реализации должна исходить из совокупности основополагающих методологических принципов, присущих любой научно обоснованной системе управления.

       Под социальной сферой понимается социально-культурный комплекс муниципального образования. Одной из входящих в социально-культурный комплекс социальной сферы отрасли является образование.

       Особенностью  сферы социального регулирования  является преобладание в ней учреждений, финансируемых за счет средств местного бюджета.

       Местное самоуправление составляет одну из важнейших  частей механизма управления, который позволяет оптимально сочетать интересы и права человека и местные, региональные, общегосударственные интересы.

       Местное самоуправление является самостоятельным  уровнем публичной власти, имеющим  как общие черты с государственной властью, так и существенные отличия. Местное самоуправление и государство тесно связаны и представляют собой два уровня властной организации общества.

       Специфика муниципального управления в сфере образования состоит в сочетании двух видов воздействия: административного (государственного) и самоорганизации (самоуправления) – и достижении целостности этих видов.

Информация о работе Роль образования на муниципальном уровне