Роль образования на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась политика – часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….............................. 3
ГлаваI Значение муниципальной экономики и социальной политики

1.1 Роль муниципального образования и муниципальной экономики в реализации социальной политики………………………………………………………………………. 6

1.2Социальная политика……………………………………………………………………13
ГлаваII Направления социальной политики в муниципальном образовании
2.1Механизмы реализации социальной политики в муниципальном образовании…...…22
2.2Реализация муниципальной политики в сфере образования…………………………28





Заключение……………………………………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………………………………….44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по муницип управлению.doc

— 405.50 Кб (Скачать файл)

       Та  или иная модель не существует в  чистом виде, однако роль и место  влияния той или иной модели в  различных странах различны. Содержание модели зависит от целого ряда факторов, главными из которых являются: объем  компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством; наличие и характер основных ресурсов территории; наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и на муниципальных предприятиях; налогоспособность населения. 

       Муниципальная экономика и модели муниципального хозяйства

         Потребности муниципального образования  в имуществе и в финансовых  средствах взаимозависимы. Это объясняется  тем, что объекты муниципальной  собственности могут быть бюджет  наполняющими (приносящими доходы  в бюджет) и бюджетопоглощающими (не приносящими доходов в бюджет или требующими бюджетных средств на их содержание в размере, превышающем получаемый доход). Так, муниципальное нежилое помещение, сдаваемое в аренду, представляет собой бюджет наполняющий объект. Бюджет поглощающими являются большинство объектов социальной сферы. Например, плата в детском саду компенсирует лишь часть расходов на содержание ребенка, основная же часть расходов покрывается из средств местного бюджета. Муниципальное предприятие в разных ситуациях может оказаться и бюджет наполняющим, и бюджет поглощающим. Поскольку муниципалитет, с одной стороны, является некоммерческой организацией, он не имеет целью получение прибыли. С другой стороны, он должен иметь сбалансированный бюджет. Поэтому ключевая задача муниципальной экономической политики состоит в оптимизации соотношений между объемом бюджетных услуг и потребностью в имуществе и финансовых средствах. С этих позиций в зарубежной практике выделяется три модели муниципального хозяйства и источников его финансирования.

        1. Коммунальная. Жители сами оплачивают  поставщикам индивидуально потребляемые  ими муниципальные услуги, в том  числе социально значимые, а затраты  на финансирование общественных  услуг несут в форме уплаты  налогов. Орган местного самоуправления осуществляет только накопление финансовых ресурсов на общественные нужды и их расходование через систему муниципального заказа. Муниципалитет не участвует в хозяйственной деятельности и не имеет имущества, приносящего доход, а потребность в объектах собственности, требующих затрат на их содержание, и в финансовых ресурсах является минимальной. Конкурентный рынок муниципальных услуг настолько развит, что задачей муниципальной власти является лишь выявление лучших поставщиков по соотношению показателей цены и качества. Модель характерна для экономически развитых стран с высоким жизненным уровнем.

        2. Коммунально-рентная отличается  от предыдущей тем, что предусматривает  участие органов местного самоуправления  не только в распределении  муниципальных заказов на общественные услуги, но и в сфере использования экономических ресурсов территории (земля и объекты недвижимости) и оказания отдельных бюджетных услуг (в основном социальных) на базе объектов муниципальной собственности. Более высокая потребность муниципалитета в финансовых средствах в данной модели обеспечивается тем, что налоги с населения и производителей продукции, а также платежи за услуги дополняются рентными платежами за использование муниципальной собственности, включая собственность на землю.

        3. Муниципально-рентная характеризуется  тем, что основное бремя по  решению вопросов жизнеобеспечения  населения несут не сами жители, а органы местного самоуправления. Для этого их источниками доходов  должны быть не только налоги  и рентные платежи, но и крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, и, следовательно, они должны стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории. Основоположник российской муниципальной науки Л. Велихов называл эту модель муниципальным социализмом. Идея состоит в том, что органы местного самоуправления должны в основном самостоятельно обеспечивать финансовыми средствами свои общественные нужды за счет эффективной хозяйственной деятельности.

         Подход, существующий в современной  России, представляет собой нечто среднее между второй и третьей моделями. С одной стороны, низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают муниципальную власть предоставлять жителям много частично оплачиваемых либо вовсе не оплачиваемых ими услуг, что характерно для муниципально-рентной модели. С другой стороны, муниципальные предприятия (подробнее об этом в разделе 6.4) являются в большинстве своем не источниками доходов, а потребителями бюджетных средств. Этим дисбалансом обусловлен избыток находящегося в муниципальной собственности имущества, особенно объектов социального назначения, требующих крупных затрат на содержание, а также хронический дефицит финансовых ресурсов для покрытия расходов местных бюджетов. 
 
 
 
 
 
 
 

       1.2Социальная  политика

       Социальная  политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов.

       Социальная  политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным. Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги).

       Субъекты  проведения социальной политики

       Обычно  под «социальной политикой» понимают социальную политику, проводимую государством («государственную социальную политику»), однако в качестве субъекта проведения социальной политики могут выступать не только государства, но и другие субъекты — надгосударственные образования (в этом случае говорят о надгосударственной социальной политике), отдельные административные образования (местная, или региональная социальная политика), а также отдельные предприятия, в том числе транснациональные.

       Государственная социальная политика

       Свою  социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная  социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

       Цель  социальной политики государства состоит  в улучшении здоровья нации, в  обеспечении достаточного дохода и  социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях  и, в целом, в создании для населения  благоприятной социальной атмосферы в обществе.

       Социальная  политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся  к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

       Стратегия и приоритеты социальной политики

       Стратегия социальной политики — это генеральное  решение системы социальных проблем  страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития.

       При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом  на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

       обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;

       создание  условий для функционирования семьи  как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;

       обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

       обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

       К субъектам социальной политики относятся  органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном  секторах экономики, а также профсоюзные  и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

       Выделяют  следующие принципы социальной политики:

       -социальной справедливости,

       -социальной ответственности,

       -социального партнерства,

       -социальных гарантий,

       -преемственности. 
 
 
 

       К задачам социальной политики относятся:

       -стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,

       -усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,

       -обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,

       -сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

       Для эффективного осуществления своих  регулирующих функций государство  располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

       Опыт  большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости  решения социальных проблем от экономического и политического положения в  стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства. 

       Правовое  обеспечение социальной политики

       Основополагающими законодательными актами, на которые  опирается социальная политика России, являются:

Конституция Российской Федерации,

Семейный кодекс Российской Федерации,

Гражданский кодекс Российской Федерации,

ФЗ «Об основах  социального обслуживания населения  в РФ» 1995 г. № 195,

ФЗ «О государственной  социальной помощи» 1999 г. № 178,

ФЗ «О социальной защите инвалидов» 1995 г. № 181 и др.

       Социальная  политика Российской Федерации

       В Российской Федерации уже несколько лет осуществляется последовательная реформа социальной сферы, нацеленная на улучшение качества социальных услуг населению и более эффективное использование бюджетных средств через реформирование всего социального блока. Оценка государственных социальных программ является одним из инструментов повышения эффективности социальной политики и улучшения качества социальных услуг.

         Государственная социальная политика  включает в себя ряд программ  по развитию социальной инфраструктуры:

Информация о работе Роль образования на муниципальном уровне