Глава муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 17:50, контрольная работа

Краткое описание

Задача 14. Законом республики было предусмотрено, что контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования или высшего Президента Республики в связи с нарушением условий контракта в части решения вопросов местного значения, а также выполнения отдельных государственных полномочий. На основании данного закона Президент Республики обратился в суд с заявлением о расторжении контракта с главой администрации одного из муниципальных районов в связи с тем, что в данном районе была упразднена, как убыточная, система муниципальных библиотек. Будет ли удовлетворено требование Президента Республики?

Содержание

Глава муниципального образования……………………………………….2
Практическая часть
Задача…………………………………………………………………………9
Список литературы………………………………………………………………10

Вложенные файлы: 1 файл

КР МунПраво 2.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Теоретическая часть

Глава муниципального образования……………………………………….2

Практическая часть

Задача…………………………………………………………………………9

Список литературы………………………………………………………………10

 

Глава муниципального образования

Глава муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное Уставом муниципального образования и Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В российских регионах применяются  разные наименования должности главы  муниципальных образований —  «глава города (района, поселка, села)», «мэр города (района)», «глава местного самоуправления», «руководитель муниципального образования» и т. п.1

Порядок избрания и полномочия главы муниципального образования  устанавливаются уставом муниципального образования, в соответствии с федеральным  законом. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает несколько возможных вариантов порядка избрания и полномочий главы муниципального образования:

- глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является главой местной администрации — такая структура позволяет усилить взаимосвязь избирателей с местным самоуправлением и сосредоточить в руках главы муниципального образования наибольший объем полномочий и реальные рычаги власти и используется в большинстве муниципальных образований в России;

- глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является председателем представительного органа муниципального образования, а глава местной администрации назначается по конкурсу — такая структура не очень распространена, позволяет выборному главе муниципального образования «царствовать, но не править»;

- глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, а глава местной администрации назначается представительным органом по конкурсу — такая структура получила распространение в последнее время, при такой структуре глава муниципального образования является лишь номинальной фигурой, а реальная власть сосредоточена у главы местной администрации, на которого примерно равное влияние могут оказывать представительный орган муниципального образования и администрация региона, от которых в различной степени зависит его назначение и смещение;

- глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава, возглавляет представительный орган и является главой местной администрации — такая структура допускается только в сельских поселениях, потому что там управленческий аппарат невелик и нет необходимости разграничения полномочий главы местной администрации и председателя представительного органа2.

Глава муниципального образования  не может быть одновременно председателем  представительного органа и главой местной администрации. Исключение из этого правила допускается  в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек, независимо от способа избрания главы. Если представительный орган муниципального района формируется путем непрямых выборов, то глава района является его председателем. Муниципальное образование в лице населения на референдуме или представительного органа местного самоуправления само решает, избирать ли главу на выборах, т.е. путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования, или представительным органом. Как видим, вышеназванные положения предоставляют населению право выбора организационных структур местного самоуправления.

Глава муниципального образования  является высшим должностным лицом  муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования  собственными полномочиями по решению  вопросов местного значения. Наименование должности главы муниципального образования устанавливается в уставе муниципального образования (глава города, мэр, глава поселка и т.д.)3.

Должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее  контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. Выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. Должность главы муниципального образования относится к числу выборных должностных лиц местного самоуправления. Это положение справедливо и для глав муниципальных образований, избираемых представительным органом из своего состава, поскольку главой здесь становится депутат, избранный на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

Согласно Закону от 6 октября 2003 г. должность главы муниципального образования является обязательной. До этого она была факультативной, могла вводиться в структуру  органов местного самоуправления, а  могла и не вводиться. Новый подход не вполне согласуется с положениями Европейской хартии местного самоуправления, устанавливающей обязательность лишь представительного органа местного самоуправления, но в любом случае должность главы муниципального образования - одна из ключевых в системе местного самоуправления.

В соответствии с законодательством  полномочия руководителя представительного  органа и руководителя исполнительного  органа (администрации) разделены, что  нацелено на обеспечение баланса  представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

Глава муниципального образования  имеет следующие исключительные, т.е. только ему принадлежащие полномочия:

1) представляет муниципальное  образование в отношениях с  органами местного самоуправления  других муниципальных образований,  органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в  порядке, установленном уставом  муниципального образования, нормативные  правовые акты, принятые представительным  органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих  полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного  заседания представительного органа  муниципального образования.

Он может осуществлять и иные полномочия, возложенные на него уставом  муниципального образования. Объем и содержание полномочий главы во многом зависят от набора вопросов местного значения соответствующего муниципального образования4.

Глава муниципального образования  издает постановления, распоряжения, приказы. Нормативные правовые акты издаются главой, как правило, в форме постановлений, индивидуальные акты - в форме распоряжений, приказов. Приказы обычно принимаются по вопросам внутренней деятельности подведомственных главе органов местного самоуправления.

Полномочия главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, на примере г. Копейска Челябинской области:

- обеспечивает на территории города исполнение законодательства РФ и Челябинской области, устава города, а также иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

- представляет город и органы местного самоуправления внутри Российской Федерации и в международных отношениях, подписывает соответствующие договоры и соглашения. Глава участвует в заседаниях городского Совета депутатов;

- докладывает Совету депутатов о положении дел на территории муниципального образования, оказывает содействие в осуществлении своих полномочий депутатам и комиссиям городского Совета.

Глава возглавляет на принципе единоначалия администрацию  города. Он принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе органов местного самоуправления, обеспечивает организацию и проведение местных референдумов и выборов, обсуждение гражданами решений органов местного самоуправления, разрабатывает и представляет на утверждение городского Совета схему управления муниципальным образованием. Глава обеспечивает общественный порядок; разрабатывает и вносит на утверждение городского Совета проекты целевых и комплексных программ развития территории города, организует комплексное экономическое и социальное развитие города и обеспечивает исполнение бюджета, управление и распоряжение муниципальной собственностью в соответствии с постановлениями, принятыми городским Советом; осуществляет функции первого распорядителя финансовых ресурсов, открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, подписывает финансовые документы. Глава по вопросам исполнительно-распорядительной деятельности принимает постановления и распоряжения, вправе отменять любые правовые акты органов и структурных подразделений администрации города. Именно глава разрабатывает и утверждает структуру и штаты администрации города и поселковых администраций. Он утверждает положения об органах и структурных подразделениях администрации города; назначает и освобождает от должности должностных лиц администрации города, глав поселковых администраций и руководителей муниципальных предприятий и учреждений по согласованию с городским Советом депутатов; организует работу с кадрами, их аттестацию и повышение квалификации, определяет условия оплаты труда, премирования и надбавок; применяет в соответствии с законодательством о труде меры поощрения, привлекает к дисциплинарной и материальной ответственности должностных лиц администрации города, руководителей муниципальных предприятий, организаций и учреждений; организует прием граждан; осуществляет руководство гражданской обороной, привлекает в случаях чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, пожаров сотрудников и имущество предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности к устранению (ликвидации) их последствий, защите здоровья и жизни людей. Глава представляет населению муниципального образования и городскому Совету депутатов ежегодный отчет о деятельности администрации города; представляет и защищает интересы населения города, органов местного самоуправления в суде, арбитражном суде, в органах государственной власти и местного самоуправления; осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, уставом, а также делегированные ему городским Советом депутатов5.

Глава муниципального образования  подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Отчетность - один из способов, причем по природе своей наиболее действенный, контроля со стороны населения и представительных органов местного самоуправления за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления6.

Срок полномочий главы  муниципального образования, избираемого  на муниципальных выборах, устанавливается  уставом муниципального образования  и не может быть менее двух и  более пяти лет. Срок полномочий главы  муниципального образования, избираемого представительным органом из своего состава, ограничивается сроком полномочий соответствующего представительного органа. Полномочия главы муниципального образования должны начинаться с момента его вступления в должность. Соответственно с этого момента должны прекращаться полномочия прежнего главы. Такой подход обеспечивает преемственность муниципальной власти.

В уставах муниципальных  образований важно четко устанавливать  срок, в течение которого вновь  избранный глава вступает в должность. Днем избрания главы на муниципальных выборах следует считать день, в котором он был избран, несмотря на то что факт данного избрания муниципальная избирательная комиссия устанавливает несколько позднее. Днем избрания главы, избираемого представительным органом из своего состава, является день вступления в силу решения представительного органа об избрании главы7.

 

Полномочия главы муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случае:

- его смерти;

- отставки по собственному желанию;

- отрешения от должности в рамках ответственности перед государством;

- признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

- признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

- вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

- его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

- прекращения у него российского гражданства или гражданства иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

- его отзыва избирателями;

- установленной в судебном порядке его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

- досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.

 

Задача 14

Законом республики было предусмотрено, что контракт с главой местной администрации может  быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования или высшего Президента Республики в связи с нарушением условий контракта в части решения вопросов местного значения, а также выполнения отдельных государственных полномочий. На основании данного закона Президент Республики обратился в суд с заявлением о расторжении контракта с главой администрации одного из муниципальных районов в связи с тем, что в данном районе была упразднена, как убыточная, система муниципальных библиотек.

Будет ли удовлетворено  требование Президента Республики?

 

В п.2 ч.11 ст.37 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано: контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи.

Закон Республики не противоречит федеральному закону, требование Президента Республики, как высшего должностного лица субъекта Российской Федерации,  будет удовлетворено.

 

Список литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 22.10.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013).

4. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 22.10.2013) "О муниципальной службе в Российской Федерации".

5. "Европейская хартия местного самоуправления" (совершено в Страсбурге 15.10.1985).

Информация о работе Глава муниципального образования