Роль образования на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась политика – часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….............................. 3
ГлаваI Значение муниципальной экономики и социальной политики

1.1 Роль муниципального образования и муниципальной экономики в реализации социальной политики………………………………………………………………………. 6

1.2Социальная политика……………………………………………………………………13
ГлаваII Направления социальной политики в муниципальном образовании
2.1Механизмы реализации социальной политики в муниципальном образовании…...…22
2.2Реализация муниципальной политики в сфере образования…………………………28





Заключение……………………………………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………………………………….44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по муницип управлению.doc

— 405.50 Кб (Скачать файл)

       ПРОБЛЕМЫ  РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

       Современные подходы к социально-экономическому развитию основываются на следующей методологической установке: конечная цель – повышение качества жизни людей – зависит не только от роста уровня доходов, но и в существенной степени от расширяющегося человеческого выбора в сфере здравоохранения, образования, жилищных условий, экономической и общественной деятельности. Социально-экономическое развитие страны не может успешно осуществляться без интеграции регионов в единое макроэкономическое и социальное пространство, с одной стороны, и без самостоятельного формирования и реализации субъектами Российской Федерации социальной политики в своем регионе — с другой. На сегодняшний день в социальной политике на первый план выдвигается проблема чёткого разделения сфер реализации государственной социальной политики между центром и субъектами Федерации. В их взаимоотношениях переплетаются разноуровневые процессы, сталкиваются противоречивые интересы, рассмотрение которых требует разработки и применения новых приемов их согласования.

       Решение многих социальных задач, вытекающих из макроэкономической политики, которые  предполагают создание условий для  раскрытия социальной природы самого рынка (обеспечение занятости, социальное страхование и др.), безусловно, относится  к уровню федерального правительства. В то же время большинство исследователей считает целесообразным обязательства по исполнению социальных услуг, не относящихся к чистому общественному благу, возложить на региональные власти либо на органы местного самоуправления. Децентрализация обязательств по предоставлению услуг населению, во-первых, позволяет властям максимально полно выявить потребности населения в этих видах социальных услуг и организовать работу по удовлетворению данных социальных потребностей и, во-вторых, способствует развитию конкуренции между местными органами власти.

       Понятие «региональная социальная политика»  и «социальная политика в регионе» не являются синонимами. Под региональной социальной политикой понимается комплекс мер федеральных органов, направленных на социальное развитие регионов. Региональная социальная политика формируется центром. Однако уже на стадии разработки концепции она должна представлять собой двухсторонний процесс взаимодействия федеральных и региональных структур. Социальная политика в регионе вырабатывается органами власти региона при участии местного самоуправления с учетом сформированной федеральным центром концепции региональной социальной политики.

       С точки зрения приоритетов современного этапа отечественного развития учеными  называются следующие: изменение и структуризация социальной сферы, преодоление тенденций социальной деградации, создание благоприятных условий для повышения конкурентоспособности «человеческого капитала», в том числе: снижение уровня бедности, особенно преодоление ее застойных форм, разблокирование вертикальной и горизонтальной социальной мобильности; обеспечение доступности качественных ресурсов человеческого развития для массовых социальных групп; формирование более справедливой, с точки зрения общества, системы распределения доходов, обеспечивающей социальную поддержку действий государственной власти.

       Степень развития человеческого потенциала в регионе в доминирующей доле зависит от состояния и функционирования социальной сферы, что, в свою очередь, в значительной мере обусловливается ее организационно-структурным построением, ресурсным обеспечением и взаимодействием государственных, муниципальных, общественных и частных структур как на местном, так и на региональном уровнях.

       В регионах разрабатываются концепции и программы социально-экономического развития, социальные разделы планов развития районов, городов и населённых пунктов. Однако на сегодняшний день нельзя не сказать об отсутствии комплексного инструментария разработки и реализации социальной политики с учетом специфики каждого региона. Центр возлагает на себя функций по формированию целей и задач государственной социальной политики; норм поведения государственных органов по отношению к социальным проблемам граждан; механизмов обеспечения социальных гарантий.

       Формирование  социальной политики на уровне региона  достаточно новое явление в России, поскольку до начала рыночных реформ регион не являлся достаточно самостоятельным  носителем социально-экономических  отношений и практически не представлял  собой самостоятельный субъект региональной политики, хотя  проблемы соц развития существовали всегда.  
2.2 Реализация муниципальной социальной политики в сфере образования.

       Образовательный уровень населения – одна из важнейших  характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений. Расходы на образование являются в большинстве муниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов.

       Муниципальная политика в сфере образования  строится на основе государственной  политики, базирующейся на следующих  принципах:

       – гуманистический характер образования;

       – приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;

       – свободного развития личности;

       – общедоступность образования;

       – адаптивность системы образования  к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

       – светский характер образования в  государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

       – свобода и плюрализм в образовании.

       В России проводится политика реформирования сферы образования. Проведен переход к 12-летнему образованию, введение единого стандартизированного выпускного экзамена, позволяющего без вступительных экзаменов поступить в любой вуз в случае набора нужного числа баллов (ЕГЭ). Эти изменения неоднозначно воспринимаются в обществе, но продолжают тенденцию к вхождению России в мировую практику образования. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования развивается платное образование во всех звеньях – от детских садов до университетов. Этот процесс имеет ряд негативных сторон: бесплатное образование становится менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливается неравенство граждан при его получении. Однако интерес населения к образованию растет, что проявляется в первую очередь в увеличении конкурса в вузы. Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, важно дать системе образования стимул к движению вперед - это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта "Образование". Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено два взаимодополняющих подхода. Во-первых, предстоит выявить возможные "точки роста". Государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым - то есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Необходимо поощрять тех, кто может и хочет работать, - это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получат наиболее эффективные и успешные образовательные практики - чтобы впоследствии они дали обществу примеры качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех. Во-вторых, проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием позволят сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.

         Наконец, значительные изменения  коснутся механизмов финансирования  образовательных учреждений. Бюджетные  средства на реализацию программ  развития будут направляться  непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

       Цель  Национального проекта "Образование"- ускорить модернизацию российского образования, обеспечить успешность комплекса мер по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы страны, в конечном счете, достичь современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

         Приоритетный национальный проект "Образование" включает следующие направления: "Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования", "Внедрение современных образовательных технологий", "Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня", "Повышение уровня воспитательной работы в школах" и "Развитие системы профессиональной подготовки в армии"

       Основные  мероприятия приоритетного национального  проекта "Образование": 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Направление Основные  мероприятия
Поддержка и развитие лучших образцов

 Отечественного образования

 

Стимулирование  вузов, активно внедряющих инновационные образовательные программы.

 Стимулирование  общеобразовательных

 учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы

 Предоставление  грантов талантливой молодежи

 Поощрение лучших учителей

Внедрение современных образовательных

 технологий

Оснащение школ учебно-наглядными пособиями и Оборудованием.

 подключение школ к сети Интернет и закупку

 комплектов  оборудования для компьютерных  классов.

Создание

 национальных

 университетов и

 бизнес-школ

 мирового  уровня

Создание университетов  в Южном и Сибирском

 федеральных  округах (на 30 тысяч мест каждый)

 Создание  бизнес-школ в московском регионе  и

 Санкт-Петербурге (на 500 мест каждая)

Повышение уровня воспитательной

 работы  в школах

Дополнительное  ежемесячное вознаграждение за классное руководство

 

Развитие  системы профессиональной

 Подготовки  в армии

 

Создание в  воинских частях учебных центров

 начального  образования для  военнослужащих  срочной службы

 Организация  обучения на подготовительных

 отделениях  вузов лиц, отслуживших не менее

3 лет  по контракту в 

 Российской  Федерации в воинских должностях

 солдат, матросов, сержантов, старшин.

 

         В проекте заложено два основных  механизма стимулирования необходимых  системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" качества образования. Во-вторых, внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов - "центров кристаллизации" институциональных изменений. Каждое направление национального проекта является комплексным в том смысле, что ведет к целому ряду принципиальных изменений в качестве образования.

         Система управления образованием  на муниципальном уровне представляет  собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций

         Деятельность муниципальных образовательных  учреждений разных видов регулируется  типовыми положениями, утверждаемыми  Правительством РФ, и разрабатываемыми  на их основе уставами образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учреждений образования являются местные органы управления образованием. На основании их решения органы управления муниципальным имуществом передают учреждениям образования в оперативное управление соответствующее имущество и в бессрочное бесплатное пользование - участки земли.

         Органам местного самоуправления  в целях осуществления государственной  политики в области образования  переданы полномочия по планированию, организации, регулированию деятельности  местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей.

         На территории муниципальных  образований (городов) может располагаться  большое количество образовательных  учреждений различного профиля и форм собственности. Органы муниципального управления образованием взаимодействуют с немуниципальными образовательными учреждениями в целях представления и защиты интересов жителей, обучающихся в них.

       Реформа в сфере образования ведет  к разрушению прежней единообразной системы учебных заведений, поэтому содержание образования с его разно уровневым обучением дифференцируется. Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникают проблемы бюрократизма управления: отсутствие четких требований, предъявляемая к управленцам; неопределенность специфического содержания управления образованием; негативные последствия распада ранее существующей системы управления (нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг). Все это негативно влияет на муниципальную систему образования.

Информация о работе Роль образования на муниципальном уровне