Роль образования на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась политика – часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….............................. 3
ГлаваI Значение муниципальной экономики и социальной политики

1.1 Роль муниципального образования и муниципальной экономики в реализации социальной политики………………………………………………………………………. 6

1.2Социальная политика……………………………………………………………………13
ГлаваII Направления социальной политики в муниципальном образовании
2.1Механизмы реализации социальной политики в муниципальном образовании…...…22
2.2Реализация муниципальной политики в сфере образования…………………………28





Заключение……………………………………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………………………………….44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по муницип управлению.doc

— 405.50 Кб (Скачать файл)

       Программа "Жилище" на 2002-2010 годы

       Программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов  Севера до 2008 года"

       Программа "Социальное развитие села до 2012 года"

       Программа "Культура России (2006-2010 годы)"

       Программа "Социальная поддержка инвалидов  на 2006-2010 годы"

       Программа "Предупреждение и борьба с социально  значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы"

       Программа "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы"

       Механизмы оценки большинства из них находятся  только на стадии разработки, либо являются не способны объективно оценивать программу по всем необходимым параметрам. Проблема, с которой сталкивается большинство разработчиков программ, - качественная несодержательность количественных характеристик, индикаторов, показателей эффективности.

       Так, например, программа «Культура России»  на период 2006 -2010 годы ставит своей целью:

       сохранение  культурного наследия России,

       формирование  единого культурного пространства, создание условий для обеспечения  выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан,

       создание  условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, интеграции в мировой культурный процесс,

       обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям

       обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности и т.д.

       Программа направлена на решение важного блока  задач. Изучение такого влияния и  разработка методики, оценивающей экономическую  эффективность Программы, которая  состоит из:

       оценку  экономической эффективности наиболее значимых мероприятий

       оценку  стоимости объектов культурного  наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

       оценку  эффективности использования музейных, библиотечных и архивных фондов

       Основу  финансирования данной Программы составляют средства федерального бюджета (85 процентов общего объема финансирования). Для обеспечения контроля и анализа хода реализации Программы были сформированы показатели эффективности выполнения мероприятий Программы, в дальнейшем в процессе ежеквартально отчитывается о ходе выполнения Программы по согласованным показателям перед Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации проводится контроль программы по соответствующим показателям:

       Доля  национальных процентов фильмов в общем объеме проката

       Доля  объектов процентов культурного  наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения

       Доля  процентов представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда

       Средняя экземпляров книг обеспеченность (количество изданий в библиотеках/количество читателей

       Увеличение  процентов количества посещений  музеев по сравнению с предыдущим годом

       Доля  процентов отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем объеме подлежащих реставрации документов этой категории

       Увеличение  процентов количества посещений  спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и  фестивальных (в пересчете на 1000 человек),по сравнению с предыдущим годом.

       Доля  новых процентов произведений профессионального  искусства в общем репертуаре организаций исполнительских искусств

       Увеличение  процентов количества участников культурно  досуговых мероприятий по сравнению с предыдущим годом

       Увеличение  экземпляров количества книг и брошюр образовательного, научного и культурного  назначения (в пересчете на 1000 человек).

       Из  всего выше сказанного важно отметить, что важной задачей социальной политики является адресность (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь,  слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами   активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.    Социальная политика в переходный период отличается не  столько набором своих направлений, функций и целей, сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. В условиях переходной экономики действует объективное противоречие между целями и средствами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ, с другой — решение этой задачи наталкивается на крайне скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества (сокращение ВВП, снижающаяся собираемость налогов и др.).

         Как уже отмечалось, для переходной  экономики характерно резкое  увеличение дифференциации доходов населения. В дополнение к различиям в степени адаптации к рыночным условиям отдельных групп населения неравенство в доходах усиливается трансформационным спадом, высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, которые вызывают значительное снижение уровня жизни преобладающей части населения, особенно в самом начале переходного периода.

         В этих условиях государство  вынуждено (даже вопреки объективной  логике сокращения государственного  вмешательства в экономику) активно  участвовать в перераспределении доходов. Как говорилось выше, главными средствами перераспределения доходов населения являются прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Однако возможности государства в этот период весьма ограниченны. Во-первых, приватизация объективно ведет к сокращению государственных доходов. Во-вторых, значительное повышение налоговых ставок ослабляет стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям. В-третьих, резкий рост социальных трансфертов ослабляет стимулы к труду. Поэтому социальная политика в переходный период призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, не подорвав при этом заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.

         Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме  социального партнерства,  которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами «общественного договора» в области экономической и социальной политики.

 

       Глава 2.1 Механизмы реализации социальной политики в муниципальном образовании

       При разработке социальной политики должны определяться приоритеты, которые в  данный конкретный момент являются для общества наиболее настоятельными и неотложными, требуя первоочередного решения. Государственная и муниципальная социальная политика реализуется через социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами.

       Важнейшим механизмом реализации социальной политики государства является система государственных  минимальных социальных стандартов. Социальный стандарт – минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения. Некоторые  примеры минимальных социальных стандартов:

– минимальный  уровень оплаты труда;

– минимальный  уровень социальных пенсий и других социальных выплат;

– обязательные стандарты и программы, в пределах которых образование является бесплатным;

– перечень лечебно-профилактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств.

       Минимальные социальные стандарты призваны установить те пороговые значения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя (с позиции современных  представителей об уровне и качестве жизни). Этот «стандартный» уровень социальных благ, гарантированных каждому человеку, должен быть доступным по цене или вообще бесплатным для потребителя, т.е. частично или полностью оплаченным из бюджетных и внебюджетных средств.

       Социальные  стандарты выражаются через социальные нормы. Социальные нормы – единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей. Примеры социальных норм:

       – норма обеспеченности населения  учреждениями социально-культурной сферы;

       – нормы наполняемости школьных классов  и групп в детских дошкольных учреждениях;

       – нормы обеспечения населения  отдельными социальными услугами;

       – нормы кадрового и материального  обеспечения при оказании социальных услуг.

       Соблюдение минимальных социальных стандартов и норм требует крупных бюджетных расходов. За последние годы в России было принято большое количество федеральных законов, устанавливающих те или иные социальные льготы, не обеспеченные финансированием. В связи с этим актуальна задача разумного ограничения общего количества социальных льгот и разграничения социальных стандартов на федеральные, региональные и муниципальные. При этом за федеральным уровнем должны сохраниться наиболее важные минимальные социальные стандарты. Каждый уровень бюджетной системы должен обеспечить финансирование введенных им социальных стандартов и норм и приводить их в соответствие с имеющимися финансовыми ресурсами.

       В задачи федерального уровня власти входят установление основ государственной  социальной политики, правовое регулирование отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.

       Субъекты  РФ разрабатывают основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций территории; устанавливают региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие  государственные минимальные социальные стандарты; заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.

       Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной  и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство.

       На  основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут  разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие  специфику конкретного муниципального образования.

       Фактический объем социальных услуг, предоставляемых  населению органами местного самоуправления таков:

       – комплексные центры социального  обслуживания ветеранов и других социальных групп;

       – социально-реабилитационные центры и  социальные приюты для несовершеннолетних;

       – дома инвалидов и престарелых;

       – детские дома;

       – центры психолого-педагогической помощи населению и т.д. 

       Органы  местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости  населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров.

       По  своей сути механизм реализации социальной политики представляет собой сложную  систему институциональных и не институциональных субъектов социальной жизни, взаимодействие которых позволяет теоретически осмыслить оформить социальные интересы граждан, социальных групп населения в целом, разработать социальную стратегию государства и социальные программы и организовать скоординированную предметно-практическую деятельность государственных органов, институтов гражданского общества, граждан по их реализации на основе имеющейся нормативно-правовой базы. 

Информация о работе Роль образования на муниципальном уровне