Ресурсы муниципального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:50, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы состоит в том, что для развития муниципального хозяйства необходимы закрепленные за ним ресурсы, позволяющие решать вопросы удовлетворения коллективных потребностей населения муниципального образования. Важнейшими из ресурсов являются следующие: финансовые, производственные, кадровые и правовые. Правильное использование ресурсов позволяет эффективно управлять муниципальным хозяйством и комплексно развивать муниципальное образование.

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.2

Численность населения по возрасту в 2001-2003 гг.

 

                                                                                                                                     (человек)

№№

 

п/п 

 

Возраст

 

(лет) 

На 1.01.2002года 

На 1.01.2003года 

Миграционный прирост

 

2003г. 

Родившихся 2003г. 

Умерших

 

2003г. 

На 1.01.2004г оценка  тыс.чел. 

2004г.

 

тыс.чел.

 

оценка  

 

1. 

0 – 15 

5998 

5900 

99 

325 

7,1 

7,2

 

2. 

Трудоспособного возраста

 

ж (16-54)

 

м (16-59) 

 

22994 

 

23446 

 

347 

 

 

133 

 

25,0 

 

25,4

 

3.  

Старше трудоспособного возраста

 

ж (55)

 

м (60) 

 

9257 

 

9401 

 

50 

 

 

406 

 

9,5 

 

9,7

 

 

ИТОГО (тыс.чел.) 

38,2 

38,7 

0,5 

0,3 

0,5 

41,6 

42,3

 

 

Как видно из представленных данных  численность населения трудоспособного  возраста возросла за год на 400 человек, что является  положительным моментом в оценке ресурсов.

 

Экономическую базу города Дзержинского составляют крупные градообразующие предприятия - ТЭЦ-22 и ФЦДТ «Союз».  Изначально город развивался в системе  военно-промышленного комплекса страны. Градообразующее предприятие предопределяло качественный состав рабочей силы: основную долю занятых составляли высококвалифицированные кадры, имеющие высшее образование. ЛНПО «Союз» к началу 90-х гг. принадлежала основная доля социальной инфраструктуры города, однако уже с середины 90-х гг. ситуация кардинально меняется. ФЦДТ «Союз» переживает болезненные последствия экономических реформ, общих для всего военно-промышленного комплекса страны: резкое сокращение госзаказа, сокращение финансирования, нарушение производственно-технологических цепочек, переход к совершенно новым принципам управления и т.д. Численность занятых на предприятии сократилась в несколько раз. Вся ведомственная социальная инфраструктура была принята городом, резко снизилась роль ФЦДТ «Союз» как источника налоговых доходов города. С середины 90-х гг. ФЦДТ «Союз» уступает место ведущего градообразующего предприятия по уровню отчислений в бюджет ТЭЦ-22.

 

ТЭЦ-22 является предприятием регионального, стратегического значения. Это одна из крупнейших в Европе теплоэлектростанций  по общему объему производимой электроэнергии и тепла. Благодаря наличию столь крупного объекта электроэнергетики, городу удалось избежать глубокого экономического и социального кризиса, какой постиг большинство российских монопрофильных городов, специализировавшихся на ВПК. В настоящее время на ТЭЦ-22 приходится почти 11% всех работающих в городе. ТЭЦ-22 – предприятие, являющееся самым крупным налогоплательщиком в городской бюджет. В 2002 г. предприятие в лице ОАО «Мосэнерго» обеспечило 23% налоговых поступлений в городскую казну.

 

Промышленность доминирует в структуре экономики. Ведущие отрасли – электроэнергетика и химическая промышленность . В производстве основных видов продукции преобладают тепло- и электроэнергия, изготовление пластиковой упаковки, мягкие кровельные и гидроизоляционные материалы, материалы для разметки дорог, строительные изделия, производство комплектующих для светопрозрачных ограждающих конструкций. Рост объемов производства по крупным предприятиям города  в тыс. руб. показан на диаграмме ( рис. 2.2)[27]:

 

 

 

 

 

 

      Рис. 2.2 Диаграмма  изменения объемов промышленного производства

 

 

                                                             ( в млн руб)

 

 

Строительство занимает второе место  в производственной структуре города (9,3% в 2002 г., 13% в 2003 г.) и является одной  из наиболее динамично развивающихся отраслей городской экономики. Ввод в действие жилых домов в Дзержинском на душу населения в 2-3 раза больше, чем в Москве. При строительстве домов в качестве основной технологии выбрана «сотовая система», при которой несущими являются, как наружные, так и внутренние стены. Обеспеченность жильем растет, и в 2003 г в среднем составила  22 кв.м. на одного жителя, что является одним из самых высоких показателей для городов  Московской области[28].

 

Из 40 предприятий отрасли 36 относятся  к малым предприятиям. В городе ими построен ряд офисов, административно-производственных зданий, магазинов, кафе и ресторан.

 

Одно из слабых мест в экономике  Дзержинского – производство товаров, ориентированных на прямой потребительский  спрос. В городе не создано достаточное количество предприятий данной сферы и спрос на данную продукцию удовлетворяется за счет привозных товаров.

 

          В Дзержинском  функционируют 366 предприятий торговли  и общественного питания,  имеется  несколько крупных магазинов,  действует продовольственный рынок.

 

Основными объективными факторами, сдерживающими  развитие торговли в городе, являются наличие крупных торговых оптовых  центров недалеко от города, близость к Москве.

 

Сфера услуг в Дзержинском развивается  достаточно динамично, структурно здесь доминирующим является сектор коммунальных услуг.

 

           По  уровню развития информационно-коммуникационных  технологий (ИКТ) Дзержинский занимает  передовые позиции среди городов  Московской области. В 2002 г.  уровень телефонизации Дзержинского вырос до 45 телефонов на 100 жителей, то есть, практически каждая семья имеет телефонную связь.

 

          Продолжается  развитие услуг телефонной связи  с вводом в эксплуатацию новой  цифровой электронной АТС на 2000 номеров. Разработана и претворяется  в жизнь программа «Информационный город», целями которой являются информационная поддержка устойчивого развития города, накопление и интеграция городских информационных ресурсов, сбалансированное удовлетворение информационных потребностей жителей, организаций и предприятий. В городе имеется свой узел доступа в Интернет  и высокоскоростная оптико-волокнистая магистраль, связывающая город с информационным пространством.

 

         Городским  кабельным телевидением охвачено  практически 100% жилых зданий. Созданы  компьютерные классы во всех образовательных  учреждениях. Успешно внедряются инфомационно-коммуникационные технологии в деятельности управлений и подразделений администрации. Предоставляет услуги доступа к информационным ресурсам общественный центр информации, созданный на базе городской библиотеки.

 

       В городе создан  и постоянно поддерживается официальный  городской сайт, особое внимание  уделяется развитию средств массовой  информации: в городе есть собственный  канал теле- и радиовещания, еженедельная  газета, развитая сеть газетных киосков.

 

       Достижения города  в развитии информационных технологий   отмечены дипломом на третьем  форуме «Россия в электронном  мире», прошедшем в Москве в  июне 2002 года.

 

        По данным  2003 г. Дзержинский занимал  19 место по объемам иностранных инвестиций среди 73 муниципальных образований Московской области. Один из основных факторов, объясняющих сравнительно недостаточную инвестиционную активность в Дзержинском, - это отсутствие свободных инвестиционных площадок у города, то есть, дефицит свободных площадей для строительства, размещения новых производств и других способов капиталовложений[29].

 

       Малое предпринимательство  занимает прочное место в структуре  экономики Дзержинского и играет  существенную роль в экономике. На сегодняшний день в городе функционируют более 200 предприятий малого бизнеса и примерно 700 предпринимателей осуществляют деятельность без образования юридического лица. Вклад в экономику города по итогам 2002 г. составляет 14,8% в общем объеме производства товаров и услуг[30].

 

        В последние  годы происходит смещение прибыльности  от деятельности предприятий  малого бизнеса из торговой  в производственную. Тройку лидеров  по занятости в малом бизнесе  составляют торговля и общественное  питание, промышленность и строительство.

 

Жилищное  строительство

 

 

 

Обеспечение граждан современным , комфортным жильем является одной  из главных  задач администрации. В 2002г. сдано 54,7 тыс.кв.м жилых домов (с нежилыми помещениями), из них  общей жилой площади 43,1 тыс.кв.м, что в 2,8 раза больше, чем в 2001г. Обеспеченность жильем составила 21,4 кв.м  на душу населения в связи с изменением численности населения исходя из предварительных итогов переписи населения.

 

Строительство жилых домов в  городе осуществляется в соответствии с жилищной программой, в которой принимают участие жители города.  Горожане приобретают жилье, покупая облигации муниципального жилищного займа или заключают договора инвестирования. 

 

Положение о порядке инвестирования строительства и предоставления жилья действует с 1994г. Оно позволяет привлекать средства жителей для финансирования жилищного строительства. Гарантом целевого использования средств инвесторов выступает администрация города, которая берет на себя обязательства по предоставлению квартир, оплаченных в соответствии с договором. Более 1000 семей улучшили свои жилищные условия, только в 2002г. было заключено 78 договоров инвестирования на сумму более 40 млн.руб.

 

В рамках городской жилищной программы  решается проблема расселения жителей из ветхого жилого фонда. В 2002г. город при финансовой поддержке Правительства Московской области завершил строительство жилого дома, в который переселятся 73 семьи из корпуса, расположенного на территории Николо-Угрешского монастыря. Кроме них, в благоустроенные квартиры переедет еще 5 семей, проживающих в ветхом фонде.

 

Состояние жилищно-коммунального  хозяйства

 

На 1.01.2004 г. муниципальный ж/фонд города (включая  дома ЖСК) и состоит  из 219 домов, общей площадью – 844,8 тыс. м. 

 

 В 2003 г. принято в муниципальную собственность вновь построенных жилых домов общей площадью 11,1 тыс. кв. м.

 

В 2003 г. не обеспечено финансированием 24,4 тыс. м жилья.

 

На 1.04.2004 г. жилищный фонд (включая  дома ЖСК) составляет 855,9 тыс. м.

 

Жилищный фонд после его передачи от предприятий в муниципальную собственность требует значительных финансовых вложений для капитального ремонта.

 

Тепловые сети

 

Теплоснабжение города осуществляется от двух магистральных сетей   АО «Мосэнерго», которые для надежности теплоснабжения закольцованы между собой.

 

Протяженность сетей города составляет 36,142 км. в 2-х трубном исчислении.

 

Из-за длительного срока эксплуатации около 50 % теплотрасс  имеют 100 % износ.

 

Отдельное оборудование 17-ти ЦТП и 7-ми ИТП города эксплуатируются с 60-х годов, т.е. физически и морально устарело.

 

Строительство нового жилья требует  дополнительного расхода тепла, а пропускная способность существующих трасс не позволяет этого сделать. Для повышения надежности теплоснабжения города и обеспечения его дальнейшего развития в 2002 г. администрацией города принято решение о строительстве новой транзитной тепломагистрали. В 2002 г. построена I очередь теплотрассы стоимостью 46,5 млн.руб. В 2003 г. запланировано строительство II очереди (головного участка) стоимостью 80 млн.руб.

 

  Водоснабжение

 

Водоснабжение города осуществляется от 3-х водозаборных узлов. Установленная  мощность насосных станций 1-го подъема 18000 м3/сут. Объема добываемой воды достаточно для удовлетворения нужд потребителей.

 

Протяженность водопроводных сетей 31,1 км., из них 13 км. – магистральные трубопроводы, 13,7 км. – уличные водопроводные сети, 4,4 км. – внутриквартальные сети. 9 км. водопроводных сетей построены в 1942 г. и требуют срочной замены. При ремонте водопроводных сетей в городе с 1998 г. в основном применяются пластмассовые трубы и на сегодня их протяженность более 5 км.

 

С 1997 г. реализуется общегородская  программа «Чистая вода». В 1998 г. на ВЗУ ТЭЦ-22 введена в строй  промышленная установка непрерывной  подготовки воды, что позволило обеспечить 12 тыс. жителей города чистой водой. Вода, подаваемая от ВЗУ-3, отличается повышенным содержанием железа. Строительство станции обезжелезования на ВЗУ-3 включено в Областную программу «Обеспечение населения Московской области качественной питьевой водой» на 2004 г. В 2003 г. будет определена технология очистки и выполнен проект установки обезжелезования.

 

Транспортировка и очистка стоков

 

Протяженность канализационных сетей  – 69,9 км., из них 27 км. – главные канализационные  коллекторы, 30,5 км. – коллекторы уличной канализации, 12,4 км. – внутриквартальные и внутридомовые сети. 5 км. канализационных сетей находятся в аварийном состоянии  и подлежат замене.

 

В аварийном состоянии находятся 3 напорных коллектора от КНС-1 до очистных сооружений. Два из них Ø 250 мм. введены в действие  в 1948 г., третий Ø 400 мм. – в 1970 г. Оборудование КНС-1 физически и морально устарело. На 2004 г. запланировано строительство новой канализационной станции и напорных коллекторов за счет средств областного бюджета. В 2003 г. будут выполнены проектно-изыскательные работы.

 

Очистные сооружения, которые принимают  стоки всего города, устарели физически  и морально. Отдельные объекты  введены в эксплуатацию в 1936 г., основное оборудование  (аэрофильтры, двухъярусные отстойники, первичные и вторичные отстойники) в работе с 1962 г. Очистные сооружения сбрасывают в р. Москву недостаточно очищенные стоки. При проектной производительности 20000 м3/сут. на очистные сооружения  поступают до 30000 м3/сут., а в часы пик бывают переливы через песколовки, биофильтры и лотки. Остро стоит  вопрос строительства новых очистных сооружений. В 2003 г. подана заявка на включение строительства ОС в Областную программу «Обеспечение населения Московской области качественной питьевой водой и обеспечение водоотведения на 2004-2010 г.г.».

 

Электроснабжение

 

         Электроснабжение  осуществляется от двух трансформаторных  подстанций АО «Мосэнерго». Протяженность  электросетей: до 6 кВт – 30 км; до 1 кВт – 33 км; 30 км уличного освещения. 33 распределительных и трансформаторных подстанций (РП и ТП).

 

         Электроснабжение  города обеспечивает единственная  понизительная подстанция № 680, которая эксплуатируется с 1982г.  и в настоящее время исчерпала  возможности для дальнейшего  увеличения нагрузки.

Информация о работе Ресурсы муниципального хозяйства