Муниципальное хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:05, контрольная работа

Краткое описание

Местное самоуправление включает в себя комплексное и многообразное представление об организации жизнедеятельности общества и государства, которое естественно предполагает различные подходы к его толкованию. Обычно под местным самоуправлением понимается конституционно закреплённая организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Следовательно, местное самоуправление является:
а) основой конституционного строя страны;
б) правом населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;
в) формой народовластия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие муниципального хозяйства: его отличие от государственного и частного……………………………………………………………………………4
Формы прямого волеизъявления граждан как основа местного самоуправления…………………………………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………………...18

Вложенные файлы: 1 файл

К.р.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

Понятие муниципального хозяйства: его отличие от государственного и частного……………………………………………………………………………4

Формы прямого  волеизъявления граждан как основа местного самоуправления…………………………………………………………………...9

Заключение……………………………………………………………………….17

Список используемой литературы……………………………………………...18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Местное самоуправление включает в себя комплексное и многообразное представление об организации жизнедеятельности общества и государства, которое естественно предполагает различные подходы к его толкованию. Обычно под местным самоуправлением понимается конституционно закреплённая организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Следовательно, местное самоуправление является:

а) основой  конституционного строя страны;

б) правом населения на самостоятельное решение  вопросов местного значения;

в) формой народовластия.

Природа местного самоуправления как  общественного явления в значительной степени зависит от вида и типа хозяйственных отношений, существующих в обществе в настоящий момент. Под  хозяйством понимают некую совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой  осуществляется эта деятельность.

Ниже  более подробно будут рассмотрены  два вопроса, которые напрямую связаны  с местным самоуправлением:

  1. понятие муниципального хозяйства: его отличие от государственного и частного;
  2. формы прямого волеизъявления граждан как основа местного самоуправления.
 
 
 
 
 
 

Понятие муниципального хозяйства: его отличие от государственного и  частного 

Государственное хозяйство любой современной страны ограничено ее границами, а сами права государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов.

С этой точки зрения государство имеет  ряд особенностей при осуществлении  хозяйственной деятельности, поскольку  оно с одной стороны выступает  как равноправный субъект хозяйственных отношений (собственник), с другой стороны - как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории.

Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей  населения.  

Для того, чтобы раскрыть содержание изложенного  выше понятия, необходимо рассмотреть вопрос о структуре муниципального хозяйства и провести некоторую классификацию тех связей, которые возникают внутри муниципального хозяйства между его элементами.

Прежде  всего необходимо выяснить, что из себя представляют элементы муниципального хозяйства, и по какому основанию  мы можем привести их классификацию. Методика, предложенная при определении самого понятия "муниципальное хозяйство", предлагает подход,  исходящий из того, что:

1. Муниципальное  хозяйство - это совокупность  предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями  и учреждениями, направлена на  удовлетворение общественных интересов.

3. Поскольку  деятельность осуществляют разнородные  по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Исходя  из данного анализа, основным признаком, по которому мы можем классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей.

И с  этой точки зрения мы можем выделить следующие элементы:

муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам  населения муниципального образования);

иные  предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;

органы местного самоуправления.

Ценность  данной классификации в том, что  она позволяет на основе  выделения этих трех групп определить не просто роль и место каждой из них в решении вопросов местного значения,  но и  в зависимости от этого цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать их особенности.

С точки зрения того,  какую роль в решении вопросов местного значения играют те или иные элементы муниципального хозяйства, мы можем выделить несколько видов муниципального хозяйства, прежде всего по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности.

Виды  муниципального хозяйства:

1. Коммунальная модель муниципального хозяйства. Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины) и основным ресурсом являются налоги на население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема.

2. Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства. Данная модель по сравнению с предыдущей отличается тем, что предусматривает  участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования.

3. Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства. Данная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории. Безусловно, та или иная модель не существуют в чистом виде, однако роль и место того или иного элемента в различных странах серьезно отличаются друг от друга.

Развитие  муниципального хозяйства, как любая  деятельность, должно опираться на наличие вполне определенных ресурсов.

Традиционно под ресурсами понимают некую совокупность возможностей той или иной территории. Применительно к хозяйственным отношениям под ресурсами, как правило,  понимаются  материальные  и нематериальные показатели территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности. Прежде всего в это понятие включаются природные ресурсы (земля, недра и др.).  Обычно к материальным ресурсам относят также и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории.

Развитие  территории в значительной степени  определяется наличием материальных ресурсов, поскольку от них зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют структуру производственной деятельности и благосостояние населения. Но несмотря на исключительную важность для ведения хозяйственной деятельности наличия ресурсов,  сама деятельность невозможна без основного ресурса - кадрового потенциала территории.

Не менее  важным ресурсом, без которого невозможна никакая хозяйственная деятельность, является тот объем полномочий, которым  наделен хозяйствующий субъект по закону. Другими словами, определенный правовой ресурс. Так же как без наличия у работников определенных навыков и технологий деятельности нельзя реализовать возможности материальных ресурсов, так и без правового ресурса невозможно осуществление хозяйственной деятельности.

Так, наличие  богатых природных ресурсов еще  вовсе не означает богатства населения, проживающего на данной территории. Примеров тому достаточно много. Без наличия  права на взимание земельного налога земля как ресурс хозяйственной деятельности органа местного самоуправления рассматриваться не может.

Значительную  роль в структуре понятия играют и другие виды ресурсов: финансовые, организационные и т.п.

Приведенные выше примеры  разнообразных видов ресурсов свидетельствуют о том, что давать обобщенную классификацию ресурсов безотносительно к конкретному виду хозяйства бессмысленно, так как различные виды муниципальных образований будут обладать совершенно различным набором ресурсов.  В значительной степени это определяется тем набором прав и полномочий, которые предоставлены муниципальному образованию законодательством.

Муниципальное хозяйство с точки зрения ведения  хозяйственной деятельности в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает  на рынке как самостоятельный и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности. То есть, оно может самостоятельно распоряжаться находящейся в его распоряжении собственностью, финансовыми ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных на них. В связи с этим и формы распределения результатов хозяйственной деятельности общественны по своей природе. В этом смысле муниципальное хозяйство представляет собой акционерное общество, участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако выплаты "дивидендов по акциям" производятся в виде общественно значимых товаров и услуг.  В этом проявляется общественный характер муниципального хозяйства, поскольку жители являются одновременно и заказчиками услуг, оказываемых органами местного самоуправления  по их поручению, и коллективным  собственником муниципального имущества.

С другой стороны, органы управления муниципальным  хозяйством выступают в роли подрядчика, исполняющего государственные функции, которые оплачиваются государством. Прежде всего это касается функций, исполнение которых невозможно  централизованными государственными структурами. Это учет движения населения и собственности, организация повседневных контактов с населением по вопросам, отнесенным к ведению государства (социальное обеспечение и др.).  Организация подобной деятельности требует значительной регламентации со стороны государства и создает базу для эффективной деятельности самих органов государственной власти всех уровней.

Таким образом, муниципальное хозяйство  отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности и, прежде всего, в области  распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства - общественным характером использования результатов деятельности. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Формы прямого волеизъявления граждан как основа местного самоуправления  

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление осуществляется населением муниципальных образований в различных организационных формах: путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление в Российской Федерации - это система организации и деятельности граждан представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Особую  роль в реализации местного самоуправления, несмотря на сложную социально-экономическую  ситуацию в стране по-прежнему играют институты непосредственной демократии. Обусловлено это тем, что: во-первых, именно народ является носителем суверенитета и единственным источником власти, имея право в первую очередь на непосредственное ее осуществление(ст. 3 Конституции Российской Федерации ); во-вторых, формы непосредственной муниципальной демократии оказывают прямое влияние на институты местного самоуправления, определяя, к примеру не только состав представительных и иных органов местного самоуправления, но и задавая конкретные параметры их деятельности.

Решения, принятые самими гражданами, имеют  не только общественно- политическое, но и большое экономическое значение. Кроме того, благодаря институтам непосредственной демократии усиливается контроль граждан за деятельностью органов местного самоуправления.

Как известно, непосредственная демократия - прямое осуществление власти народам в общегосударственном и местном масштабах, различные формы принятия самим населением (преимущественно гражданами - избирателями) решений общего и местного характера.

Информация о работе Муниципальное хозяйство