Ресурсы муниципального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:50, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы состоит в том, что для развития муниципального хозяйства необходимы закрепленные за ним ресурсы, позволяющие решать вопросы удовлетворения коллективных потребностей населения муниципального образования. Важнейшими из ресурсов являются следующие: финансовые, производственные, кадровые и правовые. Правильное использование ресурсов позволяет эффективно управлять муниципальным хозяйством и комплексно развивать муниципальное образование.

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

 

Только в отношении местного самоуправления выделяются 15 видов  ресурсов, которые и дополняют (мотивационные  и информационные) и заменяют (состязательные и деятельностные) друг друга. Достаточно высок коммуникативный ресурс местного самоуправления, который пока проявляется в основном на локальном территориальном и служебном уровнях. Высок показатель готовности населения к сотрудничеству и взаимопомощи, которая реализуется опять же преимущественно в сфере непосредственных межличностных (территориальных и служебных) контактов. Коммуникативный ресурс подрывается тенденцией ухудшения взаимоотношений жителей. Невысок уровень персонифицированности в отношениях "население- местная администрация". Преобладает стереотип негативного восприятия работников администрации со стороны части населения, видящего в них чиновников, не учитывающих и не знающих интересов людей. Ослаблен соревновательный потенциал местного самоуправления. Невысок уровень информированности о местных достижениях, заслуженных людях и т. п. Мало сравнительной информации о достоинствах и успехах, проблемах и недостатках. В заброшенном или зачаточном состоянии находятся специальные организационные формы инициирования и развития соревновательных отношений. Весьма низок уровень использования инновационного ресурса местного сообщества. Слабо развивается малый инновационный бизнес. Осуществлению нововведений мешают два основных фактора: экономическая нестабильность; бесконечные согласования, хождения по различным инстанциям. Настораживает и еще одно обстоятельство. Нововведение связано, как правило, с риском. Приходится рисковать психологическим комфортом, отношениями с руководством и подчиненными и т. п. Начиная инновационную деятельность, нужно быть готовым к риску, однако почти треть муниципальных служащих стараются избегать рискованных ситуаций.

 

 Кадровый ресурс местного  самоуправления можно охарактеризовать  так. Во-первых, достаточно высок  уровень общей и профессиональной  подготовки муниципальных служащих, но им недостает управленческой подготовки, о чем они и сами заявляют. Управленческая культура муниципальной службы остается пока еще на невысоком уровне. Наиболее ощутим недостаток качеств "тактичность", "единство слова и дела", "профессиональная честь", "подвижничество". Во-вторых, коммуникативные качества муниципальных служащих (внимание к людям, манеры поведения) уступают их профессиональным и организаторским качествам. В-третьих, обнаруживается различие в критериях оценки деятельности работников аппарата администрации муниципальными служащими, с одной стороны, и жителями, с другой. Муниципальные служащие судят о своей деятельности по субъективной активности (намерениям, целеустремленности и т. д.), жители –– по объективной, опредмеченной активности, т. е. По результатам деятельности. В недостаточной мере используется технологический ресурс местного самоуправления, а именно:

 

·   при постановке и согласовании управленческих целей, выявлении управленческих проблем, информационном обеспечении  управленческих решений и действий;

 

·   при диагностировании и  прогнозировании управленческих проблем  и ситуаций, поведения партнеров, ресурсного обеспечения управленческих целей;

 

·   при планировании (программировании) управленческих воздействий, принятии решений, выборе оптимальных способов и методов управленческого воздействия;

 

·   при организации коммуникативного взаимодействия, выборе и применении способов регулятивного и мотивационного воздействия, критериев оценки сотрудников  и процедур их отбора.

 

 Если говорить о духовно-нравственном потенциале муниципального образования, то он в значительной степени несет отрицательный заряд. Пессимизм, отсутствие перспективы, нацеленность на выживание, разрушение моральных устоев, переход к новым ценностям рыночной экономики создают особую моральную атмосферу, не способствующую укреплению и развитию местного самоуправления. К использованию правового ресурса лишь приступают. Сделаны первые шаги в развитии муниципального права. Необходим правовой всеобуч, правовая культура, святое отношение к закону. Тогда правовой ресурс заработает в полной мере. Конечным критерием же использования потенциала местного самоуправления может служить участие населения в решении местных проблем с целью создания благоприятных условий совместной жизнедеятельности.

 

Анализ ресурсов МО проводится по важнейшим ресурсным факторам социально-экономического развития города. Набор факторов может  быть более или менее полным в  зависимости от величины и специфики  города. К основным ресурсам, подверженным анализу можно отнести[17]:

 

· географическое положение и природные  богатства  - фактор доступности  города становится одним из решающих ресурсов привлечения инвестиций, а  также наличие природных ресурсов

 

· демографические ресурсы  –  важным является динамика численности населения, роль миграционных потоков, возрастной состав граждан, факторы прироста и убыли населения.

 

· общественно-политическая ситуация – важные характеристики общественно-политической среды, степени преемственности  власти, уровня доверия населения  органам местного самоуправления;

 

· производственно-технический потенциал  предприятий и структура экономики  – это один из определяющих факторов. Здесь важен анализ состава и  тенденций развития градообразующих  отраслей, их вклада в городской  бюджет и стабильную занятость населения. Необходим также анализ структуры малого бизнеса, его ресурсы.

 

· инфраструктура  - важнейшим фактором является транспортный с характеристиками доступности и близости его к  автомагистралям, железнодорожному сообщению, аэропортам, портам. Важны показатели эффективности организации работы внутригородского общественного транспорта.

 

· финансово-бюджетный потенциал  – необходимо знать степень сбалансированности городского бюджета, структуру его  доходов и расходов, основные резервы  доходов на будущее, степень зависимости от вышестоящего бюджета; основные тенденции расходов бюджета.

 

· инвестиционный климат  - один из главных конкурентных факторов ; важны  характеристики общих объемов инвестиций и их структура по отраслям, тенденции  изменения.

 

· наличие ресурсов свободных площадей и земель  - необходимо рассмотреть  структуру использования муниципальных  земель, иметь анализ свободных земель и помещений.

 

· торговля и общественное питание  –  эти городские ресурсы существенно  влияют на жизнь города, они характеризуются числом и структурой предприятий данной сферы, тенденциями развития товарооборота, степенью удовлетворения спроса населения товарами.

 

· научные учреждения и образование  – ресурсы образования и науки  является в современных условиях одним из наиболее перспективных с точки зрения обеспечения города целым рядом конкурентных преимуществ по подготовке кадров, вовлечению молодежи в активную творческую деятельность, привлечению и закреплению здесь новых секторов роста.

 

· городское хозяйство и жильё – важны структура предприятий ЖКХ и их основные функции, структура и объем жилья, показатели обеспеченности горожан жильем и услугами ЖКХ, характеристики качества услуг в данной сфере.

 

· социальная сфера – важны параметры  общей ситуации в социальной сфере, структура и функции организаций, степень удовлетворенности граждан социальными услугами.

 

· Экология – важный ресурс территории, по данному фактору необходим  анализ наличия природных ресурсов , степени чистоты и качества воздуха, воды.

 

· Здравоохранение – здоровье населения – важнейший ресурс трудовых ресурсов, здесь необходимо проанализировать структуру и функции лечебных заведений, качество материально-технической базы медицины; степень укомплектованности врачами, уровень заболеваемости, уровень смертности.

 

· Культура – анализу подвергаются ресурсы культурного потенциала города, городские традиции, интерес  населения к историческим ценностям, структура учреждений культуры.

 

· Туризм  - существующая структура  туризма и варианты её развития

 

· Молодежь – является важнейшей целевой группой стратегического развития, определяющей ресурсы будущего города. Необходимо рассмотреть стимулы закрепления молодежи в городе; проанализировать общую численность молодежи, уровень ее образования, интересов.

 

· Спорт  - наличие крупных спортивных объектов , возможности проведения крупных спортивных мероприятий.

 

· духовная среда      -  анализу подвергаются ресурсы культурного  потенциала города

 

· имидж города   -  это один из решающих для будущего города ресурсов, характеризуемый понятиями уже сложившегося и перспективного имиджа города в России и на международном уровне.

 

· региональное сотрудничество –  роль города в регионе, стране, на международной  арене, интенсивность его сотрудничества с соседними городами, внутри страны и за рубежом, в том числе с городами - побратимами, результативность участия города в деятельности сетевых организаций и союзов городов, активность проведения мероприятий российского и международного уровня, планируемые крупные проекты в данной сфере.

 

    Пофакторный анализ предусматривает  суммирующее описание позитивных  и негативных сторон, рисков города  сначала в отдельности по каждому  фактору.

 

             Определение главной цели, основных  стратегических направлений и  подцелей экономической стратегии развития ресурсов города требует учета сложной системы факторов, которые можно разделить на три основные группы :

 

   Первая группа – это  внешние факторы , характеризующие  вертикаль приоритетов и тенденций  развития экономики в мире, стране, регионе и объединяющие те явления и процессы, которые протекают не в самом городе, но оказывают более или менее существенное влияние на целевую направленность экономической стратегии города. Эту вертикаль образуют :

 

· важнейшие мировые тенденции  процессов урбанизации, глобализации экономического развития и вытекающие из них целевые установки для формирования стратегии городов;

 

· целевая направленность стратегии  передовых городов Европы и России и те уроки, которые можно извлечь  из опыта городов, уже разработавших различного рода стратегические планы и проекты ;

 

· главные направления стратегии  развития экономики России, приоритеты экономической политики на будущее, задающие определенные формальные рамки  для траектории движения городов  и регионов;

 

    Вторая  группа  - это внутренние факторы – те объективные характеристики, которые изнутри  обуславливают цели экономической стратегии городского развития и определяют специфику целеполагания, присущую именно данному конкретному городу.

 

   Среди внутренних факторов особое место принадлежит следующим:

 

·   основные конкурентные преимущества и сильные позиции экономики  города, анализ и выявление которых  позволяет сформулировать позитивные стороны и характеристики города для целеполагания будущего прогресса;

 

·   негативные тенденции и стороны развития экономики города, те опасности, которые ожидают его в будущем;

 

·   возможности и шансы  будущего развития экономики города;

 

·   риски, возникновение которых  может быть обусловлено современными факторами развития экономики города.

 

        Третья группа  факторов охватывает субъективные  параметры, характеризующие целевые  предпочтения населения и других  целевых групп города, выявляемые  в ходе интервью, опросов, анкетирования,  семинаров, конференций.

 

        Рассмотренная система факторов должна анализироваться по возможности в комплексе, несмотря на то, что некоторые группы факторов могут быть описаны или оценены недостаточно полно.

 

        Выбор и  обоснование целей стратегии  экономического развития города  является ключевым этапом в стратегических разработках.

 

        Первый шаг  в определении целей развития  города состоит в осуществлении  сжатого суммирования основных  результатов, полученных на этапе  анализа внутренних факторов  социально-экономического развития  города. Сжатая форма не только позволяет суммировать основные позитивные и негативные черты развития экономики города, но и сопоставить их с общемировыми, национальными и региональными тенденциями. На основе такого сжатия и сопоставления возможен выбор экономической стратегии и формулировка девиза развития в сфере экономики города, который охарактеризует те черты города, которые должны быть достигнуты в результате реализации экономической стратегии.

 

   Стратегия экономического  развития отличается  от стратегического плана и комплексного плана социально-экономического развития города не только концентрацией внимания на важнейших ключевых ресурсах и целях развития экономики, но и путем выбора ограниченного числа важнейших направлений экономического прогресса, продвижение по которым обещает реальный конечный результата и наибольшую эффективность в достижении намеченных целей и в то же время соответствует ограниченным организационным ресурсам дальнейшего управления реализации стратегии. В свою очередь выбранные направления позволяют сформулировать частные цели стратегии экономического развития и разрабатывать конкретные мероприятия, целевые программы и пилотные проекты.

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ  ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ГОРОД ДЗЕРЖИНСКИЙ»

         2.1  Оценка  состояния ресурсов муниципального  развития 

 

 

Город Дзержинский расположен в  юго-восточной части ближнего Подмосковья  на живописном берегу Москвы-реки и  граничит с Москвой, городом Лыткарино, Люберецким и Ленинским районами Московской области. Уникальное географическое положение города обусловлено близостью к Ново-Рязанскому шоссе, Московско-Рязанской железной дороге и аэропортов – Быково, Внуково, Домодедово[18].

Информация о работе Ресурсы муниципального хозяйства