Ресурсы муниципального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:50, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы состоит в том, что для развития муниципального хозяйства необходимы закрепленные за ним ресурсы, позволяющие решать вопросы удовлетворения коллективных потребностей населения муниципального образования. Важнейшими из ресурсов являются следующие: финансовые, производственные, кадровые и правовые. Правильное использование ресурсов позволяет эффективно управлять муниципальным хозяйством и комплексно развивать муниципальное образование.

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

 

Общеизвестно, что для сложившейся в жилищном секторе системы характерно, с одной стороны, обширное субсидирование вследствие роста размера квартирной платы, не отражающей реальную стоимость оказываемых коммунальных услуг, а с другой - низкий уровень содержания и обслуживания жилищного фонда. В соответствии с реформой жилищно-коммунального хозяйства размер платы за жилье приходится увеличивать, дабы покрыть полную стоимость его эксплуатации. Увеличение степени участия населения в расходах на содержание занимаемого жилого фонда предполагает создание условий для повышения качества эксплуатации жилья.

 

Вместе с повышением удовлетворенности  потребителей жилищным обслуживанием  восстанавливается и их доверие  к организациям, выполняющим соответствующие  услуги, что способствует уменьшению отчужденности населения от сферы жилищного обслуживания. Следовательно, стимулирование развития предпринимательства в сфере жилищно-коммунальных услуг помимо экономического (снижение затрат бюджетных средств на обслуживание и содержание жилого фонда) имеет и социальный эффект, проявляющийся в возрастающей активности жильцов, их ответственности за сохранность и качество жилья.

 

Сохранение жилищного фонда  должно стать непосредственной заботой  тех, кто в этом заинтересован  в первую очередь, прежде всего самих  жильцов. Указом Президента РФ было утверждено "Временное положение о кондоминиуме", сейчас действует Федеральный закон "О товариществах собственников жилья". Важная особенность кондоминиумов, получивших широкое распространение в практике различных стран, состоит в том, что владение отдельными частями недвижимости осуществляется на правах частной собственности, а места общего пользования находятся в общей собственности его членов. Недвижимость в общей собственности не может быть отчуждена или заложена без согласия всех сособственников. Для управления такой формой собственности и обеспечения прав всех ее владельцев принимать активное участие в делах, затрагивающих их общие интересы, создается товарищество домовладельцев. Целью этой самоуправляемой организации является эффективное использование имущества в жилищной сфере. Функционирование кондоминиумов позволяет обеспечить защиту прав собственности владельцев жилья; сохранность жилищного фонда; переключить решение части вопросов с органов местного самоуправления на созданные в рамках товариществ домовладельцев соответствующие общественные структуры.

 

Кондоминиумы - это первый шаг к  реальному самоуправлению, причем здесь  заложены перспективы перехода от самоуправления домом к самоуправлению территорией. Данное суждение основывается на выявлении тех преимуществ, которые присущи образованиям кондоминиумов. К таковым относятся, во-первых, конкретное определение и юридическая защита прав домовладельцев и представление их общих интересов в городских органах власти и управления, органах местного самоуправления; во-вторых, действенный механизм принятия своевременных решений по содержанию и ремонту жилищного фонда; в-третьих, возможность жильцов непосредственно влиять на улучшение качества жилья, участвуя в принятии решений по управлению жилищным фондом.

 

Товарищество собственников жилья  обладает не только возможностью знать, куда и как расходуются деньги, предназначенные на содержание жилищного  фонда, изыскивать средства для покрытия расходов (например, за счет наиболее эффективного использования жилых и нежилых помещений), но и выбирать организацию по обслуживанию и ремонту своего жилья. Поэтому местные власти должны создать условия для наиболее полной реализации самоуправленческого потенциала подобной общественной организации.

 

Содействуя развитию предпринимательства, в том числе и в сфере жилищно-коммунальных услуг, властные структуры способствуют созданию новых эффективных производственных структур, что, в конечном счете, увеличивает налоговое поле и соответственно денежные ресурсы, необходимые для проведения региональной политики. Кроме этого, заинтересованность, с одной стороны, жильцов в сохранности своего жилья, а с другой - предпринимателей в развитии своего дела (оказание жилищно-коммунальных услуг), создает условия для наращивания социального потенциала муниципального образования на основе сохранения и приумножения уже имеющегося.

 

В современных условиях, негативно  влияющих на формирование и исполнение местных бюджетов, усиливается внимание к проблемам изыскания дополнительных источников пополнения финансовой базы органов местного самоуправления.

 

Помимо поступлений различных  налоговых платежей к доходам  местных бюджетов относятся поступления  от осуществления других видов экономической, осуществляемой муниципалитетами: под  этим подразумевается, прежде всего, наличие права использовать в экономических целях закрепленное за ними имущество. Здесь речь идет, например, о продаже муниципального имущества или его аренде. Говорится также о возможности аренды муниципальных земель. Органы местного самоуправления могут также получать плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей недрами и природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования. При этом они обязаны применять ставки, определенные федеральным законодательством.  

 

К местным доходам можно отнести  и получение доходов от использования  займов, эмиссии муниципальных ценных бумаг, проведения денежно-вещевых  лотерей, а также возможность  самостоятельного получения в адрес  местных бюджетов иных поступлений в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления. Например, к таковым денежным поступлениям можно отнести средства, полученные в результате кредитных операций, использования деятельности муниципальных банков и иных финансово-кредитных учреждений. 

           Объединяющей  характеристикой названных доходов  является то, что режим их поступления  и последующего расходования  может определяться самими органами  местного самоуправления. По этому  основанию другие поступления  в муниципальные бюджеты нельзя отнести к категории собственных доходных источников, т.к. количественная сторона этих поступлений целиком определяется сверху. При нехватке средств, способных обеспечить определенный минимум, государство гарантирует муниципалитетам поступление денежных средств в режиме финансовой поддержки. К этой категории доходов муниципальных бюджетов относятся дотации, субвенции, другие трансфертные платежи из фондов финансовой поддержки муниципальных образований, создаваемых в каждом отдельном регионе. Режим передачи средств из указанных фондов предусматривает учет численности населения муниципальных образований, долю детей и пенсионеров, проживающих на территории муниципалитета, уровень обеспеченности социальными благами на душу населения и ряд других параметров.

 

Социальные и управленческие ресурсы  территории

 

Социальные и управленческие ресурсы  также важны для территорий всех уровней, однако наибольшую роль они  способны сыграть в развитии средних  по масштабу территорий, т.е. микрорайонов крупного города на 6—12 тыс. человек и квазигородских (поселок городского типа) или мелко-городских поселений с приблизительно той же численностью населения.

 

В первом случае в связи со слабостью  управленческих систем на первый план выходят социальные ресурсы. В условиях крупного российского города, где процесс имущественного расслоения территорий еще только начался, важнейшим ресурсом становится уникальное интеллектуальное и квалификационное богатство, носителем которого выступает само население. Постсоветская муниципальная администрация унаследовала от своих советских предшественников глубоко пренебрежительное отношение к такого рода ресурсу: население, как правило, рассматривается лишь в качестве источника бесплатной неквалифицированной рабочей силы при уборке территории и т.п. Примечательно, что это происходит в ситуации, с одной стороны, растущей официальной и в особенности скрытой (неполная рабочая неделя, отпуск без содержания) безработицы, а с другой - катастрофической необеспеченности городских территорий сколько-нибудь дифференцированными услугами.

 

При переходе на уровень малого муниципального образования к уже рассмотренным  возможностям использования социального  потенциала территории добавляются  и другие, связанные с функционированием  городской территории как целостности. При достаточном осознании ценности этого фактора муниципальной администрацией, активизации фонда общественных работ и мобилизации малых предпринимателей возникают условия для существенного изменения качества жизни в населенном пункте и непосредственно примыкающей к нему территории.

 

Так, например, администрация поселка, расположенного в зоне активного  неорганизованного летнего отдыха, долгое время сохраняла приверженность так называемой индустриальной модели развития, не только не имевшей здесь перспектив по финансовым соображениям, но и способной разрушить основную экономическую базу существования местных жителей. Проведенная совместно с активным меньшинством жителей переоценка ресурсов позволила добиться пересмотра генерального направления развития поселка и переориентации на обслуживание отдыхающих (вплоть до заготовки и продажи дров для туристских костров) и развитие кооперации производителей садово-огородной продукции, яиц и мяса птицы с соответствующей системой скупки, доставки и коммерческой реализации.

 

Обсуждая проблемы малых муниципальных  образований, затронут один существенный фактор, который в полную силу проявляется  в более крупных муниципальных  единицах - в городах с населением 50-100 тыс. человек. Речь идет о квалификации и талантах, носителями которых являются многие руководители муниципальных или находящихся в муниципальном подчинении организаций, местные предприниматели и культурные лидеры. Нередко это относится и к самим высшим руководителям муниципальной администрации, которые далеко не всегда способны мобилизовать собственные творческие возможности[16].

 

Социально-организационные ресурсы  территории, как и другие рассмотренные  выше ресурсы, наличествует в муниципальных  образованиях любого ранга, однако рассматривать  его удобнее на материале крупного города, где имеется достаточная квалификационная и финансовая база для полномасштабной программно-проектной работы, охватывающей не только всю территорию муниципального образования, но и все его уровни- вплоть до "молекулярного", в российских условиях практически вообще не представленного.

 

В российских муниципальных образованиях, где мы повсеместно сталкиваемся с неизученностью городской территории с отсутствием средств и, главное, квалифицированных сил для ее сплошной (или ковровой) обработки, на первое место выступает создание локализованных программ развития, играющих пилотную роль в отношении муниципальной территории в целом. Советская практика разработки генеральных планов развития, формальных и внеэкономических по своей природе, также мало пригодна в новых условиях.

1.3 Повышение эффективности управления  ресурсами 

 

 

Использование местных и региональных ресурсов для развития в муниципальном  образовании эффективной социально  ориентированной экономики и  укрепления социальной сферы; создание системы финансово-экономических мер, стимулирующих развитие производительных сил муниципального образования, возможно через реализацию его  ресурсного, кадрового, социального и природного потенциала. Мировой и российский опыт жизни городов показывает, что основным ресурсом, потенциалом его развития является население. Поэтому главной целью развития любого города становится совершенствование этого потенциала в направлении:

 

·  повышения трудового потенциала населения и востребованности этого потенциала;

 

·  роста образовательного, профессионального  и культурного уровня горожан;

 

·  повышения социальной комфортности жизни горожан;

 

·  роста экономической и инвестиционной активности населения.

 

Одним из важнейших видов ресурсов являются муниципальные финансы - совокупность денежных средств, которыми располагает муниципальное образование для решения задач экономической политики, возложенных на него местным населением и государством. На практике муниципальные финансы образовываются из следующих основных источников: государственных средств, передаваемых органам местного самоуправления государственной властью в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством; собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности муниципальных предприятий и органов местного самоуправления, а также из заемных средств. Соотношение этих источников в структуре местных финансов определяет самостоятельность данного муниципального образования. Чтобы избежать чрезмерной зависимости, органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию источников за счет собственной деятельности, добиваясь самостоятельности путем использования возможностей финансового менеджмента на базе таких его основных функций, как: финансовое планирование, бюджетный процесс; оценка достигнутых результатов путем использования социально-экономических индикаторов. Социальные ресурсы, которыми располагает в неограниченном количестве каждое муниципальное образование, используются крайне недостаточно. К ним относятся:

 

·   мотивационный;

 

·   интеллектуальный;

 

·   информационный;

 

·   коммуникативный;

 

·   состязательный;

 

·  социально-психологический;

 

·   демографический;

 

·   социально-экологический;

 

·   деятельностный;

 

·   инновационный;

 

·   кадровый;

 

·   технологический;

 

·   организационный;

 

·   духовно-нравственный;

 

·   правовой.

 

Социальные ресурсы имеют ряд  особенностей, принципиально отличающие их, скажем, от природных ресурсов.

 

Во-первых, природные ресурсы исчерпаемы (например, ресурсы месторождений полезных ископаемых), тогда как социальные ресурсы в известном смысле неисчерпаемы. Так, технологический или организационный ресурсы могут существовать как угодно долго, независимо от того, используем мы их или нет. Использование данных ресурсов не означает их "исчерпывания". Используя эти ресурсы, мы, напротив, способствуем прогрессивному изменению, поднятию местного сообщества на новый, более высокий уровень его развития.

 

Во-вторых, социальные ресурсы ––  это не только частично, но и целиком возобновляемые ресурсы. Используя, к примеру, состязательный ресурс, мы отнюдь не уменьшаем и не уничтожаем его, а напротив, оставляем в целости и сохранности и даже наращиваем его. Чем активнее мы используем соревновательный ресурс, тем в большей мере способствуем его развитию.

 

В-третьих, природные ресурсы можно  держать в запасе. Иное дело –  социальные ресурсы. Их нельзя держать  в запасе, ибо они начинают быстро обесцениваться и деградировать.

 

В-четвертых, природные ресурсы  поддаются количественному измерению и оценке. Можно подсчитать величину энергетических ресурсов и наметить пути их рационального использования. Точно так же можно определить и оценить земельные, водные, лесные и др. ресурсы. Но труднее это сделать применительно, скажем, к тому же состязательному ресурсу. Как измерить этот ресурс и определить его достаточность или недостаточность? На этот вопрос ответа пока нет.

 

В-пятых, применительно к природным  ресурсам можно более или менее  определенно говорить об их достаточности  или недостаточности. То же можно сказать и о технических ресурсах (например, той или иной технической системы, двигателя и т. д.). В отношении социальных ресурсов критерии достаточности - недостаточности пока не разработаны. Здесь действует пока схема линейного мышления "чем больше – тем лучше". Хотя на интуитивно - практическом уровне возникает ощущение достаточности - недостаточности социальных ресурсов (информационных, коммуникативных и др.)

 

В-шестых, социальные ресурсы отличаются сравнительно большим многообразием, взаимодополнительностью, взаимозаменяемостью.

Информация о работе Ресурсы муниципального хозяйства