Ресурсы муниципального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:50, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы состоит в том, что для развития муниципального хозяйства необходимы закрепленные за ним ресурсы, позволяющие решать вопросы удовлетворения коллективных потребностей населения муниципального образования. Важнейшими из ресурсов являются следующие: финансовые, производственные, кадровые и правовые. Правильное использование ресурсов позволяет эффективно управлять муниципальным хозяйством и комплексно развивать муниципальное образование.

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

 

3) жилищный фонд социального  использования для обеспечения  малоимущих граждан, проживающих  в поселении и нуждающихся  в улучшении жилищных условий,  жилыми помещениями на условиях  договора социального найма, а  также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

 

4) пассажирский транспорт и другое  имущество, предназначенные для  транспортного обслуживания населения  в границах поселения;

 

5) имущество, предназначенное для  предупреждения и ликвидации  последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

 

6) объекты, а также пожарное  оборудование и снаряжение, предназначенные  для обеспечения первичных мер  по тушению пожаров;

 

7) библиотеки;

 

8) имущество, предназначенное для  организации досуга и обеспечения  жителей поселения услугами организаций культуры;

 

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные  в границах поселения;

 

10) имущество, предназначенное для  развития на территории поселения  массовой физической культуры и спорта;

 

11) имущество, предназначенное для  организации благоустройства и  озеленения территории поселения,  в том числе для обустройства  мест общего пользования и  мест массового отдыха населения; 

 

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

 

13) имущество, включая земельные  участки, предназначенные для  организации ритуальных услуг  и содержания мест захоронения;

 

14) имущество, предназначенное для  официального опубликования (обнародования)  муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

 

15) земельные участки, отнесенные  к муниципальной собственности  поселения в соответствии с  федеральными законами;

 

16) обособленные водные объекты  на территории поселения;

 

17) леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения.

 

3.. В собственности муниципальных  районов могут находиться[11]:

 

1) имущество, предназначенное для  электро- и газоснабжения поселений  в границах муниципального района;

 

2) автомобильные дороги  общего  пользования между населенными пунктами,  мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных  дорог общего пользования,  мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

 

3) пассажирский транспорт и другое  имущество, предназначенные для  транспортного обслуживания населения  между поселениями на территории  муниципального района;

 

4) имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;

 

5) имущество, предназначенное для  предупреждения и ликвидации  последствий чрезвычайных ситуаций  на территории муниципального  района;

 

6) имущество, предназначенное для  организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

 

7) имущество, предназначенное для  обеспечения общедоступного и  бесплатного дошкольного, начального  общего, основного общего, среднего (полного) общего образования,  а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

 

8) имущество, предназначенное для  оказания на территории муниципального  района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

 

9) имущество, предназначенное для  утилизации и переработки бытовых  и промышленных отходов;

 

10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

 

11) имущество, включая земельные  участки, предназначенное для  содержания на территории муниципального  района межпоселенческих мест захоронения и  организации ритуальных услуг;

 

12) межпоселенческие библиотеки  и библиотечные коллекторы;

 

13) имущество, необходимое для  официального опубликования (обнародования)  муниципальных правовых актов,  иной официальной информации;

 

14) земельные участки, отнесенные  к муниципальной собственности  муниципального района в соответствии  с федеральными законами;

 

15) обособленные водные объекты  на территории муниципального  района, расположенные на межселенной  территории муниципального района.

 

4. В собственности городских  округов могут находиться все  виды имущества, перечисленные  для муниципальных районов и  поселений. 

 

Финансовые ресурсы местного самоуправления составляют:

 

Доходы от местных, региональных и  федеральных  налогов и сборов, а также средства самообложения граждан.[12]

 

Кроме того, несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят в  систему государственной власти, последняя обеспечивает их функционирование путем выравнивания уровня  бюджетной  обеспеченности муниципальных образований.

1.2 Критерии эффективного управления  ресурсами муниципальных образований

 

 

Универсальных критериев социальной эффективности управления не существует. Однако в определении социального  эффекта необходимо учитывать масштабы управленческого решения, мотивы управления, а также временные интервалы, в течение которых предполагается получить ожидаемый результат. Можно вполне согласиться с тем, что социальный эффект есть мера содействия решению социальной проблемы: чем в большей степени то или иное действие способствует ее решению, тем оно социально эффективнее[13].

 

Как известно, задача местного самоуправления - решение вопросов местного значения. Соответственно, чем лучше они  решаются - тем местное самоуправление эффективнее. Демократические традиции развитых стран позволяют сформулировать определенные общезначимые принципы эффективного функционирования местного самоуправления[1]. К ним относятся:

 

·   широкие возможности и  права в вопросах финансовой и  хозяйственной самостоятельности, реализуемые в том числе посредством разумного налогообложения населения, предприятий и организаций;

 

·   значительная свобода действий в сферах, связанных с жизнеобеспечением  населения, проживающего на данной территории;

 

·   ограничение вмешательства  государства только сферой, предписанной законом;

 

·   отделение функций нормативного регулирования от функций непосредственного  хозяйственного управления сферами  обслуживания населения;

 

·   четкое разграничение уровней  местного самоуправления через определение  для каждого из них не перекрывающих друг друга сфер влияния и компетенции;

 

·   самоуправление через выборы доверенных лиц, сменяемых и подотчетных  населению;

 

·   широкая социальная база процессов  принятия решений и управления.

 

     Эффективность местного  самоуправления определяется, прежде всего материальными и финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении местного сообщества. В статье 9 Европейской хартии о местном самоуправлении отмечается, что в рамках национальной экономической политики органы местного самоуправления имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться для осуществления своих функций. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым в соответствии с законом полномочиям. Собственно финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов.

 

Помимо процентных отчислений от налогов  и других платежей по законодательно установленным нормативам, а также  сумм, выделяемых из бюджета вышестоящего уровня (дотаций и субвенций)[14], финансовую базу местного самоуправления должны составлять местные налоги и сборы, ставки которых, в рамках закона, вправе устанавливать органы местного самоуправления. Совершенствование налоговой системы на местном уровне приобретает особую актуальность в связи с тем, что состояние экономики и финансов страны в целом, явная недостаточность собственных закрепленных доходов препятствуют эффективному выполнению органами местного самоуправления своих функций. Специфические особенности последних заключаются в том, что производство общественных товаров и услуг финансируется из местных бюджетов, сами товары и услуги подлежат коллективному потреблению, которое, особенно учитывая снижение жизненного уровня значительной части населения нашей страны, должно быть гарантировано.

 

Можно утверждать, что возможности органов местного самоуправления пополнять свои бюджеты за счет введения дополнительных местных налогов на сегодняшний день весьма ограничены. В этой связи возникает необходимость ослабить жесткую финансово-бюджетную зависимость от вышестоящих управленческих уровней, создать условия для повышения эффективности системы местного налогообложения. Для этого требуется внести изменения в налоговое законодательство, а именно - предоставить органам местного самоуправления налоговую базу, достаточную для формирования бюджета, способного обеспечить минимальный уровень развития муниципального образования. Критерием может быть средняя бюджетная и финансовая обеспеченность одного жителя, проживающего на данной территории.

 

Продуманная налоговая политика, в том числе различные скидки, льготы или полное освобождение от отдельных налогов, должна быть одним из направлений целенаправленной поддержки на местном уровне малого и среднего предпринимательства. Это имеет большое значение для экономики России, так как конкурентное народное хозяйство не может существовать без результативно функционирующего малого бизнеса. С его помощью могут быть решены многие не только экономические, но и социальные задачи. Как показывает опыт государств с развитой экономикой, малый бизнес выполняет ряд важнейших функций. Способствуя повышению эффективности производства, он выступает дополнительным источником конкуренции. Малый бизнес более восприимчив к нововведениям, чем крупные корпорации, так как может быстро перестраивать производство и апробировать оригинальные идеи, а из-за ограниченности финансовых средств заинтересован в ускоренной разработке технических проектов. Поэтому, представляя полигон для новаций, малые предприятия способствуют внедрению новых технологий и новых изделий. Заполняя рыночные ниши, которые крупные компании считают недостаточно емкими, малые предприятия способствуют наполнению потребительского рынка товарами и услугами. Создание новых рабочих мест - а за рубежом около половины их прироста приходится на малый бизнес - амортизирует негативное влияние на крупные предприятия неожиданных экономических, социальных и политических потрясений. Малые предприятия больше способствуют самовыражению личности, предоставляя ей возможность лучше почувствовать свою нужность. На таких предприятиях складываются особые человеческие отношения и более благоприятный социально-психологический климат, свойственный небольшому трудовому коллективу, объединенному стремлением к самостоятельности и выживанию. И, наконец, развитие малого бизнеса способствует формированию широких слоев собственников и предпринимателей[15].

 

Деятельность малого бизнеса ориентирована  главным образом на местный рынок, на решение региональных проблем. Малый  бизнес должен стать основной базой  формирования социальной структуры местного хозяйства и его финансирования, поэтому и поддержка развития малого предпринимательства должна осуществляться прежде всего на территориальном уровне. Местные власти лучше знают свои материальные и финансовые возможности, реальные общественные потребности, наиболее эффективные направления использования имеющихся ресурсов по сферам деятельности и формам собственности, располагают административными и экономическими рычагами для регулирования предпринимательской деятельности. Более того, поддержка со стороны органов власти малого бизнеса имеет большое значение для развития социального потенциала муниципального образования, так как проводимые в этом направлении меры управленческого воздействия способствуют сохранению профессионально-квалификационного и мобилизации инновационного потенциала жителей города, поселка, деревни.

 

Переходный период выявляет необходимость  селективного характера поддержки  малого бизнеса. На этапе перехода к  рыночным отношениям, характеризующемся  перераспределением собственности, зачастую складывается ситуация, при которой интересы населения оказываются неприоритетными, уступая место частным и групповым. При выборе характера деятельности предприниматель обычно руководствуется сложившимися тенденциями в конъюнктуре рынка, что может и не соответствовать долговременным интересам местной экономики, не способствовать эффективному использованию имеющейся рабочей силы, социальной и производственной инфраструктуры и т.п. Поэтому поддержка целесообразна только в отношении жизнеспособных хозяйственных структур, деятельность которых отвечает важнейшим целям развития общества. Одной из мер по поддержке предпринимательской деятельности и малого бизнеса является поиск оптимальных путей демуниципализации собственности. Продаже подлежит то, что в частных руках будет работать эффективнее в интересах населения: торговля, общественное питание, бытовое обслуживание.

 

Весьма перспективным является развитие отраслей предпринимательства  в сфере жизнеобеспечения населения  муниципального образования. Особой поддержки требует предпринимательство в сфере производственной деятельности, обеспечивающей запросы градообразующих предприятий. Как для устранения монополизма в коммунальном хозяйстве, для создания в этой сфере конкуренции, так и для более полного удовлетворения потребностей граждан в жилищно-коммунальных услугах и повышения их качества, местные власти должны быть заинтересованы в создании частных предприятий, обслуживающих жилищно-коммунальное хозяйство.

Информация о работе Ресурсы муниципального хозяйства