Модели муниципального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 18:10, контрольная работа

Краткое описание

Корни местного самоуправления уходят далеко в глубь и связаны с необходимостью объединения людей с целью выживания. Еще в период первобытных общин люди, объединенные суровыми условиями жизни, вынуждены были совместно выполнять ряд функций ( охрана жизни, добыча пищи и др.). Объединение диктовалось также необходимостью передачи знаний и навыков от поколения к поколению, и не случайно во главе рода мог стать только один из старейших представителей данного рода, поскольку его опыт и знания могли быть использованы другими.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и содержание муниципального хозяйства 5
2. Модели муниципального хозяйства 11
Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ПО СИСТЕМЕ ГОС И МУНИЦИП управл.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)


                                       Содержание

                                                                                                                 Стр.

Введение                                                                                                      3

  1. Понятие и содержание муниципального хозяйства                       5
  2. Модели муниципального хозяйства                                               11

Заключение                                                                                                16

Список литературы                                                                                  17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Введение

Корни местного самоуправления уходят далеко в глубь и связаны с необходимостью объединения людей с целью выживания. Еще в период первобытных общин люди, объединенные суровыми условиями жизни, вынуждены были совместно выполнять ряд функций ( охрана жизни, добыча пищи и др.). Объединение диктовалось также необходимостью передачи знаний и навыков от поколения к поколению, и не случайно во главе рода мог стать только один из старейших представителей данного рода, поскольку его опыт и знания могли быть использованы другими.

Особенности положения  местного самоуправления в государстве и, прежде всего, его двойственная природа накладывают отпечаток и определяют особенности муниципального хозяйства. Муниципальное хозяйство, с точки зрения ведения хозяйственной деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности. То есть оно может самостоятельно распоряжаться находящейся в его распоряжении собственностью, финансовыми ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных на них. В связи с этим и формы распределения результатов хозяйственной деятельности общественно по своей природе. В этом  проявляется общественный характер муниципального хозяйства, поскольку жители являются одновременно и заказчиками услуг, оказываемых органами местного самоуправления по их поручению, и коллективным собственником муниципального имущества. С другой стороны, органы управления муниципальным хозяйством выступают в роли подрядчика, исполняющего государственные функции, которые оплачиваются государством.

 

Муниципальное управление есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства.

Существует несколько  моделей муниципального хозяйства:

    • Коммунальная модель муниципального хозяйства
    • Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства
    • Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства

Безусловно, та или иная модель в чистом виде не существует, однако, роль и место того или  иного элемента в различных странах  значительно отличаются друг от друга.

Существование той или  иной модели зависит от большего числа факторов, главным из которых являются: объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством; наличие и характер основных ресурсов у данной территории; наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и на муниципальных предприятиях; способность населения платить налоги.

В зависимости от этих факторов формируется конкретный вид  муниципального хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 1. Понятие и содержание муниципального хозяйства

Муниципальное управление, с одной стороны, предполагает обобщенный характер построения и функционирования, с другой - оно должно быть привязано к конкретному месту и времени. Природа муниципального управления зависит от вида и типа хозяйственных отношений, существующих в данном обществе в настоящий момент.

Муниципальное хозяйство - это совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность.

Экономисты, обобщая современные литературные источники, выделяют, по крайней мере, две группы основных определений понятия муниципального хозяйства.

1. Муниципальное хозяйство  рассматривается как совокупности  предприятий и учреждений, относящихся  к муниципальной собственности  (коммунальное хозяйство). Подобный подход снимает с органов местного самоуправления ответственность за создание условий для развития территории муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории.

2. Муниципальное хозяйство  - это вся совокупность хозяйств, расположенных на территории  муниципального образования, так  как властные полномочия органов  местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие, на данной территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции, прежде всего с частным сектором на территории муниципального образования.

Следовательно, муниципальное  хозяйство - это совокупность предприятий  и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

В основе организационно - экономического механизма управления муниципальным образованием лежит взаимодействие управляемой и управляющей подсистем. Управляющая подсистема представляет структурированную совокупность субъектов управления, включающую органы местного самоуправления, представителей местного сообщества, объединенных общей целью и интересами. Управляемая подсистема представлена объектами муниципального хозяйства, социальной сферой.

Эффективность механизма  управления оценивается степенью взаимодействия и соответствия управляемой и  управляющей подсистем муниципального образования, а также использованием стратегического и программно-целевого методов управления с опорой на фискальные инструменты управления.

Система местного самоуправления выполняет две важнейшие функции:

  1. связь между государством и населением;
  2. связь между государством и мелким собственником.

В связи с этим, экономистами определяются отличия местного самоуправления от государственной власти, и муниципального хозяйства от государственного и частного. Местное самоуправление обладает всеми признаками власти, и прежде всего главной обязанностью ее решений для населения муниципального образования. В статье 3 Конституции РФ говорится: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

В целом компетенция  органов местного самоуправления закрепляется законом. Иными словами, государство не только позволяет органам местного самоуправления исполнять часть общественных дел самостоятельно, но возлагает на них исполнение ряда собственных функций, исполнение которых, как правило, сопряжено с постоянными контактами с населением.

При этом важно, что государство передает не только функции, но и полномочия по принятию от его имени общеобязательных решении, оставляя за собой право контроля за исполнением по результатам действительности.

Муниципальное хозяйство, с точки зрения ведения хозяйственной деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности. То есть оно может самостоятельно распоряжаться находящейся в его распоряжении собственностью, финансовыми ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных на них. В связи с этим формы распределения результатов хозяйственной деятельности общественны по своей природе.

В этом смысле муниципальное  хозяйство представляет собой акционерное  общество, участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако выплаты «дивидендов по акциям»  производятся в виде общественно значимых товаров и услуг. В этом проявляется общественный характер муниципального хозяйства, поскольку жители являются одновременно и заказчиками услуг, оказываемых органами местного самоуправления по их поручению, и коллективным собственником муниципального имущества.

С другой стороны, органы управления муниципальным хозяйством выступают в роли подрядчика, исполняющего государственные функции, которые  оплачиваются государством. Прежде всего, это касается функций, исполнение которых  невозможно централизованными государственными структурами. Это учет движения населения, собственности, организация повседневных контактов с населением по вопросам, отнесенным к ведению государства (социальное обеспечение и др.). Организация подобной деятельности требует значительной регламентации со стороны государства и создает базу для эффективной деятельности самих органов государственной власти всех уровней.

Процесс формирования муниципальной  собственности находится в центре внимания при обсуждении проблем  рычагов развития местного самоуправления. Процедура передачи объектов в собственность - один из рычагов развития муниципальных районов - зависит от того, кто выступает с инициативой, какая цель при этом преследуется. Поэтому экономисты определяют четыре возможные схемы передачи государственной собственности в муниципальную:

  1. если передача осуществляется по инициативе федеральных или региональных органов исполнительной власти, соответствующие министерства, комитеты и департаменты, в ведении или оперативном управлении которых находится имущество, вносят предложения в Минимущество РФ или в региональный комитет по управлению имуществом о необходимости передачи объектов в собственность муниципального образования, на территории которого они расположены;
  2. если инициатором передачи государственной собственности в муниципальную выступает муниципальное образование, то предусматривается несколько иной порядок. Органы местного самоуправления самостоятельно подготавливают, рассматривают и утверждают Перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность. При этом обязательным является требование сохранить технологическую целостность объектов, обеспечить их безопасную эксплуатацию и централизованное управление;
  3. если объекты государственной собственности передаются в целях комплексного социально-экономического развития муниципального образования, то передача осуществляется Правительством РФ или правительством субъекта Федерации;
  4. передача федеральных объектов при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями предусматривает особую процедуру.

Таким образом, муниципальное  хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области  производственной деятельности, и прежде всего в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства - общественным характером использования результатов деятельности.

Методика, предложенная при определении  самого понятия "муниципальное хозяйство", предлагает подход, исходящий из того, что:  
1. Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

2. Деятельность, осуществляемая  этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение  общественных интересов.

3. Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Исходя из данного  анализа, основным признаком, по которому мы можем классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей.

И с этой точки зрения мы можем выделить следующие элементы:

  • муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);
  • иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;
  • органы местного самоуправления.

Роль каждого из названных  элементов различна. Муниципальные  предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.

Третья группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет особую функцию - функцию регулирования  деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования.

Ценность данной классификации  в том, что она позволяет на основе выделения этих трех групп  определить не просто роль и место  каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости от этого цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать их особенности.

Информация о работе Модели муниципального хозяйства