Ресурсы муниципального сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 08:30, контрольная работа

Краткое описание

Основу экономического роста ученые экономисты видят в оптимальном сочетании использования следующих факторов:
- ресурсы (природные, производственные, человеческие, финансовые и др.);
- процессы преобразования ресурсов (технологии) и использования ресурсов (спрос);
- эффект синергизма от использования данных сочетаний.

Вложенные файлы: 1 файл

14034 ресурсы муниципального сектора.docx

— 235.51 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основу экономического роста ученые экономисты видят в оптимальном сочетании использования следующих факторов: 

- ресурсы (природные, производственные, человеческие, финансовые и др.); 

- процессы преобразования ресурсов (технологии) и использования ресурсов (спрос); 

- эффект синергизма от использования данных сочетаний. 

Ключевым элементом в концепциях развития являются ресурсы. Социально-экономическое развитие муниципального сектора требует разнообразны я ресурсов. Их совокупность формирует потенциал каждого муниципального образования. Объем ресурсов ограничен территорией муниципального образования. Юрисдикция муниципального образования распространяется на все составляющие ресурсов в рамках его полномочий и компетенции.

Традиционно ресурсами считается некая совокупность возможностей той или иной территории. Территориальная система, является как базой для размещения отраслевой системы, так и самостоятельной составляющей социально-экономической системы. Можно отметить, что территориям присущи ряд черт отличающих их от других уровней системы. 

Во-первых, территория это комплексная система, где одинаковое влияние оказывают все факторы: территориальные, производственные (отраслевые), социальные, политические. Как следствие, это приводит к необходимости формирования комплексной стратегии развития. 

Во-вторых, территория характеризуется проявлением на ней ресурсного потенциала и, следовательно, большую часть потенциала мы приписываем именно к территории. 

В-третьих, именно территория является объектом закрепления населения, т.е. в какой-то мере конкурирует за привлекательность для населения. Помимо инвестиционной привлекательности появляется понятие социальной привлекательности территории. Социальная и инвестиционная привлекательность в какой-то мере взаимоувязаны, хотя в их основе могут лежать разные движущие факторы. 

Согласно существующему ныне административно-территориальному делению низовыми уровнями управления социально-экономическим развитием являются поселения и муниципальные образования. Именно на них располагается ресурсный потенциал территории. 

Все вышесказанное обуславливает актуальность темы курсовой работы на сегодняшний день.

Объект курсовой работы – ресурсы муниципального сектора.

Предмет курсовой работы – управление и развитие ресурсов муниципального сектора город Брянска.

Цель курсовой работы  - охарактеризовать сущность и особенности ресурсов муниципального сектора город Брянска.

Поставленная цель будет решена посредством раскрытия следующих задач:

- раскрыть теоретические  и методологические аспекты ресурсов  муниципального сектора;

- охарактеризовать земельный  фонд города Брянска;

- провести исследование  природных ресурсов города Брянска;

- охарактеризовать финансовые  ресурсы муниципального сектора;

- предложить направления  совершенствования ресурсного потенциала  муниципального сектора.

Методы исследования: монографический, историографический, компиляционный, методы интерпретации, графический, табличный и другие.

Материалом для исследования послужил разнообразный монографический материал и данные периодической печати.

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕСУРСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА

 

1.1 Понятие ресурсов муниципального  сектора

 

Принадлежность ресурса к системе ресурсов муниципального хозяйства определяется фактом отношения к территории муниципального образования, а также наличием полномочий у органов местного самоуправления муниципального образования им распоряжаться. Полномочия органа местного самоуправления определяются законом, т.е. именно закон закрепляет те или иные ресурсы за местным самоуправлением (это осуществляется федеральным законодательством), за тем или иным муниципальным образованием (это осуществляется законодательством субъекта федерации и уставом муниципального образования).  
Применительно к хозяйственным отношениям под ресурсами, как правило, понимаются материальные и нематериальные показатели территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности [8, c. 54]. Прежде всего, в это понятие включаются природные ресурсы (земля, недра и др.). Обычно к материальным ресурсам относят также и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории (табл.1). 

Однако недостаточно обладать ресурсом, необходимо также создать условия и реализовать механизм его эффективного использования. 

Таблица 1 

Классификация определений понятия «ресурс»

Признак классификации

Представитель

Определение ресурсов  

Основные факторы производства

Федько В.П., Альбеков А.У., Комарова А.И. [17]

Ресурсы - представляют собой совокупность природно-климатических, инфраструктурных и трудовых ресурсов, необходимых для функционирования муниципальной экономики. 

Стратегический

Рябов В.М.

Под ресурсами понимается совокупность материальных и нематериальных элементов экономики. 

Общий

Филиппова Ю.В., Авдеева Т.Т. [18]

Под ресурсами понимается совокупность элементов (материальных и нематериальных), сочетание которых обеспечивает экономическое развитие муниципального образования. 

Хозяйственный

Пикулькина А.В. [22]

Под ресурсами понимается совокупность всех возможностей территории муниципального образования, распоряжение которыми отнесено к компетенции органов местного самоуправления данного муниципального образования 

Территориальный

Воронин А.Г. [9], Цицин П.Г. [21]

Ресурсами считается некая совокупность возможностей той или иной территории. Применительно к хозяйственным отношениям под ресурсами, как правило, понимаются материальные и нематериальные показатели территории, которые могут быть использо-ваны в хозяйственной деятельности

Потенциал

Пикулькин А.В., Дурдыев Ю.М., Святышева Л.Л., Кудрявцева А.Г [7]

Ресурсы - это потенциал каждого муниципального образования, без которого невозможно социально-экономическое развитие муниципального сектора

Имущественный

Колесникова Н.А. [15]

Ресурсы - материальная часть потенциала.


 

 

Использование ресурсного потенциала территории может характеризоваться силой воздействия  которую определим как отношение капиталов, предлагаемых на рынке за данные ресурсы и объема информации о данных ресурсах [22, c. 54]. 

В данном случае вокруг любых ресурсов формируются силовые линии спроса на данные ресурсы, удаленные от места их проявления на определенные расстояния. Очевидно чем больше поле спроса на ресурсы, тем они конкурентнее. Включение информации в определение силы спроса позволяет регулировать спрос, увеличивая или уменьшая его в зависимости от стратегии «продажи» ресурсов и степени их дефицитности. Следует отметить, что в данном случае может идти речь о двух подходах к учету информации: 

- учет всей информации о ресурсах (в том числе дублирующейся) как фактора возникновения экономических интересов к ресурсам; 

- учет информации «касающейся» проблемы, «уточняющей» информации. 

В первом случае высока степень энтропии, неупорядоченности потенциала и, как следствие, низкая степень надежности знаний о потенциале. Во втором случае возникает сложность отбора информации учет ее тождественности. 

Эффективность использования ресурсов определяется как результат процесса фактического присвоения и использования ресурсов в определенных проектах (производственных процессах). Результат возникает как разница между потраченными и приобретенными благами, формируя накопленный чистый доход. 

Потенциал развития территории (муниципального образования, региона) - емкая величина, состоящая из суммы отдельных потенциалов и формируемая как результат системного взаимодействия внешних и внутренних факторов. 

Ресурсным потенциалом можно считать отношение блага, получаемого от использования ресурсов находящихся в определенной точке территориально-отраслевой системы к величине данного ресурса, коэффициент отдачи ресурсов. При этом использование ресурса может происходить без его пространственного перемещения. Общим экономическим потенциалом системы можно считать сумму потенциалов ресурсов системы. 

 

 

1.2 Классификация ресурсов муниципального сектора

 

Различают ресурсы экономические (материальные, трудовые, финансовые) и природные (неисчерпаемые и исчерпаемые, которые, в свою очередь, подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые). Ресурсы - источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально-экономических отношениях [12, c. 106]. 

Ресурсы делят на федеральные, региональные, местные. На конкретной территории могут находиться как ресурсы, используемые федеральной и региональной мастями вследствие их значения для обеспечения общегосударственных интересов, так и ресурсы, используемые муниципалитетами. Отдельные территории имеют природные ресурсы - запасы полезных ископаемых, в том числе редких, у других таких доходных ресурсов меньше или вовсе нет. При закреплении ресурсов за уровнями власти руководствуются принципами обеспечения их достаточности по объему для выполнения полномочий, эффективностью использования на том или ином уровне власти.

Природные ресурсы. Земля - это прежде всего территория для размещения населения и производства (независимо от форм собственности и целевого назначения). Границы территории муниципальных образований устанавливаются органами власти субъекта РФ с учетом исторических границ мест их компактного проживания и не могут быть изменены без учета мнения населения.

Зонирование территории - выделение зон жилищной застройки, промышленно-складских, рекреационных и резервных - определяется градостроительной документацией, генеральными планами городов и поселков.

Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. За муниципальными образованиями признается право на земельную собственность как одно из условий экономической самостоятельности.

В Земельном кодексе РФ закреплены полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений: «изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель».

Право собственности может было реализовано только после того, когда специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям подготовит перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности, а Правительство эти перечни утвердит.

В муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Законом «О разграничении государственной собственности на землю» ФЗ-101-ФЗ от 17 июля 2001 г.

Чтобы муниципальные образования стали собственниками своих земель, необходим не только федеральный закон, но и закон субъекта РФ, закрепляющий эти права на местах, так как земельный вопрос находится в совместном ведении государственных  органов и субъектов РФ.

Природные ресурсы приносят ренту, т.е. доход сверх среднего уровня Природную ренту от нефти и газа целесообразно аккумулировать на федеральном уровне, чтобы обеспечить контроль за финансовыми потоками при экспортных сделках. Плату за землю рациональнее направлять в муниципальные бюджеты, поскольку только органы местного самоуправления могут эффективно контролировать эти платежи. Политика местной власти должна быть направлена на максимизацию использования ресурсных возможностей.

Трудовые ресурсы. Демографические процессы в узком понимании охватывают воспроизводство народонаселения: естественное движение населения (рождаемость, смертность, браки, вдовство, разводы) и миграцию.

Экономическим ресурсом и фактором производства служат трудовые ресурсы, которые выделяются из общей численности населения.

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, способного участвовать в народном хозяйстве. Численность трудовых ресурсов характер и потенциальную массу живого труда или «запас» рабочей силы, которым располагает общество для осуществления материального и духовного производства. В настоящее время в России установлены границы этого критерия: для женщин 16-55 лет, для мужчин 16-60 лет.

Количество и качество трудовых ресурсов определяется закономерностями динамики народонаселения и эффективностью демографической политики государства.

В настоящее время в РФ сложилась крайне неблагоприятная ситуация в области воспроизводства населения, которая может быть охарактеризована как затянувшийся демографический Крите, ведущий к необратимым негативным последствиям. С 1992 г. в России смертность населения превышает рождаемость, в результате чего происходит естественная убыль населения.

Производственно-финансовый потенциал. Муниципальный сектор обеспечивает производственное и социальное обслуживание местного населения, используя для этого потенциал предприятий и учреждений. Направленность их деятельности соответствует отраслевой структуре городского и сельского хозяйства, которая включает следующие основные подразделения:

- электрические и тепловые сети;

- водоснабжение и водоотведенне;

- ремонт и содержание дорог;

- транспортное обслуживание;

- жилищное хозяйство (ремонт и техобслуживание);

- общественное питание (в том числе обслуживание школ, больниц, детских дошкольных учреждений);

- торговая сеть (магазины, рынки);

- предприятия ритуальных услуг;

- заказчик строительства;

- сектор обмена и продажи жилой площади.

Муниципальные образования, будучи учредителями муниципальных учреждений и унитарных предприятий, заинтересованы в том, чтобы эти предприятия, с одной стороны, выполняли определенные функции, необходимые для населения, а с другой - приносили доходы в бюджет.

Социальные, некоммерческие задачи находятся в ведении муниципальной власти. Если то или иное муниципальное предприятие должно участвовать в решении социальных задач, требующих расходов, муниципальные власти должны выдать предприятию муниципальный заказ на сумму, компенсирующую его расходы на выполнение социальных функций.

Правовые ресурсы. Источником правового ресурса служат муниципальное право, нормативно-правовые акты, которые надели -ют муниципальные образования полномочиями в экономической и социальной сферах. Они подразделяются на три уровня: федеральный, региональный, местный.

Информация о работе Ресурсы муниципального сектора