Реформа ЖКХ на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется возрастающей ролью становления качественно новых управленческих систем, технологий и инструментов регулирования, адаптированных к последствиям глобального финансово-экономического кризиса. Чрезвычайно важно это для сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), сложившаяся управленческая система которого представляется малоэффективной.
Для России проблемы развития системы жилищно-коммунального хозяйства приобретают особую значимость в связи с высоким уровнем износа жилищного фонда, критическим состоянием объектов инженерной инфраструктуры, низким качеством предоставляемых услуг[7].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕФОРМЫ ЖКХ 6
1.1 Предпосылки и цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства 6
1.2 Основные пути реформирования ЖКХ 8
1.3 Этапы реализации реформы 10
2 АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЧАЙКОВСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ» 13
2.1 Краткая характеристика предприятия 13
2.2 Анализ показателей деятельности организации 21
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМЫ ЖКХ ПРЕДПРИЯТИЕМ ООО «ЧАЙКОВСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ» 28
3.1 Предлагаемые мероприятия 28
3.2 Оценка эффективности разработанных предложений 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Вложенные файлы: 1 файл

Реформа ЖКХ на муниципальном уровне1.doc

— 4.39 Мб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется возрастающей ролью становления качественно новых управленческих систем, технологий и инструментов регулирования, адаптированных к последствиям глобального финансово-экономического кризиса. Чрезвычайно важно это для сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), сложившаяся управленческая система которого представляется малоэффективной.

Для России проблемы развития системы жилищно-коммунального хозяйства приобретают особую значимость в связи с высоким уровнем износа жилищного фонда, критическим состоянием объектов инженерной инфраструктуры, низким качеством предоставляемых услуг[7].

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства всегда привлекали внимание как специалистов, работающих в этой области или соприкасающихся с ней, так и общественности.

Жилищно-коммунальное хозяйство – это важнейший элемент как социальной, так и экономической сферы народного хозяйства, сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс. Отправной точкой для построения действенной и эффективной системы управления должно стать определение места жилищно-коммунального хозяйства в экономической системе региона, его структуры и взаимосвязей с другими элементами народного хозяйства.

 Проблемы функционирования и реформирования жилищно-коммунального хозяйства нашли отражение в работах ученых А.А. Адейкина, Б.Н. Андрушкива, В.В. Бузырева, М.Н. Назаренко, B.C. Чекалина, Л.Н. Чернышева и др.

В целом проблемы управления жилищно-коммунальным хозяйством рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных специалистов, однако в большинстве случаев в них не решаются вопросы рыночной трансформации структуры управления. Незначительно отражен в литературе системный подход к проблемам функционирования ЖКХ и их решениям [10].

Объект исследования курсовой работы – управляющая компания ООО «Чайковская управляющая компания».

Предметом исследования является осуществление реформы ЖКХ на анализируемом предприятии.

Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию системы управления ЖКХ на примере управляющей компании ООО «Чайковская управляющая компания».

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть теоретические основы реформы ЖКХ;
    2. Проанализировать предприятие ООО «Чайковская управляющая компания»;
    3. Дать рекомендации по совершенствованию реализации концепции реформы ЖКХ предприятием ООО «Чайковская управляющая компания».

В качестве методологической базы курсовой работы использовались:

  • диалектические принципы, позволившие выявить основные характеристики исследуемых явлений и процессов в их взаимосвязи, определить тенденции их становления и развития;
  • системный подход, необходимый длярассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

В процессе исследования были применены такие общенаучные методы как:

  • анализ, позволяющий разложить объект на составляющие его части;
  • синтез, объединяющий познанные в результате анализа элементов в единое целое;
  • исторический метод.

Также были использованы методы эмпирического познания: метод описания и сравнения.

Теоретической основой исследования послужил научные труда отечественных авторов в области изучения проблем жилищно-коммунального хозяйства, такие какАхтулов А.Л,Демин А.В, Кузнецов И.А., Стрельченко В.В. и др.

Информационная база исследования основана на нормативно-правовых актах федерального, регионального и местного уровней: Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс, Гражданский кодекс, ФЗ «О товариществах собственников жилья» с изменениями от 21.03.2002 года, ФЗ «Об основах федеральной жилищной политики» с изменениями от 6 мая 2003 г. №52-ФЗ и др., данных официальной статистики, материалах Интернета, публикациях в научных изданиях и в СМИ.

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕФОРМЫ  ЖКХ

1.1 Предпосылки и цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства

За годы экономических реформ в среднем по России физический износ котельных составляет 55 %, коммунальных сетей водопровода — 65 %, канализации и тепловых сетей — 63 %, электрических сетей — 58 %, водопроводных насосных станций — 65 %, канализационных насосных станций — 57 %, очистных сооружений водопровода — 54 % и канализации — 56 %[25].

Неэффективное использование отраслью бюджетных средств, отсутствие работающих механизмов управления жильем, государственная и муниципальная монополия в области предоставления жилищно-коммунальных услуг, высокий процент износа жилого фонда послужили причинами запуска в России реформы ЖКХ.

Стоимость реформы оценивают в 3 триллиона рублей [25].

Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 года N 425 была одобрена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. На 1997 год социально-экономическое состояние России продолжало оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. Договоры на коммунальное обслуживание заключались формально и не обеспечивали минимальных стандартов качества обслуживания. Инвестиции в коммунальное хозяйство снизились в 2 раза. Продолжался нарастать износ основных фондов, снижались надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения. Единственным способом преодоления кризиса являлось изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.

Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:

    • обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
    • снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
    • смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования [12].

Основными способами достижения указанных целей являются:

    • совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;
    • переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;
    • совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;
    • совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств [8].

1.2 Основные пути реформирования  ЖКХ

Важнейшим элементом реформы должно стать создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы, что позволит собственникам жилья и объектов коммунального назначения выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам. Развитие конкуренции в жилищно-коммунальной сфере осуществляется в целях создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения (в том числе технологически обусловленного) организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Для создания конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы предприняты пути реализации:

    • обеспечить, начиная с 1997 г., формирование муниципального заказа на обслуживание, ремонт и развитие объектов жилищно-коммунального назначения преимущественно на конкурсной основе.
    • осуществлять совершенствование договорных отношений дирекции единого заказчика и подрядчиков всех форм собственности на оказание услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда с применением экономических санкций за нарушение договорных обязательств.
    • с целью защиты интересов потребителей от предприятий - монополистов по качеству обслуживания и росту тарифов, а также создания конкурентной среды привлекать организации всех форм собственности к обслуживанию жилья на конкурсной основе с доведением доли муниципального жилья, обслуживаемого на конкурсной основе, к концу 1997 года до 20 %, к концу 1998 года до 50 %, к концу 1999 года до 75 %, к концу 2000 года до 100%.
    • проводить контроль за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями и потребителями услуг, надзор за состоянием государственного, муниципального и других жилищных фондов, а также указанных объектов, за выполнением обязательных технологических процессов, обеспечивающих экологическую безопасность населения силами управления городского хозяйства, государственной жилищной инспекции по Рязанской области, дирекции единого заказчика.
    • расширить практику осуществления контроля за установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей путем введения оценки объективности расчета затрат предприятий - естественных монополистов и прибыли для формирования цен, а также обеспечивать участие в работе региональных энергетических комиссий всех заинтересованных сторон при установлении тарифов как для организаций коммунального хозяйства, так и для организаций - поставщиков топливно-энергетического комплекса.
    • продолжить практику установки приборов учета и регулирования расхода воды, тепла, газа и других энергоресурсов [15].

Ключевой проблемой нового этапа реформирования жилищно-коммунального хозяйства является совершенствование системы договорных отношений, обусловленное появлением в этой сфере хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм. Появление новых видов собственников обусловлено потребностями в иных формах и методах инвестирования развития объектов жилищно-коммунального назначения в условиях ограниченности бюджетных средств. При этом наряду с диалогом «заказчик» - «подрядчик» (предприятие жилищно-коммунального хозяйства) формируются сложные многосторонние взаимоотношения, участниками которых являются:

    • инвестиционные, строительные и эксплуатационные организации различных форм собственности, осуществляющие финансирование, строительство, содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и управление ими;
    • собственники жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, представляющие их органы и управляющие компании;
    • потребители услуг - владельцы, наниматели и арендаторы жилых помещений, товарищества собственников жилья, другие организации [11].

1.3 Этапы реализации реформы

Существуют следующие этапы реализации реформы:

1. 1997-1998 годы;

2. 1999-2000 годы;

3. 2001-2003 годы.

Для I этапа характерно:

  • разработка нормативно - правовой базы и кредитно - финансовых механизмов реализации реформы;
  • завершение разграничения функций собственника, дирекции единого заказчика и обслуживающих организаций в государственном и муниципальном жилищных фондах. Переход на договорные отношения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;
  • доведение государственного и муниципального жилищных фондов, обслуживаемых на конкурсной основе, до 50 %;
  • формирование подходов к отбору на конкурсной основе управляющей и обслуживающей организаций для эксплуатации государственного и муниципального жилищных фондов;
  • переход на договорные условия предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, заключение в письменной форме договоров найма жилья государственного и муниципального жилищных фондов;
  • обеспечение контроля обоснованности и уровня тарифов на предоставление жилищно-коммунальных услуг с учетом реализации программы снижения затрат на их предоставление;
  • упорядочение системы льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан, и определение источников их финансирования;
  • включение в ставку оплаты жилья платы за найм и затрат на капитальный ремонт;
  • введение методов антимонопольного регулирования при установлении тарифов на услуги предприятий - естественных монополистов;
  • дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения, а также оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на коммунальные услуги при сверхнормативном их потреблении;
  • демонополизация деятельности предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства;
  • принятие городских стандартов, необходимых для перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;
  • организационное и методическое содействие созданию товариществ собственников жилья, включая помощь в обучении кадров;
  • переход к установке индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов в жилых домах - новостройках, реконструированном или отремонтированном жилье [17].

Для II этапа характерно:

  • доведение доли государственного и муниципального жилищных фондов, обслуживаемых на конкурсной основе, до 100 процентов. Использование практики выбора на конкурсной основе управляющей организации государственном и муниципальном жилищных фондах;
  • завершение в основном перевода жилищно-коммунального хозяйства на работу в режиме безубыточного функционирования;
  • поэтапное включение затрат по обязательному страхованию жилья в себестоимость жилищных услуг;
  • разработка методологии технико-экономических обоснований и инвестиционных проектов для привлечения организациями коммунального хозяйства средне- и долгосрочных кредитных ресурсов на развитие объектов инфраструктуры.

Для III этапа характерно:

    • завершение перехода на полную оплату затрат на обслуживание и ремонт (включая капитальный) жилья и коммунальных услуг в части покрытия текущих издержек;
    • завершение внедрения механизма обязательного страхования жилья;
    • обязательная установка в жилых домах индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов;
    • внедрение механизма привлечения кредитных средств для развития городской жилищно-коммунальной инфраструктуры с использованием различных источников инвестирования [17].

 

2 АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЧАЙКОВСКАЯ  УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ»

2.1 Краткая характеристика предприятия

Управление многоквартирным домом с помощью привлечения управляющей компании является одним из способов управления предлагаемых новым Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу в марте 2009 года. Управляющие организации обязаны обеспечить надлежащее содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, а также предоставлять коммунальные услуги гражданам в необходимом объеме и должного качества.

ООО «Чайковская управляющая компания»  работает с сентября 2009 года. На обслуживании управляющей компании находятся 167 многоквартирных жилых домов на территории Прикамского и Основного микрорайонов города,  общей площадью   400 304, 00кв.м [21].

Компания является членом НП «Ассоциация управляющих компаний» г. Перми. www.uk-permkrai.ru Цель Ассоциации – создание профессионального рынка управляющих компаний, налаживание эффективного взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями и властью.

Информация о работе Реформа ЖКХ на муниципальном уровне