Деятельность органов государственной власти по реализации государственной политики в сфере культуры: специфика и пути оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе, в форме еще не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур — Культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.

Содержание

Введение стр. 3
Глава 1: Теоретико-методологические основы изучения
государственной культурной политики
1.1. Теория и понятие культурной политики стр. 5
1.2. Нормативно-правовые основы реализации
государственной культурной политики стр. 13
Глава 2: Культурная деятельность на уровне государства и
субъекта РФ
2.1. Культурная деятельность на уровне Российской Федерации стр. 18
2.2. Характерные особенности разработки региональной
политики в области культуры стр. 21
2.3. Особенности функционирования органов государственной
власти в отрасли культуры в Ульяновской области стр. 23
Глава 3: Основные пути оптимизации работы органов
государственной власти в отрасти культуры
3.1. Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
в отрасли культуры стр. 30
3.2. Концепция развития культуры на период до 2020 года
в отдельных субъектах РФ стр. 39
2.3. Проблемы функционирования органов государственной
власти в отрасли культуры в Ульяновской области
и пути их решениястр. 41
Заключение стр. 54
Список литературы стр. 56

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовка по ГМУ.docx

— 123.08 Кб (Скачать файл)

В рамках реализации Концепции в отрасли культуры Министерством культуры Российской Федерации в отношении региональной политики в сфере культуры в 2013 году проведено 2 заседания Координационного совета по культуре при Минкультуры России и заседание его Президиума на которых обсуждались основополагающие вопросы развития отрасли.

В 2013 году проведен мониторинг деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры с целью выявления и стимулирования лучших регионов.

Социокультурные мероприятия в субъектах Российской Федерации находят существенную поддержку в рамках ежегодных конкурсов, организацию которых также осуществляет Минкультуры России, на присуждение 100 грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусств и премии Правительства Российской Федерации в области культуры.

В 2013 году проведена работа по организации конкурсов на присуждение:

— премии Правительства Российской Федерации в области культуры. В 2013 году на конкурс представлено более 80 проектов. Итоговое заседание Совета по премиям состоялось в ноябре. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 года №2493-р определены лауреаты премии Правительства Российской Федерации 2013 года в области культуры.

— 100 грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. В установленные сроки на конкурс 2013года поступило около 500 проектов из более 70 субъектов Российской Федерации. Состоялось итоговое заседание Совета по грантам (ноябрь), по результатам которого разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект распоряжения Президента Российской Федерации о присуждении грантов.

В 2013 году на реализацию творческих проектов в сфере изобразительного искусства выделено 50 грантов (субсидий) на общую сумму 250 млн рублей. Во всех федеральных округах прошли передвижные выставки, мастер-классы, научно-практические семинары.

Одним из главных направлений деятельности в данной сфере является поддержка культуры села.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 года №1062 «О мерах государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений», подготовлен ряд нормативных правовых документов:

— постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 года №30 «О порядке распределения и предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для последующего предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на выплату денежного поощрения лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений, и их работникам»;

— приказ Минкультуры России №266 от 26 марта 2013 года «О количестве денежных поощрений лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территории сельских поселений, и их работникам, и размере иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на их выплату для каждого субъекта Российской Федерации на 2013 год»;

— приказ Минкультуры России №306 от 2 апреля 2013 года «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 года №30».

В результате принятия данных нормативных актом впервые в 81 регионе России был проведен конкурс на определение лучших муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников. По итогам конкурса 1 000 лучших учреждений получили по 100 тысяч рублей и 1 000 лучших работников — по 50 тысяч рублей, на общую сумму 150 млн рублей.

Подготовлены проекты постановлений Правительства Российской Федерации о предоставлении иных межбюджетных трансфертов на:

— государственную поддержку (грант) комплексного развития региональных и муниципальных учреждений культуры;

— государственную поддержку (грант) больших, средних и малых городов — центров культуры и туризма;

— государственную поддержку (грант) на реализацию лучших событийных региональных и межрегиональных проектов в рамках развития культурно-познавательного туризма.

В 2013 году велась работа по подготовке и проведению мероприятий по более, чем 30 юбилейным датам: 250-летие со дня рождения Н.М. Карамзина, 200-летие А.К. Толстого, 200-летие И.С. Тургенева, 200-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова, 175-летие со дня рождения П.И. Чайковского и др.

Большая работа в 2013 году проведена по подготовке проведения в 2014 году Года культуры в Российской Федерации.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22 апреля 2013 года №375 «О проведении в Российской Федерации Года культуры» Министерством культуры РФ сформирован план основных мероприятий. Основные положения программы празднования одобрены в ходе состоявшегося обсуждения на первом заседании Оргкомитета.

Основные позиции проекта плана, опираясь на региональную доминанту, предусматривают: принятие стратегических мер, направленных на развитие сферы культуры; строительство, ремонт и реставрацию объектов культуры; модернизацию материально-технической базы учреждений культуры; комплекс мер по поддержке культуры села; учреждение грантов; расширение гастрольной деятельности; развитие киноиндустрии; сохранение и популяризацию культурного наследия народов России; модернизацию библиотек и культурно-досуговых учреждений, развитие детских школ искусств; комплекс мер по развитию культурно-познавательного туризма.

В настоящее время во всех регионах разработаны и утверждены планы мероприятий Года культуры, сформированы оргкомитеты под председательством глав или заместителей глав субъектов России.

Важным направлением государственной политики в сфере культуры является патриотическое воспитание граждан России.

В 2013 году Минкультуры России являлось ответственным исполнителем по 13 мероприятиям государственной политики в сфере патриотического воспитания является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Так, например, была создана и проведена мобильная экспозиция «Сибирь в Первой мировой войне», раскрывающая тему военно-патриотического воспитания молодежи в процессе поиска новых источников и изучения забытых фактов, восстановления памяти об участии воинских соединений Сибири в Первой мировой войне.

В рамках реализации Программы подготовлен оригинал-макета книг серии «Первая мировая война. Люди и сражения». В целях патриотического воспитания граждан Российской Федерации в книгах серии дано описание хода войны, основные битвы и сражения, роли выдающихся военачальников. Издание ориентировано на широкий круг читателей и представлять интерес для ученых-историков.

В рамках реализации программы подготовлен и направлен на регистрацию в Минюст России приказ Минкультуры России «Об учреждении ежегодной награды «Почетная грамота «За успехи в патриотическом воспитании». Почетным знаком за активную работу по патриотическому воспитанию награждены 4 организации культуры, памятной медалью «Патриот России» — 44 специалиста в сфере культуры.

В 2013 году совместно с Российским военно-историческим обществом были реализованы специальные программы, направленные на продвижение территорий, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Таким образом, работа по реализации Концепции ведется постоянно и, я считаю, что целевые показатели будут достигнуты. Но для того, чтобы это произошло необходимо не останавливаться на достигнутом, а двигаться дальше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Концепция развития культуры на период до 2020 года

 в отдельных субъектах  РФ.

 

На сегодняшний день в ряде регионов РФ созданы Концепции развития культуры на период до 2020 года. Передовыми регионами в данной сфере являются Ростовская область, Волгоградская область, Пензенская область, Чувашская республика и другие субъекты РФ.

Основными принципами развития культуры, в частности, в Волгоградской области являются:

- законность;

- системность и комплексность, рассмотрение направлений развития  культуры во взаимосвязи;

- обоснованность и приоритетность, обусловленные складывающейся социально-экономической обстановкой в стране и регионе; - историческая преемственность;

- непрерывное и поступательное  развитие культуры;

- признание культурного  разнообразия и осознания единства  культурного пространства региона;

- учет интересов и потребностей  всех групп населения;

- учет мнения и ожиданий  всех заинтересованных сторон  в развитии культуры - органов  государственной власти, местного  самоуправления, организаций культуры  всех форм собственности, получателей  услуг культуры, работников организаций  культуры, общественных организаций  и объединений в сфере культуры  и бизнеса;

- культурные права, свободы, плюрализм;

- доступность;

- гласность и информационная открытость, требующие объективного освещения в средствах массовой информации проблем и событий в сфере культуры;

- единство культурной  политики на различных уровнях  управления;

- ориентация на лучшие  отечественные и мировые практики  развития культуры в целях  совершенствования организационно-правовых  механизмов развития сферы культуры  Волгоградской области;

- измеряемость результатов.

В других субъектах РФ принципы развития культуры очень схожи, хотя отражают специфику развития региона, особенности традиций и т.д.

Важным аспектом любой региональной Концепции является то, что в одном документе полностью отражены все основные направления деятельности отрасли культуры, главные проблемы и пути их решения на территории субъекта РФ.

Таким образом, Концепция является решением проблемы отсутствия единства нормативно-правовой базы на уровне РФ, устраняет пробелы законодательства (например, отсутствие правовой базы регулирования в театрально сфере, культурно-досуговой сфере и т.д.) и является тем основополагающим документом, который может стать основой Программы развития культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Проблемы функционирования  органов государственной власти  в отрасли культуры в Ульяновской  области и пути их решения.

 

Ульяновская область позиционирует себя как регион с богатыми культурными традициями, которые необходимо поддерживать и развивать. Множество амбициозных проектов в сфере культуры позволяют говорить о динамичном развитии отрасли. В перспективе именно культура должна стать одним из локомотивов развития экономики региона, той чертой, которая будет отличать Ульяновскую область от других субъектов РФ. На сегодняшний день в этом направлении сделано достаточно много: сотрудничество с несколькими государствами в сфере культуры (Германия, Франция, Италия, Греция, Болгария и т.д.), проведение ежегодного культурного форума с приглашением известных отечественных и иностранных специалистов и т.д. Кроме того, начата работа по созданию музея СССР на территории региона. Этот проект может стать не только одним их брендов области, но и способствовать развитию туризма.

Еще одной из брендовых идей является идея формирования кластера творческих индустрий в регионе.

Идея о формировании кластера творческих индустрий в Ульяновской области появилась ещё в 2011 году. На протяжении 2011 и 2012 года на местном, региональном и международном уровне проводились дискуссионные площадки, рабочие встречи, консультации с экспертами и велась тесная работа с творческими предпринимателями, а также с региональными институтами развития и органами власти.

В 2013 году был сформулирован порядок построения кластера, определил ключевые направления, составы участников и экспертов, создал структуры кластера и его управления, а также сформировал дорожную карту по формированию кластера творческих индустрий на территории региона.

Однако, несмотря на то, что культуре в Ульяновской области уделяется много внимания, существует множество проблем, которые отрицательно сказываются на развитии  данной сферы.

Среди множества проблем, существующих в культуре, можно выделить следующие основные проблемы:

  • Недостаток финансирования на деятельность учреждений культуры;
  • Сохранение культурного наследия региона;
  • Укрепление материльно-технической базы
  • Недостаток квалифицированных кадров;
  • Низкий уровень заработной платы работников культуры.

Теперь рассмотрим каждую из указанных проблем в отдельности.

  1. Недостаток финансирования на деятельность учреждений культуры.

Деятельность Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области в течение 2013 года была направлена на выполнение одной из главных задач – это повышение эффективности использования финансовых средств Министерства как субъекта бюджетного планирования.

Информация о работе Деятельность органов государственной власти по реализации государственной политики в сфере культуры: специфика и пути оптимизации