Деятельность органов государственной власти по реализации государственной политики в сфере культуры: специфика и пути оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе, в форме еще не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур — Культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.

Содержание

Введение стр. 3
Глава 1: Теоретико-методологические основы изучения
государственной культурной политики
1.1. Теория и понятие культурной политики стр. 5
1.2. Нормативно-правовые основы реализации
государственной культурной политики стр. 13
Глава 2: Культурная деятельность на уровне государства и
субъекта РФ
2.1. Культурная деятельность на уровне Российской Федерации стр. 18
2.2. Характерные особенности разработки региональной
политики в области культуры стр. 21
2.3. Особенности функционирования органов государственной
власти в отрасли культуры в Ульяновской области стр. 23
Глава 3: Основные пути оптимизации работы органов
государственной власти в отрасти культуры
3.1. Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
в отрасли культуры стр. 30
3.2. Концепция развития культуры на период до 2020 года
в отдельных субъектах РФ стр. 39
2.3. Проблемы функционирования органов государственной
власти в отрасли культуры в Ульяновской области
и пути их решениястр. 41
Заключение стр. 54
Список литературы стр. 56

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовка по ГМУ.docx

— 123.08 Кб (Скачать файл)

На уровне субъектов РФ реализуются федеральные программы в области культуры и искусства, разрабатываются региональные целевые программы, а также необходимые для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства.

Политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной политики.

 С начала 1990-х годов одним из основных видов взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в сфере культуры являются федеральные целевые программы (ФЦП), которые позволяют развивать отрасль культуры по различным направлениям.

Программа представляет собой согласованный по ресурсам, исполнителям, времени осуществления комплекс плановых мероприятий, направленный на решение конкретной проблемы в установленные сроки .

Культурная политика  РФ регулируется через программное регулирование.

Сейчас разработкой культурных программ в России занимаются как на федеральном, так и на региональном уровне.

Программы:

1)  I федеральная программа  «Развитие и сохранение культуры  и искусства РФ» 1993-1996 г.

Приоритетами этой программы были сохранение национальной культуры, культурного наследия, инновации в культуре.

Но программа не была выполнена, т.к. была плохо профинансирована.

2) II президентская программа  «Развитие и сохранение культуры  и искусства РФ» 1997-1999 г.

Помимо бюджетного финансирования разрешалось функционирование культуры из других источников (но не > 5%);

Определялись направления расходования всех финансовых средств;

Функционирование предполагалось через систему государственных заказов.

Приоритетами этой программы являлись:

  • Сохранение культурных ценностей,
  • Развитие и поддержка российского кинематографа,
  • Развитие и поддержка архивного дела,
  • Развитие и поддержка циркового искусства.

В программе были прописаны плановые показатели – сроки реализации программы.

Система финансирования была многоканальная - финансирование шло по долевому принципу (деньги поступали как из федерального, так  из регионального и муниципального бюджетов).

Но и эта программа не была выполнена, т.к. фактическое финансирование культуры (0,3 – 0,9%) было значительно меньше, чем закрепленное в законодательстве ( 2% из федерального бюджета, 6% из регионального).

3) Программа «Культура  России» 2001-2005 г.

Были определены 3 приоритетных блока для государственного финансирования:

  • сохранение культурного наследия РФ
  • развитие и поддержка архивов
  • развитие и поддержка кинематографа РФ

Также приоритетами являлись :

  • предотвращение сокращения сети культурных учреждений
  • сохранение кадрового потенциала отрасли культуры

4) Программа «Культура России» 2006-2011 г.

Помимо приоритетов, обозначенных в программе 2001-2005 г ,

был поставлен вопрос об изменении организационно-правовых форм в организациях исполнительских искусств.

Появились такие понятия, как автономное учреждение (АУ) и бюджетное учреждение (БУ).

Финансирование культуры сократилось на 12%.

5) Программа «Культура  России» с 2012-2018 г.

Приоритеты:

  • воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества; 
  • развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;
  • сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;
  • поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества.

ФЦП в культуре играют важную роль, позволяя развивать культуру в том или ином направлении. Но недостатком этого метода в том, что государство выступает в роли «инженера», развивая одни направления и ограничивая развитие других отраслей культуры. На мой взгляд, это не совсем правильно, так как деятельность в культуре развитие жизни - создание необычного и в какой-то мере элитарного (это может быть литературные произведения, исполнительское искусство, изобразительное искусство и т.д.). Поэтому «загонять в рамки» культуру означает искусственно «сдерживать» как  развитие культуры, так и развитие общества в целом.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры

 

Для настоящего времени характерен процесс самоорганизации субъектов РФ, сущность которого заключается в фактическом самоопределении регионов, в самостоятельном выборе ими своих моделей развития. Процесс этот пока преимущественно спонтанный, однако, в его рамках рождается, а правильнее сказать - возрождается идеология регионализма.

Региональная политика понимается как деятельность государства по регулированию экономического, социального, этнополитического развития страны в пространственном (региональном) аспекте. Из этого следует, что такая политика должна строиться дифференцированно.

С одной стороны, под "регионом" понимается географическое пространство (территория), отличающаяся совершенно определенным характером направления развития всех его структур - экономических, этнических, демографических, социокультурных и других.

При этом отмечается, что территория региона может совпадать или не совпадать с национально-территориальными или административными границами. В плане экономического регионализма в России насчитывается традиционно десять-одиннадцать регионов, которые относятся к числу укрупненных экономических регионов. С другой стороны, под "регионом" подразумевается совокупность административных единиц. Поскольку территориальное начало федеративного устройства России является абсолютным, то в этом аспекте все субъекты Федерации выступают как регионы.

Основной смысл государственной региональной политики заключается в переломе идеологии иждивенчества и зависимости от Центра (федеральных органов власти), формирование опережающих технологий социально-культурного и научно-технического развития в регионах России.

Сразу следует отметить, что будущее социальных систем, в том числе культурных, отличается высокой степенью неопределенности, и прогнозирование его крайне затруднительно, но и крайне необходимо. Необходимость формирования региональной системы культуры и новой системы управления ею вытекает из ситуации, сложившейся в экономической, кадровой и социальной политике и характеризующейся следующим:

1. Возрастают финансовые  потребности культуры, а государственное  финансирование данной сферы  все еще происходит по остаточному  принципу. Решение рассматриваемой  проблемы в рамках региональной  системы позволит распределять  интегрированные средства, поступающие  из бюджета и прочих источников  в состав единого регионального  фонда финансирования, наиболее  рационально и эффективно.

2. Жестко регламентированный  жизненный путь человека в  условиях унитарного государства  сегодня постепенно начинает  сменяться собственной стратегией  личности, принимаемой в условиях  выбора. Образуется все больший  разрыв между государственными  и личными планами человека.

3. Происходящие структурные  и содержательные изменения в  сфере культуры приводят к  изменению всей модели управления  и стиля управления. Отношения  между органами управления федерального, регионального и местного уровней  строятся на основе новых моделей  управления, одним из механизмов реализации которых являются соглашения, заключенные между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Минкультуры России. Стиль управления культурным процессом приобретает системный уровень.

Министерство культуры России начало активно развивать вертикальные связи, определяется характер взаимодействия между федеральными и региональными органами власти. Они строятся на партнерской основе и, как правило, достаточно конструктивными. Стали заключаться соглашения о культурном сотрудничестве между Министерством культуры РФ, ее субъектами и их межрегиональными формированиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Особенности функционирования  органов государственной власти  в отрасли культуры в Ульяновской  области

 

На территории Ульяновской области осуществление деятельности в сфере культуры производит  Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области (далее – Министерство), который является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативному правовому регулированию, а также правоприменительные функции в сфере культуры, искусства, кинематографии, архивного дела и образования в сфере культуры и искусства; контроль за соблюдением законодательства об архивном деле и за состоянием государственной части Музейного фонда Российской Федерации.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом Ульяновской области, законами и иными нормативными правовыми актами Ульяновской области, а также Положением о Министерстве искусства и культурной политики Ульяновской области.

Министерство осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, а также творческими союзами, общественными объединениями и иными организациями и гражданами в сфере культуры, искусства, кинематографии и архивного дела.

Министерство осуществляет следующие функции:

  • управление обслуживанием населения библиотеками, находящимися в собственности Ульяновской области.
  • поддержка музеев, учреждений культуры и искусства, народных художественных промыслов (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации), областных и местных национально-культурных автономий, изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности, кинематографии.
  • контроль за выполнением условий предоставления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета Ульяновской области в сфере культуры и архивного дела.
  • управление архивным делом.

Для исполнения своих функций Министерство доолжно осуществлять следующие виды деятельности:

1. Изучать потребность Ульяновской области в специалистах в сфере культуры, искусства, кинематографии, архивного дела и образования в сфере культуры и искусства, устанавливает контрольные цифры приёма в подведомственные образовательные учреждения профессионального образования в сфере культуры и искусства, координирует деятельность подведомственных учреждений по переподготовке и повышению квалификации специалистов.

2. Разрабатывать проекты законов Ульяновской области и нормативных правовых актов Губернатора Ульяновской области и Правительства Ульяновской области по вопросам, находящимся в компетенции Министерства.

3. Разрабатывать и реализовывать областные целевые и ведомственные целевые программы развития культуры, искусства, кинематографии, музеев, архивного дела и образования в сфере культуры и искусства на территории Ульяновской области, участвует в реализации соответствующих государственных программ.

4. Проводить в установленном порядке конкурсы, аукционы и заключает государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Министерства.

Информация о работе Деятельность органов государственной власти по реализации государственной политики в сфере культуры: специфика и пути оптимизации